Проект урока в 9 классе. Программный блок «Население Российской Федерации»
учебно-методический материал по геометрии (9 класс) по теме

Зеленина Адда Николаевна

Проект урока в 9 классе. Программный блок «Население Российской Федерации». Изучаемая тема:  «Исторические особенности заселения и освоения территории России». Урок посвящён легендарному Ермаку «Как Ермак покорял Сибирь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как Ермак покорял Сибирь34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением
предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

614066, г. Пермь, ул. Баумана, 16. Тел./факс (342) 228-09-60, 228-07-33

Тел. (342) 221-88-25, 228-07-70

Е–mail: school132@mail.ru, gcon82@pstu.ac.ru,

http://www.school132.perm.ru/

Урок разработан учителем географии

Зелениной Аддой Николаевной


Проект урока в 9 классе

Программный блок

«Население Российской Федерации»

Изучаемая тема:

«Исторические особенности

заселения и освоения территории России»

Урок посвящён легендарному Ермаку

«Как Ермак покорял Сибирь»


Работа по реализации содержания урока (Прокладка предполагаемого маршрута Ермака)

Учащиеся выполняют задания, выполнение которого приведёт к достижению запланированных результатов.


Дидактические цели урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа с материалом по теме урока.
  3. Изучение технологической карты урока.

Тип урока – урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Обеспеченность урока:

  1. Использование компьютеров, подключённых к интернету, использование программы «Google  Планета Земля».
  2. Использование бумажных источников информации.
  3. Картографическая оснащённость урока (атлас 8-9 класс, карты России, Пермского края).
  4. Бумага, фломастеры.

Требования подготовки к уроку:

  1. Изучить  по различным источникам информации биографию Ермака.
  2. Знать, как Строгановы получили от Ивана Грозного нашу землю в подарок, (этот материал учащиеся приносят на урок, обмениваются им внутри группы, обсуждают). (Время – 15 минут).

Уметь: анализировать, объединять и применять собранный материал для объяснения различных вопросов, связанных с походом Ермака.

Использовать различные методы познания:

  • Картографический
  • Анализирующий
  • Поисковый

Задачи урока:

Формирование общеучебных умений и навыков.

Тип урока:

Интеграционный межпредметный

Цели:

Ориентация урока на достижение УУД (личностных, метапредметных).

Практический потенциал урока:

  • Объяснить
  • Анализировать
  • Развивать исследовательские умения

Технологическая карта урока

Раздел технологической карты

Содержание раздела

  1. Тема

Дорогой Ермака

  1. Цели работы по освоению учебного материала

Ориентация урока на достижение УУД:

- личностных

- метапредметных

  1. Планируемые результаты
  • Развитие учебно-информационных умений и навыков (поиск и отбор информации, работа с текстом, поиск ответов на вопросы)
  • Развивать учебно-коммуникационные умения и навыки
  • Умение участвовать в совместной деятельности
  • Умение представить результаты работы (схема)
  1. Поэтапная самостоятельная работа учащихся по реализации содержания, целей и задач урока.
  1. Как всё начиналось?
  2. Изучаем и делаем схему маршрута Ермака
  3. Презентация выполненной работы по группам.
  4. Запомни!
  5. Рефлексия (соотнести результат с целью урока)

  1. Домашнее задание
  1. Где установлены памятники Ермаку?
  2. Какие объекты в нашем крае носят имя Ермака?

Представить в виде презентации


Ход работы с технологической картой

  1. Технологическая карта выделяется каждой группе, ознакомившиеся с ней учащиеся определяют свои задачи.

Каждая группа обсуждает и определяет, какие задачи они выдвинули (2-3 задачи).

  1. Работа с источником информации на бумаге, который содержит информацию о Руси, Сибирском ханстве, Ермаке. Жалованная грамота братьям Строгоновым.

ДОРОГОЙ  ЕРМАКА

Занимая место на краю Европы, Русь постоянно подвергалась нападениям кочевых орд с востока.

Раздробленность и внутренние междоусобицы подорвали могущество РУСИ, и татаро- монгольские завоеватели на два с лишним века поработили страну. Как только Русь вновь обрела единство и покончила с внутренниМИ ВОЙНАМИ, она тут же сбросила ненавистное Иго. Русские войска сокрушили Астраханское, Казанское ханства.

Затем наступила очередь Сибирского ханства, последнего осколка Золотой Орды в Зауралье.

Поход ЕРМАКА в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими.

Из многих народных героев, которыми гордится уральская земля, один из самых любимых и популярных, казацкий атаман - Ермак Тимофеевич.

В Прикамье множество речушек, скал, урочищ, населенных пунктов носит имя Ермака и его друзей.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Царь Иван Грозный, решил поручить охрану восточных границ солепромышленникам СТРОГАНОВЫМ: «Били челом Перед Иваном Г розным братья Строгановы, что лежат де по обе стороны от реки Камы земли нехоженые и хотят они торговые люди построить там города и снабдить их оружием для обороны».

Он пожаловал им земли по Каме и по реке Чусовой и наделил неограниченными правами

А доверие Царя Ивана Грозного потомки СТРОГАНОВЫХ оправдали.

1 сентября 1582 года вышел из строгановского ОРЛА— городка казачий отряд во главе с атаманом ЕРМАКОМ.

Им была взята столица Сибирского ханства.

С присоединением Западной Сибири к Российскому государству прекратились набеги на пермскую землю.

З А Д А Н И Е  :         :Есть картина В. Сурикова : «Покорение Сибири Ермаком», стихотворение ,К .Рылеева «Смерть Ермака»,многочисленные легенды, найди их.

Много книг  о Ермаке, прочти хотя бы одну из них.

Если тебя заинтересовала тема, можешь принять участие в проекте -

«ЕРМАК И СТРОГАНОВЫ».

Ученые предполагают, что одним из отрядов, принятых НА СЛУЖБУ Строгановыми был отряд Ермака.

ИЗУЧАЕМ И ДЕЛАЕМ СХЕМУ МАРШРУТА ЕРМАКА (предполагаема схема)

 

Что используем?

Карты атласов России, Пермского края, другие картографические пособия.

Необходимы материалы для работы:

  • :лист формата А -4
  • цветные карандаши или фломастеры.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

1 Картографический этап—

На картах найди реки: Кама, Чусовая, Серебрянка, Тагил,

Тура, Тобол, Иртыш.

 Города: Соликамск, Усолье, Орел- городок, Тобольск.

2.Изобрази  на схеме, перечисленные реки и населенные пункты.

Как известно дружина Ермака выступила в поход 1 сентября 1581 года из Орла-городка, расположенного южнее Соликамска

  1. Спустились вниз по реке КАМА до ЧУСОВОЙ, далее вверх по Чусовой до peкu Серебрянки. Некоторые ученые считают, что здесь они перезимовали. А ранней весной 1582 года по волоку длиною 30 км понесли на плечах пушки, весь походный скарб, струги и лодки на берег Тагила

  1. .Вслед за первым льдом стали спускаться вниз по Тагилу, который впадает в Туру, а Далее вышли к реке Иртыш, и тут снова пришлось казакам подниматься вверх по реке по холодной осенней воде.

  1. Здесь уже открывалась прямая дорога к Кашлыку - столиие Сибирского ханства.

Неподалеку от нее состоялся бой, после него войско ЕРМАКОВО беспрепятственно вошло в ханскую столицу. Татарское городище очень мало напоминало русские посады.

Кашлык не был городом в прямом смысле этого слова.

Располагавшаяся на вершине крутого яра площадка имела небольшой диаметр. Здесь помещалась мечеть и несколько построек, служивших резиденцией для КУЧУМА. Казаки зимовали не в Кашлыке, а на острове, имевшем большую площадь и естественные укрепления.

 

  1. С наступлением лета Ермак предпринял поход в южные пределы ханства, дошел до устья реки ВАГАИ, где и разбил лагерь. Ермак не подозревал о том, что совсем близко от Вагая, татары утроили засаду.

  1. ГИБЕЛЬ ЕРМАКА

.В ночь на 6 августа 1585 года на Вагае татары окружили воинов, но силы были неравные. Казаки стали отступать, им надо было быстрее погрузиться в струги и как можно быстрее отчалить от берега, но ЕРМАК по преданию не смог вскочить на струг, его увлекла на дно кольчуга .подаренная ему, Иваном Грозным, так гласит легенда.

Прошло несколько лет, прежде чем правительственные войска закрепились в Сибири и выстроили в окрестностях Кашлыка крепость ТОБОЛЬСК, ставшую новой столицей края. Через30 лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума.

Река ВАГАЙ приток Реки ИРТЫШ, укажи место гибели ЕРМАКА.


З А П О М Н И

1558г -первая жалованная грамота СТРОГАНОВЫМ на земли по реке КАМА

1564г строительство ОРЛА- городка(Каргедан)

1 сентября 1582года начало сибирской экспедиции ЕРМАКА 

5 августа 1585 года гибель ЕРМАКА

1587 год строительство города ТОБОЛЬСКА – РУССКОЙ СТОЛИЦЫ Сибири

Прочти отрывок из стихотворения Кирши Данилова и ответь на вопрос, где,

  по-твоему казаки испытали наибольшие затруднения?

        Где Ермаку пути искати?

        Путя ему искать по Серебряной реке.

...По Серебряной пошли.до Журавля дошли.

Оставили они тут лодки—коломенки.

На той Баранчуковской переволоке,

        Одну тащипи,да надсадились,

        Там ее и покинули.

        И в то время увидели Баранчук-реку.

        Обрадовались,понаделали баты сосновые

        И лодки набойницы.


ЗАДАНИЕ:

Где установлены памятники ЕРМАКУ?

Какие объекты в нашем крае носят имя ЕРМАКА?


Работа в программе «Google Планета Земля»

Прокладка маршрута, Орёл-городок-Кашлык.

ФГОС предполагает перестройку методической системы, форм и методов, средств обучения. В проектировании урока, я прежде всего опиралась на структуру требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС) изложенных в статье Е.А. Беловоловой опубликованной в журнале «География в школе» №6 2011г. Изучила операционную структуру некоторых универсальных учебных действий.

Результат, я соотнесла с поставленными целями и задачами, считаю, что он соответствует дидактическим задачам урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока обществознания для 9 класса по теме "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя"

разработка урока обществознания для 9 класса по теме "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя"...

Презентационный материал к уроку по теме "Избирательная система в Российской Федерации. Политические партии"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Демократические выборы и политические партии"...

Интегрированный урок на тему "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации"

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами пи...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...

Урок- практикум "Население Российской Федерации"

Презентация к уроку- практикуму "Население Российской Федерации" содержит подбор заданий, составленных на основе тестов открытого банка заданий ОГЭ по географии....