Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
    рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

    Асессорова Елена Михайловна

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кишалинская средняя общеобразовательная школа».

     

    СОГЛАСОВАННО

    Зам.директора  по УВР

    _____________Кяльгина Л.С.

    от 29августа 2018

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы

    _____________ А.А.Девятаева

     от 29 августа 2018


     


                             

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

          Предмет    геометрия

          Класс          9

             Учитель      Асессорова Е.М.

         Квалификационная категория     первая

     

    Кишалы

    2018

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. В Программе предусмотрены развитие всех обозначенных в ФГОС основных видов деятельности учеников и выполнение целей и задач, поставленных ФГОС.

    Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

    Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012;

    Федеральный перечень учебников, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.06.2015 г.;

    Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2014 г.

    Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014.

    Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В ходе преподавания математики в 9 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

    планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных

    и конструирования новых алгоритмов;

    решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

    исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения,

    постановки и формулирования новых задач;

    ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,

    использования различных языков математики (словесного, символического, графического),

    свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

    проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их

    обоснования;

    поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования

    разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

    Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кишалинская средняя общеобразовательная школа»;

    - учебный план МБОУ «Кишалинская СОШ» на 2018-2019 учебный  год.

    Место учебного предмета «Геометрия - 9» в учебном плане школы

    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

    1.      Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

    Сборник “Программы  общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы», М. «Просвещение»2008 г.

    2.      Стандарт основного общего образования по математике.

    Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

    Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 2ч в неделю в 9 классе, всего 68 часов.

    В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий  МБОУ «Кишалинская СОШ» на 2018-2019 учебный год на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю,  68часов в год.

    Планируемые результаты освоения предмета.

    Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на формирование универсальных учебных действий :

    в личностном направлении:

    • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически корректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
    • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
    • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
    • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
    • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

    в метапредметном направлении:

    • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
    • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
    • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
    • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
    • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
    • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; о понимание сущности лгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
    • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    в предметном направлении:

    • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
    • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
    • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
    • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
    • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
    • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
    • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
    • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
    • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
    • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
    • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и

    объемов геометрических фигур;

    • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

    Предметные результаты

    Векторы

    Учащийся научится формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.

    Учащийся получит возможность научиться применять правила сложения и вычитания векторов при решении задач прикладного характера, обосновывать выбранный путь решения, выполнять предложенную работу  несколькими способами, выделяя наиболее рациональный; контролировать результаты своего труда

    Метод координат 

    Учащийся научится объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.

    Учащийся получит возможность научиться применению векторов к решению геометрических задач, изучать геометрические фигуры с помощью методов алгебры через применение формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах,  использованию компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых.

    Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

    Учащийся научится Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение векторов при решении задач.

    Учащийся получит возможность научиться применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач, использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

    Длина окружности и площадь круга

    Учащийся научится формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач

    Учащийся получит возможность научиться различным способам построения некоторых правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки, пользуясь интерактивными моделями электронного приложения к учебнику,  решать задачи практического содержания с применением изученных формул.

    Движения

    Учащийся научится объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями.

    Учащийся получит возможность научиться выполнять преобразования фигур в соответствии с предложенными алгоритмами действий, проводить исследовательскую работу по применению изученных преобразований плоскостных фигур, иллюстрируя основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.

     

    Начальные сведения из стереометрии

    Учащийся научится объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогранника; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра; объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности; объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диаметр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы.

    Учащийся получит возможность научиться изображать и распознавать на рисунках  и среди окружающих предметов призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар; выполнять развертки многогранников; проводить исследования по подготовке расчетных работ для организации ремонтных работ в помещении, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.

    Тематический план

    Раздел

    Тема

    Примерное количество часов

    Вид контроля

    КР

    СР

    Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

    I

     Повторение курса 8 класса

    2

    0

    Фаза постановки и решения системы учебных задач

    II

    Векторы

    12

    1

    1

    III

    Метод координат

    10

    1

    1

    IV

    Соотношение между сторонами и углами треугольника

    14

    1

    1

    V

    Длина окружности и площадь круга

    12

    1

    1

    VI

    Движения

    10

    1

    1

    VII

    Рефлексивная фаза

    VIII

    Итоговое повторение, демонстрация личных достижений учащихся

    8

    Резерв

    Итого

    68

    5

    5

       

    Содержание курса

    Векторы. Метод координат.

     Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.  

    Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 

       Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.  

    Длина окружности и площадь круга.

        Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

    Движения .

    Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

    Начальные сведения из стереометрии. Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

    Об аксиомах геометрии.

    Беседа об аксиомах геометрии

    Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе.

    №урока

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Вид контроля

    Дата

    План.

    Факт.

    1. Повторение (2)

    1

    1.1

    Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).

    1

    2

    1.2

    Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.

    1

    1. Векторы (12)

    3

    2.1

    Понятие вектора.

    1

    4

    2.2

    Откладывание вектора от данной точки.

    1

    5

    2.3

    Сложение векторов.

    1

    6

    2.4

     Сумма нескольких векторов

    1

    7

    2.5

    Вычитание векторов.

    1

    8

    2.6

    Решение задач.

    1

    С/р

    9

    2.7

    Умножение вектора на число.

    1

    10

    2.8

    Умножение вектора на число.

    1

    11

    2.9

    Применение векторов к решению задач.

    1

    12

    2.10

    Средняя линия трапеции.

    1

    13

    2.11

    Решение задач

    1

    14

    2.12

    Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»

    1

    К/р

    3.Метод координат (10)

    15

    3.1

    Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам

    1

    16

    3.2

    Координаты вектора.

    1

    17

    3.3

    Простейшие задачи в координатах.

    1

    18

    3.4

    Простейшие задачи в координатах.

    1

    19

    3.5

    Решение задач методом координат

    1

    С/р

    20

    3.6

     Уравнение окружности.

    1

    21

    3.7

    Уравнение прямой.

    1

    22

    3.8

    Решение задач.

    1

    С/р

    23

    3.9

    Решение задач.

    24

    3.10

    Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат»

    1

    К/р

    1. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

                                             Скалярное произведение векторов (14)

    25

    4.1

    Синус, косинус, тангенс угла.

    1

    26

    4.2

    Синус, косинус, тангенс угла.

    1

    27

    4.3

    Решение задач

    1

    28

    4.4

    Площадь треугольника.

    1

    29

    4.5

    Теорема синусов и косинусов

    1

    30

    4.6

    Решение треугольников.

    1

    31

    4.7

    Решение треугольников.

    1

    С/р

    32

    4.8

    Измерительные работы.

    1

    33

    4.9

    Решение задач.

    1

    34

    4.10

    Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

    1

    35

    4.11

    Скалярное произведение в координатах.

    1

    36

    4.12

    Скалярное произведение и его свойства.

    1

    С/р

    37

    4.13

    Решение задач.

    1

    38

    4.14

    Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

    1

    К/р

    1. Длина окружности и площадь круга (12)

    39

    5.1

    Правильные многоугольники.

    1

    40

    5.2

    Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

    1

    41

    5.3

    Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

    1

    42

    5.4

    Решение задач.

    1

    43

    5.5

    Длина окружности.

    1

    44

    5.6

    Решение задач

    1

    С/р

    45

    5.7

    Площадь круга и площадь кругового сектора.

    1

    46

    5.8

    Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора»

    1

    47

    5.9

    Решение задач.

    1

    С/р

    48

    5.10

    Решение задач.

    1

    49

    5.11

    Решение задач по теме «Правильные многоугольники»

    1

    50

    5.12

    Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности. Площадь круга»

    1

    К/р

    6.Движения (10)

    51

    6.1

    Понятие движения.

    1

    52

    6.2

    Свойства движения.

    1

    53

    6.3

    Решение задач.

    1

    С/р

    54

    6.4

    Параллельный перенос.

    1

    55

    6.5

    Решение задач.

    1

    С/р

    56

    6.6

     Поворот.

    1

    57

    6.7

    Решение задач.

    1

    58

    6.8

    Решение задач.

    1

    59

    6.9

    Обобщающий урок.

    1

    60

    6.10

    Контрольная работа № 5 по теме «Движения»

    1

    К/р

    7.Повторение курса планиметрии (8)

    61

    7.1

    Об аксиомах планиметрии.

    1

    62

    7.2

    Начальные геометрические сведения.

    1

    63

    7.3

    Треугольник. Решение задач.

    1

    64

    7.4

    Треугольник. Решение задач.

    1

    65

    7.5

    Окружность.

    1

    66

    7.6

    Четырехугольники. Многоугольники.

    1

    67

    7.7

    Векторы. Метод координат.

    1

    С/р

    68

    7.8

    Итоговое повторение

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

    Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

    Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

    РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

    Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

    Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

    Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

    План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)

    Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...

    рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

    поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...