Урок в 5 классе по Наглядной геометрии "Куб и его свойства". (ФГОС)
методическая разработка по геометрии (5 класс) на тему

Холина Елена Евгеньевна

Данный материал можно применять и на уроках в 5 классе, и на занятиях по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_naglyadnoy_geometrii_kub_i_ego_svoystva.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: "Куб и его свойства" (Внеурочная деятельность. 5 класс).

Тип занятия: комбинированный (второе занятие по теме).

Цель занятия:

сформировать представление о кубе и его свойствах.

Задачи:

  1. продолжить формировать умение распознавать и называть куб и его элементы (вершины, рёбра, грани, диагонали);
  2. продолжить формировать умение распознавать куб по его развёртке;
  3. помочь обучающимся изготовить куб из развёртки и самостоятельно применять алгоритм конструирования моделей;
  4. дать возможность обучающимся привести примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куба;
  5. продолжить развивать наглядно-образное мышление и пространственные представления, устойчивость внимания, математической речи, уверенности в себе.

Оборудование: модель куба из бумаги и каркасная модель, готовые развёртки куба, канцелярские принадлежности, бумага, ножницы, клей.

Учебник: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

Ход занятия:

Учитель: «На прошлом занятии мы с вами познакомились с кубом и его свойствами. Что вы помните о кубе? Покажите все его элементы на моделях».

Ответить хотят многие, но проблема в том, что моделей только 2.

Учитель: «Как я вижу, многие хотели бы ответить, но модели всего две. Что же будем делать?» 

Кто-то из учеников может сам предложить сделать свои модели, если этого не происходит, то учитель сам может предложить ребятам сделать свои модели и всё на них показать.

Учитель: «С чего мы начнём изготовление наших моделей?».

Ученик: «Чтобы изготовить модель, надо сначала начертить развёртку куба».

Учитель: «Правильно, на прошлом уроке мы с вами познакомились с развёрткой куба, сами их строили в тетрадях. Как вы считаете, этого будет достаточно?».

        Учитель раздаёт уже готовые развёртки на листах бумаги, всем одинаковые. Кто-то уже пытается вырезать, кто-то может прийти к тому, чтобы вырезать развёртку, оставляя бумагу на швы. Задача учителя, чтобы все пришли к выводу, что нельзя вырезать развёртку, не учитывая, что потом ещё нужно будет её склеивать. Обучающиеся склеивают развёртки, те, кто не оставили "припуски на швы", получают дополнительные развёртки.

Учитель: «Те, кто закончил свои модели, расскажите и покажите соседу по парте основные элементы куба, приведите примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму куба».

        Обучающиеся работают в парах

Учитель: «Из 4 кубиков выложить параллелепипед можно двумя способами. Одинаковой ли будет площадь поверхности параллелепипеда в первом и во втором случаях? »

        Обучающиеся должны сложить из 4 кубиков параллелепипед мысленно, а потом проверить свои результаты, сложив свои 4 кубика.

Учитель: «Придумайте свою развёртку и начертите её на белой бумаге. Продумайте, где удобно будет оставить "припуски на швы". Сторона каждого квадрата равна 4 см».

        Обучающиеся выполняют задание.

Учитель: «Те, кто закончил, вырезайте и склеивайте свои модели. Лучшие из ваших моделей останутся у нас в кабинете в качестве наглядного пособия».

        Если кто-то из ребят просит разрешения доделать свою модель дома, то следует разрешить. Могут найтись ребята, которые захотят дома сделать ещё модели или сделать не только модель куба, но и модель параллелепипеда, с которым они уже знакомы. Ограничивать подобную деятельность не стоит, а тем, кто принесёт свои модели на следующее занятие дать возможность их продемонстрировать.

Рефлексия деятельности:

Учитель просит каждого продолжить одно из предложений, которые написаны на доске:

  1. Было трудно…
  2. Я понял, что…
  3. Теперь я могу…
  4. У меня получилось…
  5. Я смог…

Подведение итогов:

Учитель вместе с обучающимися отмечает, что с кубом и его свойствами теперь знакомы все.

Литература:

1. Математика. 5 – 9 классы. рабочая программа к линии учебников Г.К. Муравина, К.С. Муравина, О.В. Муравиной. В сборнике рабочих программ "Математика. 5 – 9 классы" для общеобразовательных учреждений / сост. О.В. Муравина. – М.: Дрофа, 2013.

2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.

3. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5 – 6 классов. – М.: Педагогический университет "Первое сентября". 2009.

4. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия V – VI. Журнал "Математика в школе". № 7, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Головоломка «Танграм» при изучении длины и площади, введении понятия о равновеликих фигурах в 5-6 классе, как пример наглядности и практического применения свойств площади.

Головоломка «Танграм» при изучении длины и площади, введении понятия о равновеликих фигурах в 5-6 классе, как пример наглядности и практического применения свойств площади....

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства " предназначена для учителей,работающих по ФГОС. Она поможет им в планировании современного...

Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС

Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана  с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока 5 класс: Сложение натуральных чисел и его свойства

Представлена технологическая карта урока: Сложение натуральных чисел и его свойства, приложение у уроку, ссылка на видеофильм: Карл Гаусс,Математика 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждени...

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Урок 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Урок в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" ( автор Виленкин Н.Я.)...