Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.
презентация к уроку по геометрии (10 класс) по теме

Насонова Татьяна Владимировна

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект проведения урока

Используемый УМК : учебник  «Геометрия 10-11»  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Изд. – М.: «Просвещение»,  2006.

Класс: 10

Место занятия в структуре образовательного процесса:

  1.  Урок по учебному плану – первый.
  2. Тема урока по учебно-тематическому плану «Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:    ознакомить учащихся с содержанием курса стереометрии , изучить аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.

Задачи:  обучающие: создать условия для формирования основных понятий, аксиом; сформировать умение работать с текстом учебника; с текстом, предъявляемым на экране монитора; формировать умение, находить примеры на предметах окружающего мира, формировать умение мыслить пространственно; анализировать, наблюдать, делать выводы;

развивающие: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес, расширять представления учащихся об окружающем мире, поддерживать интерес к изучаемому предмету; содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;

воспитывающие: активизировать интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ.

Оборудование:

  1. Персональный компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  2. Презентация «Аксиомы  стереометрии».
  3. Приложения (раздаточный материал).
  4. Модели точки, прямой, плоскостей, пересекающихся плоскостей.

Ход урока:

Этапы урока и их содержание

Деятельность

учителя

учащегося

I.Организационный момент.

Организационная

Сообщают об отсутствующих

II. Постановка цели.

Слайд 1. Сегодня на уроке мы познакомимся со второй частью курса геометрии – стереометрией, изучим аксиомы стереометрии и научимся применять их при решении геометрических задач.

Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока.

Записывают в тетради.

III. Изучение нового материала.

Слайды 2 – 4. Вступительное слово учителя о новом разделе геометрии – стереометрии – геометрии пространства, основные фигуры пространства, их обозначение.

Слайды 5 – 6. Понятие геометрического тела, примеры.

Слайд 7. Геометрические понятия в стереометрии.

Слайд 8. Понятие аксиомы.

Исследовательская работа.

Проводит беседу.

Комментирует.

Комментирует.

Предлагает учащимся вспомнить и сформулировать аксиомы планиметрии.

Вызывает трех учеников, дает три карандаша и просит поставить их так, чтобы они не лежали на одной прямой и кладет сверху макет плоскости.

Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетрадь основные понятия.

Формулируют аксиомы планиметрии.

Ученики выходят к доске, выполняют указания учителя.

Пытаются самостоятельно сформулировать А1.

Этапы урока и их содержание

Деятельность

учителя

учащегося

Слайд 9. Аксиома 1.

Слайд 10. Аксиома 2.

Слайд 11. Аксиома 3.

Слайды 12 – 13.

Формулирует  А1.

Формулирует  А2.

Формулирует  А3.

Поясняет.

Иллюстрируют в тетради А1.

Иллюстрируют в тетради А2.

Иллюстрируют в тетради А3.

Внимательно слушают и записывают в тетрадь.

IV. Формирование умений и навыков учащихся

  1. Вопросы для самоконтроля (проверка усвоения теоретического материала).

1. В каком случае три точки пространства не определяют положение плоскости, через них проходящей?

2. Как расположены две плоскости, если в каждой из них лежит один и тот же треугольник?

3. Из прямых и плоскостей, проходящих через вершины куба ABCDA1B1C1D1, назовите:

  а) пары пересекающихся прямых;

  б) тройки прямых, пересекающихся в одной точке;

  в) пары пересекающихся плоскостей;

  г) тройки плоскостей, пересекающихся в одной точке.

                B1                    C1              

       A1                     

           

                                               C

         A                   D        

Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Этапы урока и их содержание

Деятельность

учителя

учащегося

  1. Устная работа.

Слайды 14 – 16. Решение задач по готовым чертежам.

  1. Решение задач с комментированием.

Слайды 17 – 19. Решение задач по готовым чертежам.

Предлагает учащимся выполнить задание.

Предлагает учащимся выполнить задание на  выданных перед уроком  листах с задачами.

Отвечают.

Обсуждают и записывают решение на выданном раздаточном материале.

V. Итог урока. 

                                 

Вместе с учащимися подводит итоги урока. Предлагает учащимся следующие вопросы:

- Какую цель Вы ставили перед собой вначале урока?

- Как вы считаете достигли ли Вы эту цель?

- Узнали ли Вы что-нибудь новое на уроке?

- Что Вам запомнилось на уроке?

Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

VI. Домашнее задание с комментированием. 

Слайды 20 – 21.

Озвучивает домашнее задание, комментирует решение задания № 6.

Записывают в дневник, внимательно слушают комментарий.

Необходимые ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Источники информации

Используемая литература:

  1. Атанасян А.С. Геометрия 10-11. Изд. –  М.: Просвещение 2006.
  2. Ковалева Г.И. «Дидактические материалы по геометрии 10» разрезные карточки.
  3. Саакян С.М.,  Бутузов В.Ф. «Изучение геометрии в 10 11 классах. Методические рекомендации к учебнику». Изд. –  М.: Просвещение 2006.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. Сайт http://it-n.ru Савченко Е.М (Материалы курса «Мультимедийные презентации для уроков математики»).  
  2.   Opera - [  Яндекс.Картинки:         аксиомы стереометрии

Приложение 1. Раздаточный материал.

К вопросам для самоконтроля.

Приложение 2. Раздаточный материал.

Задача № 1.

Пользуясь данным рисунком, назовите:

а) две плоскости,   содержащие прямую DE , прямую EF.

Решение:

б) прямую, по которой пересекаются плоскости DEF и SBC; плоскости FDE и SAC .

Решение:

в) две плоскости, которые пересекает прямая SB; прямая AC .

Решение:

Задача № 2.

Пользуясь данным рисунком, назовите:

а) Две  плоскости, cодержащие

      прямую  DE.

Решение:

б) Прямую  по которой пересекаются плоскости  АЕF  и  SBC.

Решение:

в) Плоскость, которую пересекает  прямая  SB.

Решение:

Задача № 3.

Пользуясь данным рисунком, назовите:

а) Две  плоскости,  cодержащие  прямую EF.

Решение:

б) Прямую  по которой

    пересекаются  плоскости  

    BDЕ  и  SAC.

Решение:

в) Плоскость,  которую

    пересекает  прямая  AC.

Решение: