Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Авдеева Татьяна Валентиновна

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_geometriya_nadomnoe_obuchenie_otpr.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя

по геометрии

10 класс

(надомное обучение)

Учитель: Авдеева Татьяна Валентиновна

I квалификационной категории

Санкт-Петербург

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по геометрии для  надомного обучения учеников 10 класса составлена на основе программы среднего общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение, 2009, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

-Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др.  Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. Москва. Просвещение, 2009

-Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва.    Просвещение, 2009

-С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя.  Москва. Просвещение, 2009

Дополнительная литература:

  • В.А. Яровенко Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 10 класс. Москва. «ВАКО». 2006
  • Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия. 10-11 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2008
  • А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Математика. Устные проверочные и зачётные работы. Устная геометрия. 10-11 классы. Москва. ИЛЕКСА. 2005

Изучение геометрии в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, критичности мышления на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности   в области математики и её производных, в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на  надомном обучении 10 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, курс 10 класса  реализуется  за 34 часа. 

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения   и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Курс геометрии входит в число дисциплин, включенных в учебный план.

Программа рассчитана на обучение учащихся надомного обучения 10 класса. 

Целью прохождения настоящего курса является:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса

В ходе ее достижения решаются задачи: изучение свойств, пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

В результате прохождения программного материала обучающиеся имеют представление о:

1) математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

2) значении практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;

3) универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности;

знает (предметно-информационная составляющая результата образования):

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

умеет (деятельностно-коммуникативная составляющая результата образования):

овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.

Место учебного предмета «геометрия» в учебном плане школы

На изучение геометрии  на надомном обучении в 10 классе отведено 1 час , 34 часа за учебный год: 

1 час – «Введение. Аксиомы стереометрии»;

10 часов - «Параллельность прямых и плоскостей»;

8 часов – «Перпендикулярность прямых и плоскостей»;

8 часов – «Многогранники»;

5 часов  – « Векторы в пространстве»;

2 часа - «Повторение»;

Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, математических диктантов, устных опросов по теме урока.  

Рабочая программа по геометрии ориентирована на использование  учебника  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др.  Москва. Просвещение, 2009

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)  общего образования по математике;

- программы по геометрии среднего (полного) общего образования;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- базисного учебного плана.

Требования к результатам освоения основных

образовательных программ

Личностные результаты:

- готовность  и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию;

-ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- умение решать задачи реальной действительности математическими методами;

- самостоятельно определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения в общении  и сотрудничестве, делать выбор какой поступок совершить.

Метапредметные результаты :

- овладение  математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- умение строить и исследовать математические модели для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

- выполнение  и самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале, выполнения расчетов практического характера,  использование математических формул и самостоятельное составление формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

- умение самостоятельно работать с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

- умение  проводить  доказательные  рассуждения, логические обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке, высказывать свою версию, сравнивать ее с другими, определять последовательность действий для решения предметной задачи, давать оценку и самооценку совей работы и работы всех;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать группировать предметы, явления, определять причины явлений событий, обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении, высказывать и доказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

В результате изучения геометрии  на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Введение.

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

        Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить  большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур.

  1. Параллельность прямых и плоскостей.

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых  в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель – сформировать представление учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются , прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель – ввести понятие перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельной прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

  1. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Сечения куба, призмы, пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

  1. Векторы в пространстве.
  2. Повторение. Решение задач.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Элементы

содержания

урока

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Дата проведения

По плану

Факт

  1. Введение (1 час)

1

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии.

1

Изучение нового материала

1)        Стереометрия как раздел
геометрии.

2)        Основные
понятия стереометрии:
точка, прямая,
плоскость,
пространство.

Знать: основные понятия стереометрии. Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы. Знать: основные аксиомы стереометрии. Уметь: описывать взаимное расположение точек, прямых, плоскостей с помощью аксиом стереометрии.

  1. Параллельность прямых и плоскостей (10 часов)

2-3

Параллельность прямых, прямой  и плоскости.

2

Изучение нового материала

Решение упражнений

Взаимное
расположение
прямых в пространстве. Параллельность трех прямых. Параллельность прямой и плоскости.

.

Знать: определение параллельных прямых в пространстве. Уметь: анализировать в простейших случаях взаимное расположения прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых.

4-6

Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми.

3

Изучение нового материала

Решение упражнений, математический диктант

Скрещивающиеся прямые.

Угол с со направленными сторонами. Угол между прямыми.

Знать: определение и признак скрещивающихся прямых, углов с сонаправленными сторонами. Уметь: распознавать на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые; находить угол между прямыми в пространстве на модели куба,  решать простейшие стереометрические задачи на нахождение углов между прямыми.

7-11

Параллельность плоскостей

5

Решение упражнений, самостоятельная работа

Параллельность плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей.

Свойства параллельных плоскостей.

Знать: определение, признак параллельности плоскостей, параллельных плоскостей,  свойства параллельных плоскостей

Уметь: решать задачи на доказательство параллельности плоскостей с помощью признака параллельности плоскостей.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей (8 часов)

12-14

Перпендикулярность прямой и плоскости

3

Изучение нового материала

Решение упражнений, самостоятельная работа

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, свойства прямых, перпендикулярных к плоскости.

Знать: определение перпендикулярных прямых, теорему о па-раллельных прямых, перпендикулярных к третьей прямой, теорему о прямой, перпендикулярной к плоскости ; определение прямой, пер-пендикулярной к плоскости, и свойства прямых, перпендикулярных к плоскости.

 Уметь: распознавать на моделях перпендикулярные прямые в про-странстве; использовать при решении стерео-метрических задач теорему Пифагора.

15-16

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.

2

Изучение нового материала

Математический диктант, решение упражнений, самостоятельная работа

Расстояние
от точки до
плоскости,
от прямой

до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями.

Перпендикуляр и наклонная.

Теорема о трех перпендикулярах.

Угол между прямой и плоскостью.

Иметь: представление о наклонной и ее проекции на плоскость. Знать: определение расстояний от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями. Уметь: находить наклонную или ее проекцию, применяя теорему Пифагора

17-19

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

3

Изучение нового материала

Решение упражнений, самостоятельная работа

Перпендикулярность плоскостей: определение, признак.

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

Знать: определение и признак перпендикулярности двух плоскостей, признак параллельности двух плоскостей, этапы доказательства.

Уметь: строить линейный угол двугранного угла, распознавать и описывать взаимное расположение плоскостей в пространстве, выполнять чертеж по условию задачи.

  1. Многогранники (8 часов)

20-21

Понятие многогранника. Призма.

2

Изучение нового материал

Решение упражнений

Многогранники: вершины, ребра, грани.

Призма, ее
основание,
боковые ребра, высота,
боковая поверхность..

Прямая
призма.

Иметь: представление о многограннике.

Знать: элементы многогранника: вершины, ребра, грани.

22-24

Пирамида.

3

Изучение нового материала

Решение упражнений, математический диктант, математический тест

Пирамида: основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность, сечение пирамиды.

Треугольная пирамида.

Площадь
боковой по-
верхности.

Площадь боковой поверхности пирамиды, усечённой пирамиды.

Задачи на нахождение площади боковой поверхности пирамиды.

Знать: определение пирамиды, ее элементов,  определение правильной пирамиды.

Уметь: изображать пирамиду на чертежах; строить сечение плоскостью, параллельной основанию, и сечение, проходящее через вершину и диагональ основания, находить площадь боковой поверхности пирамиды, основание которой - равнобедренный или прямоугольный треугольник, решать задачи на нахождение апофемы, бокового ребра, площади основания правильной пирамиды.

25-27

Правильные многогранники.

3

Виды сим-
метрии (основная, цен-
тральная, зеркальная).

Симметрия
в кубе, в параллелепипеде.

Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр).

Знать: виды симметрии в пространстве.

 Уметь: определять центры симметрии, оси симметрии, плоскости симметрии для куба и параллелепипеда.

Иметь: представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр).

Уметь: распознавать на чертежах и моделях правильные многогранники.

  1. Векторы в пространстве (5 часов)

28-29

Действия над векторами

2

Изучение нового материал

Решение упражнений

Равенство векторов, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.

Знать: правило треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве, законы сложения векторов.

30-31

Компланарные векторы

2

Изучение нового материал

Решение упражнений

Правило параллелепипеда  

Уметь: Складывать 3 компланарных вектора.

32

Решение задач.

1

Решение упражнений

Решение задач по теме: “Векторы”

Уметь решать простейшие задачи

6.Повторение (2 часа)

33-34

Итоговое повторение

2

Повторение

Решение контрольного теста


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                 Литература, используемая для подготовки рабочей  программы: 

  1. Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2009
  2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия, 10-11: учебник для общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009

Литература для учителей:

1. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. Москва.    Просвещение, 2009

2. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя.  Москва. Просвещение, 2009

3. В.А. Яровенко Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход, 10 класс. Москва. «ВАКО»,2009

4. Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах. Геометрия. 10-11 классы. Москва. ИЛЕКСА ,2009

5. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Математика. Устные проверочные и зачётные работы. Устная геометрия. 10-11 классы. Москва. ИЛЕКСА, 2009

Литература для учащихся:

  1. Единый государственный экзамен 2009. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Авторы-составители: Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В./ФИПИ-М.:Интеллект-центр, 2009.
  2.  ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания/Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко.-М.:Издательство «Экзамен», 2011
  3.  Математика. Решение задач группы В/ Ю.А.Глазков и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  4.  Математика. Решение задач группы С/ И.Н.Сергеев. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  5.  ЕГЭ 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ – М.: Интеллект-центр, 2010
  6. Саакян С.М. Изучение геометрии в 10-11 классах: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
  2. http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
  3. http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
  4. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
  5. http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ.  
  6. http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
  7. http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
  8. http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....

Методическая разработка рабочей программы по геометрии для надомного обучения 11 класс.

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 11 класс....

Рабочая программа по русскому языку надомного обучения. 8 класс

Рабочая программапо  русскому языкудля 8  класса/надомное обучение/на  2015/ 2016  учебный год...

Рабочая программа по английскому языку (надомное обучение) УМК “Enjoy English” М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева 6 класс

Данная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа дает ус...

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс

Рабочая программа по литературе для надомного обучения 8 класс...

Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 6 класс

Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 6 класс...

Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 7 класс

Рабочая программа по физкультуре для надомного обучения 7 класс...