РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 7 класс Атанасян
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Фёдорова Анастасия Игоревна

Рабочая программа по геометрии, 7 класс, учебник Атанасяна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Геометрия 7» на 2013-14 учебный год. Составлено учителем математики ГБОУ СОШ №914 Фёдоровой А.И.        стр.  из

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 914

_________________________________ГБОУ СОШ № 914___________________________________

119517, Москва, ул. Матвеевская, д.34, корпус 2

тел. (495) 441 – 15 – 11,факс (495) 441 – 00 – 38,сайт: sch914.mskzapad.ru,

e-mail: school 914@mail.ru

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №_____

от __________________20____года

Председатель педсовета

__________________ Чужмарова Т.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 7Б класс

Количество часов: 68 часов в год        Уровень: базовый

Учитель: Фёдорова А.И.

Программа разработана на основе:

Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2009)

Дополнительная литература:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
  • Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутузов. – М: Просвещение, 2011
  • Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  • Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна / авт.-сост. Т.А. Саталова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
  • Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] «Геометрия 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьефа, Л.А. Тапилина. – 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2011
  • Гаврилова Н Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
  • Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб. Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии 7 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования», учебного плана ГБОУ СОШ №914. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования и рекомендации из следующего списка литературы:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
  • Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутузов. – М: Просвещение, 2011
  • Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  • Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна / авт.-сост. Т.А. Саталова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
  • Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] «Геометрия 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьефа, Л.А. Тапилина. – 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2011
  • Гаврилова Н Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
  • Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб. Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003

Сознательное овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что ее объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Умение анализировать текст, извлекать из него необходимую информацию, строить доказательную базу, опираясь на факты, строго и последовательно излагать аргументы, приобретаемые учащимися в процессе изучения геометрии, помогают учащимся при написании сочинений, при изучении и изложении знаний по всем предметам школьного курса и при общении в повседневной жизни.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, всего 68 уроков.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.

Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.

Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

Треугольник. Виды треугольников. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Четырехугольник. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Вписанные и описанные многоугольники.

Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на n равных частей.

Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.

ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Периметр многоугольника.

Длина окружности, число , длина дуги окружности. Градусная мера угла.

Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника, треугольника. Площадь круга и площадь сектора.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.

ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ

Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если…, то; в том и только в том случае…, логические связки и, или.

ГЕОМЕТРИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа . Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л.Эйлер. Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометриических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

  • умение работать с геометрическим текстом (структурировать, анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение применять аппарат алгебры при решении задач геометрического характера;
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Начальные геометрические сведения (10 часов)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся, путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1 – 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Хотя учителю есть смысл провести общую беседу о аксиоматике, опытным путем подвести учащихся к формированию аксиомы :»Через две точки на плоскости можно провести прямую и при том только одну». Остальные необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальныммоментомданнойтемыявляетсявведениепонятияравенствагеометрическихфигурнаосновенаглядногопонятияналожения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники(18 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Параллельные прямые(14 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрестлежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение следует обратить внимание учащихся на отличие алгоритма решения таких задач от задач, решаемых ими ранее при изучении математики, алгебры, геометрии, а также при изучении других предметов школьного курса – при решении задач на построение необходимо выполнить анализ, исследование, доказательство, и только потом можно переходить к построению и описанию построения. Однако, при решении задач на построение в 7 классе анализ, исследование и доказательство можно выполнить устно, а при записи ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение (7 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Учащийся научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  • вычислять объем прямоугольного параллелепипеда

Учащийся получит возможность:

  • вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  • применять понятие развертки для выполнения практических расчетов

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, симметрия, поворот, параллельный перенос);
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве

Учащийся получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
  • приобрести опыт применения алгебраического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  • научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек

ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Учащийся научится:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, кругов и секторов;
  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)

Учащийся получит возможность:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  • приобрести опыт применения алгебраического и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 7 КЛАССЕ

В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными УУД, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

овладеть следующими понятиями:

  • угол, луч, прямая, отрезок;
  • треугольник и его виды;
  • медиана, биссектриса, высота;
  • признаки равенства треугольников;
  • признаки параллельных прямых;
  • свойства параллельных прямых;
  • аксиомы параллельных прямых;
  • соотношения между сторонами и углами треугольника;
  • неравенство треугольника;
  • свойства прямоугольного треугольника;
  • расстояние между параллельными прямыми;
  • построение треугольника по трем элементам;
  • окружность

знать и уметь:

  • формулировать изученные определения, аксиомы, теоремы
  • доказывать изученные теоремы;
  • уметь проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
  • знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
  • знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
  • знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
  • знать и уметь использовать для решения поставленной задачи определение параллельных прямых, свойства и признаки, связанные с пересечением прямых секущей
  • уметь строить треугольник по трем элементам;
  • знать понятие математического доказательства и уметь проводить его; знать и уметь приводить примеры доказательств;
  • знать понятие алгоритма и уметь строить алгоритмы и действовать по алгоритму; уметь приводить примеры алгоритмов;
  • знать, как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач, оперировать с понятиями больше на, больше в, меньше на, меньше в;
  • знать, каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимосвязи;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления.

Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности. Использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умение учащихся выделять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

  • Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009
  • Тематический контроль по геометрии. 7 класс. Учебное пособие / Мельникова Н.Б. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013
  • Белицкая О.В. Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010 – Ч. 1
  • Белицкая О.В. Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010 – Ч. 2
  • Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

ЛИТЕРАТУРА:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
  • Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутузов. – М: Просвещение, 2011
  • Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  • Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна / авт.-сост. Т.А. Саталова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
  • Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] «Геометрия 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьефа, Л.А. Тапилина. – 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2011
  • Гаврилова Н Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
  • Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб. Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003
  • Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля \ авт.-ссот. Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2008
  • Рабочая тетрадь по геометрии: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 класс» (изжательство «Просвещение»): 7-й кл. / Т.М. Мищенко. – М.: Аст: Астрель: Полиграфиздат, 2010
  • Левитас Г.Г. Математические диктанты. Геометрия. 7-11 классы. Дидактические материалы. – М.: ИЛЕКСА, 2008
  • Карпушина Н.М. Развивающие задачи по геометрии. 7 класс. – М.: Школьная пресса, 2004 («Библиотека журнала «Математика в школе»)
  • Азевич А.И. Задачи по геометрии. 7-9 классы: Дидактические материалы и контрольные работы. – М.: Школьная пресса, 2004 («Библиотека журнала «Математика в школе»)
  • Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – 7-е изд., испр. и доп. – М: Илекса, 2008
  • Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 7 класса. – М: Илекса, 2003

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов и контрольных работ, предусмотренных данной программой на изучение каждого раздела соответствует количеству соответствующих часов, рекомендуемых в примерной программе

План контрольных работ:

номер контрольной работы

примерные сроки проведения

Контрольная работа №1 "Начальные геометрические сведения"

30.10.13 – 05.10.13

Контрольная работа №2 "Треугольники"

16.12.13 – 21.12.13

Контрольная работа №3 "Параллельные прямые"

17.02.14 – 22.02.14

Контрольная работа №4 "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

17.03.14 – 22.03.14

Контрольная работа №5 "Прямоугольные треугольники. Задачи на построение"

28.04 – 03.05.14

Итоговый зачет

26.05 – 31.05.14


Изучае-мый раздел, кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Краткое содержание материала

Кол-во часов

Выражения, тождества, уравнения, 26 ч

Основная цель:
- свободное владение терминологией, владение базовым понятийным аппаратом;
- формирование представлений о целостности и непрерывности курса математики 5 и 6 класса;
- обобщение и систематизация знаний о числовых выражениях, допустимых и недопустимых значениях переменной выражения, математических утверждениях, математическом языке; выполнении действий с применением арифметических законов, действий с десятичными дробями, действий с обыкновенными дробями, совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями;
- овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- практическое применение полученных знаний, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации, первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- развитие умения анализировать полученный ответ, предвидеть последствия своих действий, находить ошибки в рассуждениях, приведших к неверному ответу, исправлять и корректировать ход действий, добиваясь верного решения, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения, анализ, синтез, обобщение полученных знаний;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации


Основные виды деятельности (предметные УУД):
- находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных;
- сравнивать значения числовых и буквенных выражений; читать и составлять двойные неравенства;
- выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений;
- решать уравнения вида ax=b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним;
- использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат;
- использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях

Выражения

Преобразование выражений

14

Контрольная работа №1

"Выражения, преобразование выражений"

ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ МЦКО

1

Уравнения с одной переменной

6

Статистические характеристики

4

Контрольная работа №2
"Линейное уравнение с одной переменной. Статистические характеристики"

1

Функции, 18ч

Основная цель:
- свободное владение терминологией, владение базовым понятийным аппаратом;
- обобщение представлений о прямоугольной системе координат, об абсциссе, ординате;
- формирование представлений о числовых промежутках, числовых лучах, функции и ее графике, линейной функции и ее графике;
- формирование умений построения графика линейной функции. Исследования взаимного расположения графиков линейных функций;
- овладение умением применения алгоритма отыскания координат точки, заданной в прямоугольной системе координат, алгоритма построения точки в прямоугольной системе координат, алгоритма построения графика линейного уравнения ах+bу+с=0;
- овладение навыками решения линейного уравнения с двумя переменными ах+bу+с=0 графическим способом;
- овладение навыком работать с графиками реальных линейных процессов. Знакомство с применением графической информации при изучении предметов школьного цикла, в реальной жизни;
- овладение умением анализировать график реального процесса, извлекать с его помощью требуемую информацию, умением аргументированно излагать и иллюстрировать полученную информацию;
- осознание связи изучаемых понятий с изученным в геометрии, опора на знания, полученные при изучении геометрии, в частности при выработке рационального алгоритма построения линейной функции табличным способом, аргументированное обоснование достаточности двух точек для построения, при обсуждении возможного взаимного расположения графиков;
- овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- практическое применение полученных знаний, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации, первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- развитие умения анализировать полученный ответ, предвидеть последствия своих действий, находить ошибки в рассуждениях, приведших к неверному ответу, исправлять и корректировать ход действий, добиваясь верного решения, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения, анализ, синтез, обобщение полученных знаний;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Основные виды деятельности (предметные УУД):
- вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции;
- по графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу;
- строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций;
- понимать, как влияет знак коэффициента k на расположение в координатной плоскости графика функции у=kх, где
, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=kх+b;
- интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у=kх, где
 и у=kх+b

Функции и их графики

8

Линейная функция и ее график

9

Контрольная работа №3
"Линейная функция и ее график"

1

Степень с натуральным показателем, 18 ч

Основная цель:
- свободное владение терминологией, владение базовым понятийным аппаратом;
- обобщение знаний, полученных на предыдущих этапах обучения;
- формирование представлений о степени с натуральным показателем, о степени с нулевым показателем, о параболе, о кубической параболе, квадратичной функции и ее графике, о функции у=х
3 и ее графике;
- формирование умений составления таблиц основных степеней и ее применение при решении заданий, строить графики функций y=x
2 и у=х3 , определять участки возрастания и убывания функции;
- овладение умением применения свойств степени с натуральным показателем при решении задач, выполнять действие умножения и деления степеней с одинаковыми показателями, описывать свойства функции по ее графику, читать графики функции;
- овладение навыками решения уравнений, содержащих степень с натуральным показателем, строить график кусочно-заданной функции, применяя алгоритм графического решения уравнения;
- овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- практическое применение полученных знаний, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации, первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- развитие умения анализировать полученный ответ, предвидеть последствия своих действий, находить ошибки в рассуждениях, приведших к неверному ответу, исправлять и корректировать ход действий, добиваясь верного решения, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения, анализ, синтез, обобщение полученных знаний;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Основные виды деятельности (предметные УУД):
- вычислять значения выражений вида
, где а - произвольное число, n - натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора;
- формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем;
- применять свойства степени для преобразования выражений
- выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень;
- строить графики функций y=x
2 и y=x3;
- решать графически уравнения х
2=kх+b, х3=kх+Ь, где k и b - некоторые числа

Степень и ее свойства

9

Одночлены

3

Функции y=x2 и y=x3

5

Контрольная работа №4
"Степень с натуральным показателем"

1

Многочлены, 23 ч

Основная цель:
- свободное владение терминологией, владение базовым понятийным аппаратом;
- формирование представлений о многочлене, о приведении подобных членов многочлена, о стандартном виде многочлена;
- формирование умений представлять многочлен в стандартном виде, выполнять арифметические действия над многочленами;
- овладение умением складывать, вычитать, умножать и делить многочлены;
- овладение навыками приведения подобных членов многочлена, решения уравнений, предполагающих приведение многочленов к стандартному виду;
- овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- практическое применение полученных знаний, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации, первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- развитие умения анализировать полученный ответ, предвидеть последствия своих действий, находить ошибки в рассуждениях, приведших к неверному ответу, исправлять и корректировать ход действий, добиваясь верного решения, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения, анализ, синтез, обобщение полученных знаний;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Основные виды деятельности (предметные УУД):
- записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена;
- выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен;
- выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки;
- применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений

Сумма и разность многочленов

6

Произведение одночлена и многочлена

Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Подготовка к контрольной работе

7

Контрольная работа №5
"Действия с многочленами"

1

Произведение многочленов

7

Контрольная работа №6
"Умножение многочленов, разложение на множители"

1

Формулы сокращенного умножения, 23 ч

Основная цель:
- свободное владение терминологией, владение базовым понятийным аппаратом;
- формирование представлений о разложении многочлена на множители с использованием формул сокращенного умножения;
- овладение умением преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения, выделения полного квадрата;
- овладение навыками решения уравнений, выделения полного квадрата, решения уравнений с применением формул сокращенного умножения
- формирование вариативности мышления, умения обосновывать выбор или невозможность решения требуемым способом в конкретной ситуации;
- овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- практическое применение полученных знаний, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации, первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- развитие умения анализировать полученный ответ, предвидеть последствия своих действий, находить ошибки в рассуждениях, приведших к неверному ответу, исправлять и корректировать ход действий, добиваясь верного решения, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения, анализ, синтез, обобщение полученных знаний;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Основные виды деятельности (предметные УУД):
- доказывать справедливость формул сокращенного умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители;
- использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора

Квадрат суммы и квадрат разности

5

Разность квадратов

2

Куб суммы и разности, сумма и разность кубов

3

Применение формул сокращенного умножения

3

Контрольная работа №7
"Формулы сокращенного умножения"

1

Преобразование целого выражения в многочлен

8

Контрольная работа №8
"Преобразование целых выражений"

1

Системы линейных уравнений, 18 ч

Основная цель:
- владение базовым понятийным аппаратом;
- формирование представлений о системе двух линейных уравнений с двумя переменными, о несовместимости системы, о неопределенной системе уравнений;
- овладение умением решения систем линейных уравнений графическим методом, методом подстановки и методом алгебраического сложения;
- овладение навыками составления математической модели реальных ситуаций в виде системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- овладение навыками решения задач, составляя математическую модель реальной ситуации;
- развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- практическое применение полученных знаний, представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации, первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- развитие умения анализировать полученный ответ, предвидеть последствия своих действий, находить ошибки в рассуждениях, приведших к неверному ответу, исправлять и корректировать ход действий, добиваясь верного решения, умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения, анализ, синтез, обобщение полученных знаний;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Основные виды деятельности (предметные УУД):
- определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными;
- находить путем перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными;
- строить график уравнения ах+by=с, где а
0 или b0;
- решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными
- применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными
- решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений;
- интерпретировать результат, полученный при решении системы

Линейное уравнение с двумя переменными и их системы

4

Системы линейных уравнений, 18 ч

Решение систем линейных уравнений

7

Решение задач с помощью систем уравнений

6

Контрольная работа №9
"Системы линейных уравнений"

1

Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс

Основная задача: выявить пробелы в знаниях каждого учащегося и помочь ему в обнаружении материала, усвоенного им на недостаточном уровне, в коррекции знаний. Формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни


Учащимся, усвоившим материал на хорошем уровне помочь выйти за рамки изученного путем решения задач проблемного характера, повышенного уровня, помощи "отстающим"

Выражения, тождества, уравнения

1

Функции. График функции

1

Линейная функция

1

Функции y=x2 и у=х3

1

Степень с натуральным показателем

1

Многочлены

1

Формулы сокращенного умножения

1

Системы линейных уравнений

1

Решение задач

1

Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс

1

1

Итоговый зачет

1

Анализ результатов и коррекция знаний

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....