Применение технологии интегрированного урока с использованием оригами в рамках изучения геометрии
учебно-методический материал по геометрии по теме

Капин Артем Витальевич

 

Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок  и  стало  придворным  искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami_i_geometria.doc961.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами и геометрия

Российское образование находится на пороге введения новых стандартов в средней школе. И перед каждым учителем появятся новые вопросы. Что такое метапредметный подход и как его использовать на уроках? Как организовать проектную деятельность? Как соответствовать требованиям, заявленным в новым стандартах? И один из способов, позволяющих ответить на поставленные выше вопросы – это использование интегративных уроков. Эта идея не нова. Поэтому новизну своей работы я вижу в самой предметной области, с которой я интегрирую урок геометрии. Эта предметная область – искусство оригами.

Интегрированный урок геометрии и оригами как пример активизации творческой деятельности учащихся основной школы

Данный урок содержит две части: сборки фигурки «свиньи» из заранее заготовленных учителем бумажных квадратиков и решения задач по геометри.

Часть 1: В начале урока учитель рассказывает об искусстве оригами, затем раздаёт бумажные заготовки. С помощью компьютера, проектора  и приготовленного заранее в   PowerPoint материала осуществляется 1 часть урока.

В результате получается:

Часть 2: Учитель просит перенести чертёж полученной фигурки в рабочую тетрадь и обозначить буквами некоторые точки (как на фото внизу). Сам учитель делает то же самое на доске.

Далее предлагается решить следующую задачу, предварительно обозначив некоторые вершины.

Задача.

Прежде  чем давать условие задачи, учитель задаёт вопрос классу: какие геометрические фигуры получились на рисунке? На что похож четырехтреугольник ABCD? Далее учитель спрашивает определения треугольника, трапеции, равнобедренной трапеции и т.д.

ABCD – равнобедренная трапеция.

AB=8 см, CD=5 см, AE=5 см, EC=2 см , угол AEC = 300. Найти периметр ABCD. Ответ округлите с точностью до десятых.

В данной задачи предполагается использование калькулятора для вычисления квадратного корня.

        

Решение.

1) PABCD=2CD+13

        2)Рассмотрим треугольник ACE: обозначим AC=c, CE=b, EA=a

           По теореме косинусов: c2=a2 + b2 - 2abcosAEC

      c2=25+4-20 ;         c2=11,7 ;  c≈3,4   PABCD≈6,8+13≈19,8

                                                                                          Ответ:  ≈ 19,8

В данной задачи отрабатывается приём использования теоремы косинусов для нахождения неизвестных элементов в треугольнике, вспоминается понятие периметра геометрической фигуры.

В зависимости от темы урока можно составить любую подходящую задачу. Также можно использовать этот материал для объяснения новой темы, например «Трапеция»

Предлагая учащимся самостоятельно подготовить презентации, в которых рассматривались бы сборка некоторой фигуры оригами и решение геометрической задачи, можно организовать проектную деятельность по геометрии (математике).

Обобщив разработанные учащимися презентации, можно сделать электронный ресурс, разбив весь материал на пункты согласно изучаемым темам по планированию.

Данный материал позволит сделать уроки геометрии интересными, способствует активизации творческой деятельности учащихся и повышению профессиональных компетенций учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»

•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...

Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...