Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.
план-конспект урока по географии (9 класс)

Неженец Зоя Владимировна

Урок практикум.  Изучения нового материала.

 УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. 
География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8-9 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2017.– (ФГОС). 

Использование методов:

Опорных схем, конспектов, ментальных карт, тестирования для подготовки к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко

города Лабинска муниципального образования Лабинского района

Урок подготовила учитель географии

Неженец Зоя Владимировна

География                9 класс                    Технологическая карта урока № 49                      Дата 21.03.2018

Тема

Хозяйство Урала.

Тип урока

Урок практикум.  Изучения нового материала (открытия нового знания). комбинированный

Форма работы учащихся

 в парах, групповая(практическая ), индивидуальная

Цель

Выявить особенности  хозяйства и экологии Урала

Формирование у учащихся представление  о   разнообразной нашей Родине

Задачи

Образовательные: ввести новые понятия ориентирование, стороны света, дать первоначальные сведения о компасе и о правилах его пользования, продолжить работу по формированию географических терминов

Развивающие: умение работать с учебниками, с картами  атласов, формирование географической культуры, развитие памяти. Логики и интеллекта;  усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: осознание себя как части целостности природы, осознания значения экологии для жизни и деятельности человека, развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Здоровьесберегающие: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации. Сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социальноэкономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов.. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природыи хозяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение задач, работа с системой вопросов. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

Регулятивные УУД:- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД:- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:- Специализация района.Современное хозяйство Урала.

Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды.

Проблемы и перспективы развития Урала.

 осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира. и интересом к познанию.

Коммуникативные УУД:- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты: Предметные УУД:- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;  - воспроизводить информацию о способах ориентирования на местности. Уметь определять основные и промежуточные стороны света, используя компас.

Основные термины, понятия

Экология, заповедники

Образовательные
ресурсы

УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.  

География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2016.– (ФГОС).   http://school-collection.edu.ru/ 

Оборудование

мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Хозяйство Урала», раздаточный материал для теста по теме урока, атлас

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация на урок

0,5 м

Звучит мелодия, на экране фото природы Урала. ? Фотографии какого района вы видите на экране?- Здравствуйте, ребята. -Я очень рада вас видеть. Сегодня, у нас необычный урок. У нас много гостей. Я приветствую всех. Настроимся… покажите мне свои глазки. Приступаем к работе.  

- Я надеюсь, что навыки познания, полученные сегодня на уроке помогут вам для подготовке к ОГЭ.

Урал. Приветствие учителя, гостей подготовка к уроку.

актуа-лизация знаний

2 м

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности усвоение понятий;

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним план характеристики экономического района.

 (презентация)                                                          Слайд № 1

Вспоминают ранее изученный материал.

Поста-новка учебной задачи

     

1 м

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

Слайд № 2

- Какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что бы вы хотели узнать об хозяйстве района?

- Урал! Опорный край державы?

                                                                                    Слайд № 3

Цель: Узнаем, каковы особенности хозяйства района. Научимся работать с экономическими картами и экологической.

 - Как вы считаете,  зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы устраивать субботники)

Самостоятельно формируют название темы и цели урока.

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)

 открытие новых знаний

6

6 м

15 м

1 м

2

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы  в атласе.

Цель:  оценить экологические         ситуации в разных частях

            Урала и предложить пути      решения           экологических вопросов

-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя. А в конце урока, ребята, мы с вами ответим на один вопрос: Может ли Кавказ стать «Опорный край державы»? Слайд № 4- цели

  1. Проверка Дз       Слайд № 5 

  1. Новая Тема: Хозяйство Урала        Слайд № 7

1.Особенности промышленности Слайд 8-9

2. Металлургия                  Слайд 8

3. Машиностроение         Слайд 11,12

4. Химическая промышленность   Слайд 13

5. Сельское хозяйство   Слайд 14

  1. Практическая работа № 8     Слайд 15

 Тема:  «Оценка экологической             ситуации в разных частях  Урала и путей решения    экологических проблем»

Вопрос На что оказывает влияние загрязнение окружающей среды?                               Слайд 16

Источники загрязнения?                            Слайд 17

1)Промышленность: (добывающая;

металлургическая; химическая;лесная;ВПК

в этом районе, имеет высокую концентрацию

2)Большие агломерации

Изменение почв                                 Слайд 18

Попавшие в атмосферу твердые и жидкие частицы оседают на почве.

 В окрестностях предприятий добывающей промышленности, черной и цветной металлургии содержание тяжелых металлов в почвах превышает ПДК (предельно допустимых концентраций) в 50-2000 раз.

 В степных и лесостепных  районах  остро стоит проблема эрозии почв.

Загрязнение сточными водами     Слайд 19-

Радиационное загрязнение                         20

В результате крупной аварии на объединении «Маяк» под Челябинском в 1957 г. в воздух была выброшена половина чернобыльской дозы радиации

Радиоактивное облако накрыло территорию в 23 тыс. км2 с населением 450 тыс. человек и распространилось на северо-восток в форме 300- километровой  полосы.

Химическое загрязнение               Слайд 21

Опасность для экологии Курганской области и Удмуртии представляет хранящееся здесь химическое оружие.  С течением времени процессу коррозии подвергаются металлические ёмкости и боеприпасы, содержащие токсичные вещества, – в результате риск утечки отравляющих веществ

 

 Завод город это-

ФИЗМИНУТКА

   

Выполнить задания в парах.

Выполнение тестов подготовленных друг другу ДЗ. Заполняют таблицу. Приложение № 1 Индивидуальная работа. Взаимопроверка. Сверить. Выставить оценку в оценочный лист..

Слайд № 6  проверить

Устная работа

Работа с учебником стр 206-210

 и опорным конспект Слайд 10

 Красный железняк - гематит, Fe2O3

Магнитный железняк-магнетит,  Fe3O4

Бурый железняк- nFe2O3 · mH2O  

Шпатовый железняк - сидерит, карбонат железа FeCO3 (48,3% Fe), в руде обычно 30-40% Fe.

 Высказывают суждение понятии.

Ответы записываются в опорный конспект приложение 2

  Заполняется 4 колонка прил 2

1) Атмосферу

2) Гидросферу

3) Литосферу

4) Биосферу  

Взаимопроверка между парами. Сверить конечный результат. Выставить оценку в оценочный лист.

Высказывают предположения о других загрязнениях

Вывод Слайд 22

Предложение путей решения 

1)Совершенствование технологий эксплуатации природных ресурсов

2) Строительство очистных сооружений на заводах и фабриках

3) Создание заповедников и заказников

4) Полная (по возможностью) утилизация отходов                             Слайд 23

Экологическую ситуацию-Отмечают на

Доп задание. Выполнить задания в группах. У доски- маркерами

Рефлек-сия

м

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- слушать и понимать речь других;

Предметные УУД:

- применять информацию об экологии

1. Закрепление новых знаний.

Ответить на вопросы: Какие города являются лидерами по количеству вредных  выбросов в атмосферу?

Какие реки  самые загрязненные на Урале?

Назовите самую загрязненную область на Урале?

Каковы  пути решения экологических проблем?  Слайд № 24

2. Вывод по уроку. - А теперь вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

- Как вы думаете,

Может ли быть- Кавказ опорным краем державы?

 3. Выберите одну фразу для соседа по парте

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы работать лучше. Если осталось время. Взяли зеленые карточки и подвели итог урока:
  • Сегодня я узнал…          теперь я могу
  • Было интересно…           было трудно….

4. Выставление отметок.

Формулируют вывод.

Отвечают письменно в карточках1-2

Оценивают  работу на уроке.

кк-

Оценивают работу на уроке всего класса

Дом. Задание

1

Домашнее задание. 1. Учебник: п 45213. Подготовить.

На выбор:1. Подготовить презентацию об одном из заповедников Урала объяснить для чего его создали..

2. Учебник:  вопрос 4, стр 213          Слайд   25

Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневник.

7

Проверка знаний

1тесты

2 опредилить административные  территории

Приложение 3



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.  К уроку  49            9_ класс.  Ф.И.________________________ число

          Проверка домашнего задания по теме:                                                                          «Географическое положение Уральского экономического района.  Состав территории, природа».

  1. Изобразить расположение административных  территорий  Уральского экономического района. (Метод ментальных карт)
  2. Показать крупные центры и реки на которых они расположены.
  3. Оценить   ЭГП Урала   (показать 2 фактора выгодного положения).    

Приложение  № 2.          К уроку  49                9 класс.          Ф.И._________________

Опорный конспект   по теме:  «Хозяйство Урала».

Практическая работа №8

Тема:  «Оценка экологической  ситуации в разных частях Урала

                и путей решения            экологических проблем»

Цель:  оценить экологические ситуации в разных частях

            Урала и предложить пути решения  экологических вопросов         

Природн условия

промышленность

центры

Выводы и экология

Тектон-кое  строение

Возраст

Горообразования

Уральских гор

_______

Черная метал-я

сырье

Основные комбинаты: Нижне-Тагильский, Магнитогорский,.; Передельная металлургия:

Цветная метал-я

сырье

Медная промышленность: Центры____________

Никелевая: _________ Алюминиевая:

Цинковая: Челябинск.

Электроэнергет

ТЭС: _____________

ГЭС

АЭС:

Нефтяная.  Газовая

НПЗ: Уфа, Ишимбай, Орск, Пермь;   ГПЗ: Туймазы, Шкапово, Оренбург.

Машиностроение

Тяжелое: Екатеринбург (Уралмаш), Орск (Южуралмаш);

Транспортное: (автобусы);

С/Х

Хим.

пром-ть

Производ-во удобрений

 (калийные),

 азотные (Березняки), фосфатные (Пермь);  Содовая пром-ть: Березняки.



Предварительный просмотр:

Приложение № 3.  К уроку  49            9_ класс. Ф.И._________________

          Тесты по теме: «Хозяйство Урала и экология».

 

А1. На какой реке расположен город Екатеринбург?

1)         Тобол          2)         Исеть   3)         Тура

А2. Какое химическое сырье добывают на территории УЭР?

  • 1)         апатиты              2)         калийные соли
  • 3)         фосфориты

А3. В каком субъекте Федерации находится Качканарское месторождение железной руды?

  • 1)         Челябинская обл.  2)         Курганская обл.
  • 3)         Свердловская область

А4. В каком городе УЭР расположен тракторный завод?

  • 1)         Ижевск            2)         Пермь    
  • 3)         Челябинск      4)         Екатеринбург

А5. Какое месторождение относится к добыче медной руды УЭР?

  • 1)         Гай             2)         Североуральск
  • 3)         Кизел          4)         Качканар

А6. В каком из перечисленных городов развита никелевая промышленность?

  • 1)         Ревда           2)         Верхняя Пышма
  • 3)         Орск             4)         Ижевск

Приложение № 3.  К уроку  49            9_ класс. Ф.И._________________

          Тесты по теме: «Хозяйство Урала и экология».

А1. На какой реке расположен город Екатеринбург?

1)         Тобол          2)         Исеть   3)         Тура

А2. Какое химическое сырье добывают на территории УЭР?

•        1)         апатиты              2)         калийные соли

•        3)         фосфориты

А3. В каком субъекте Федерации находится Качканарское месторождение железной руды?

•        1)         Челябинская обл.  2)         Курганская обл.

•        3)         Свердловская область

А4. В каком городе УЭР расположен тракторный завод?

•        1)         Ижевск            2)         Пермь    

•        3)         Челябинск      4)         Екатеринбург

А5. Какое месторождение относится к добыче медной руды УЭР?

•        1)         Гай             2)         Североуральск

•        3)         Кизел          4)         Качканар

А6. В каком из перечисленных городов развита никелевая промышленность?

•        1)         Ревда           2)         Верхняя Пышма

•        3)         Орск             4)         Ижевск

1. Определите субъект РФ по его краткому описанию.

Особенностью  географического положения  этой области является наличие границы с Казахстаном. Большая часть ее территории расположена на равнине, но в западной части рельеф горный. Областной центр – город-миллионер. Главные отрасли промышленности – черная и цветная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. В области работают два крупнейших металлургических завода полного цикла и крупный тракторный завод.

2. Особенностью  географического положения  этой области является наличие границы с Казахстаном. Большая часть ее территории расположена в южных предгорьях Уральских гор. Наиболее крупным городом является областной центр, численность населения которого превышает 500 тыс. человек. На территории области развиты газовая и нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия.

3. Крупнейшая по численности населения республика России, однако титульный народ занимает второе место по численности в регионе. Столица – город миллионер , расположенный на реке________. Важнейшие отрасли связаны с добычей и переработкой нефти. Сельское хозяйство высокоразвито, специализируется на производстве зерна и животноводческой продукции. Республика славится своим мЁдом.

1. Определите субъект РФ по его краткому описанию.

Особенностью  географического положения  этой области является наличие границы с Казахстаном. Большая часть ее территории расположена на равнине, но в западной части рельеф горный. Областной центр – город-миллионер. Главные отрасли промышленности – черная и цветная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. В области работают два крупнейших металлургических завода полного цикла и крупный тракторный завод.

2. Особенностью  географического положения  этой области является наличие границы с Казахстаном. Большая часть ее территории расположена в южных предгорьях Уральских гор. Наиболее крупным городом является областной центр, численность населения которого превышает 500 тыс. человек. На территории области развиты газовая и нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия.

3. Крупнейшая по численности населения республика России, однако титульный народ занимает второе место по численности в регионе. Столица – город миллионер , расположенный на реке________. Важнейшие отрасли связаны с добычей и переработкой нефти. Сельское хозяйство высокоразвито, специализируется на производстве зерна и животноводческой продукции. Республика славится своим мЁдом.