Рабочая программа по геометрии для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Горбаченко Валентина Ивановна

Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по геометрии для 9  класса, автор   Бурмистрова Т.А. для учебника: «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2011 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_geometrii_9_klass.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации города Лермонтова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Лермонтова

УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета

МБОУ СОШ №5 г.Лермонтова

протокол № __   от « __» _________  2013г.

Председатель:  директор МБОУ СОШ №5

________________      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии, 9 класс

ступень:   основного  общего образования

уровень:  общеобразовательный

срок реализации: 1 год

Составлена на основе учебной Программы для общеобразовательных учебных учреждений по геометрии для 9  класса, автор   Бурмистрова Т.А.

Составитель: учитель математики В.И. Горбаченко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Курс ориентирован на достижение основных целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Основой целью является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  геометрии.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г.  в содержании  курса  предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретения математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 №1089);
  • учебника: «Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 класс». Составитель: Т.А. Бурмистрова.  – М: «Просвещение», 2012 год.

3. Место и роль учебного предмета

Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений РФ для обязательного изучения геометрии в 9 классе основной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Специфика изучения геометрии существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

4. Информация об учебнике

Обучение ведется по учебнику «Геометрия»  для 7-9 классов,  Москва «Просвещение»  2012 г., Авторы: Л.С. Атанасян,  В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

5. Распределение часов по видам деятельности

№п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Виды деятельности

Изложение нового материала

Формирование навыков

Повторение

К/р

1

Векторы

8

7

1

2

Метод координат

10

6

3

1

3

Соотношение между сторонами и углами треугольника

19

15

3

1

4

Длина окружности. Площадь круга

10

7

2

1

5

Движение

10

7

2

1

6

Повторение

11

10

1

7

Итого

68

42

10

10

6

Кроме того, по некоторым разделам предусмотрены проверочные самостоятельные работы длительностью 10-20 минут:

  1. Векторы  - 1 работа;
  2. Метод координат – 3 работа;
  3. Соотношение между сторонами и углами треугольника – 3 работа;
  4. Длина окружности. Площадь круга – 1 работа.

6.  Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

Программа обеспечивает  достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативность мышления, инициативы, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно  выбирать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение  адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  3. умение устанавливать причинно-следственные связи;
  4. умение  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  5. сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  7. умение находить в различных источниках информацию необходимую для решения математических проблем;
  8. умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  9. умение выдвигать  гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  10. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы  для решения учебных математических проблем;

Предметные:

  1.  овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
  3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических  построений;
  5. усвоение систематических знаний о пространственных телах и их свойствах, умение применять для решения геометричсеких и практических задач;
  6. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.  

7. Учебно - методический комплекс

  1. Учебник: Геометрия,  7-9 класс. Л.С. Атанасян и др. -  М.: «Просвещение»,  2012 г.
  2. Учебно-методическое пособие «Математика, 9 класс, подготовка к ГИА-2014  (ГИА-2012, ГИА -2013)».   Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. -  Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2013 г.
  3. Геометрия. Подготовка  к  ЕГЭ и ГИА «Учимся решать  задачи».  Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Лемон-М», 2012
  4. Дидактический материал для 9 класса. Б.Г. Зив. – М.: Просвещение,  9-е изд., 2007.

8. Содержание рабочей программы

Глава 9. Векторы

Содержание.

Понятие вектора.  Равенство векторов. Откладывание вектора от точки. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны

Знать

  • определение вектора, определение коллинеарных векторов, равных векторов
  • сложение векторов, законы сложения векторов
  • вычитание векторов
  • умножение вектора на число, законы произведения вектора на число
  • определение средней линии трапеции

Уметь

  • складывать  векторы по правилам треугольника, параллелограмма, многоугольника;
  • вычитать векторы;
  • умножать вектор на число;
  • применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач;
  • применять свойство средней линии трапеции при решении задач.

Глава 10. Метод координат

Содержание.

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах.

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны

знать

  • разложение вектора по двум неколлинеарным векторам;
  • определение координат вектора;
  • правила нахождения координат суммы, разности векторов и произведения вектора на число по координатам векторов;
  • правило нахождения координат вектора по координатам его конца и начала;
  • формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между точками;
  • уравнение окружности; уравнение прямой.

уметь

  • объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной  системы координат, координат точки, координат вектора;
  • выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между точками, уравнения окружности и прямой.

Глава 11. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Содержание

Синус, косинус, тангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны

знать

  • определение синуса, косинуса, тангенса угла α ;
  • соотношения между синусом, косинусом и тангенсом;
  • формулы для вычисления координат вектора;
  • формулы площади треугольника;
  • теорему синусов;
  • теорему косинусов;
  • определение скалярного произведения;
  • формулу скалярного произведения в координатах;
  • свойства скалярного произведения;

уметь

  • формулировать и иллюстрировать определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180;
  • выводить основные тригонометрические тождества и формулы приведения;
  • формулировать и доказывать теорему синусов и косинусов и применять их при решении  треугольников;
  • формулировать определение угла между векторами и скалярного произведения векторов;
  • выводить формулу скалярного произведения векторов через координат векторов;
  • обосновывать утверждения о свойствах скалярного произведения;
  • использовать скалярное произведение векторов при решении задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга

Содержание.

Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Длина окружности и площадь круга.

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны

знать 

  • определение правильного многоугольника;

уметь

  • формулировать определение правильного многоугольника;
  • формулировать и доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника и вписанного в него;
  • выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности;
  • объяснять формулы длины окружности, длины дуги, площади круга и площади сектора
  • применять формулы при решении задач.

Глава 13. Движение

Содержание.

Понятие движения, параллельный перенос и поворот.

Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны

знать и уметь

  • объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости;
  • объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот;
  • обосновывать, что перечисленные отображения на себя являются движением.

Повторение курса геометрии (7- 9 класс). Подготовка к ГИА

9. Формы и методы организации обучения

Ведущими методами обучения геометрии в 9 классе являются:

1). Информационный;

2). Исследовательский;

3). Проблемный;

4). Модульный;

5). Алгоритмизированный;

6). Методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно – ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно – компьютерные  технологии (интерактивная доска, проектор). Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет – ресурсов.

Качество учебно – воспитательного процесса отслеживается с помощью:

  • домашних общих и индивидуальных работ,
  • тестирования,
  • самостоятельных обучающих и проверочных работ,
  • классных контрольных работ,
  • домашних контрольных работ,
  • зачетов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Кол – во часов

Содержание  

ВЕКТОРЫ (8Ч)

п.76-78

2

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки

п.79-82

3

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение векторов на число. Проверочная с/р

п.83-85

2

Применение теории к решению задач

1

Контрольная работа

МЕТОД КООРДИНАТ (10ч)

п.86,87

2

Координаты вектора

1

Решение задач. Проверочная с/р

п.88,89

2

Простейшие  задачи в координатах. Проверочная с/р

п.90,91

2

Уравнение окружности и прямой. Проверочная с/р

2

Решение задач

1

Контрольная работа

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (19Ч)

п.93-95

3

Синус, косинус и тангенс. Проверочная с/р

п.96-100

8

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Проверочная с/р

п.101-104

4

Скалярное произведение  векторов

3

Решение задач

1

Контрольная работа

ДЛИНА ОКУРУЖНГОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА  (10ч)

п.105-109

4

Правильные многоугольники. Проверочная с/р

п.110-112

3

Длина окружности и площадь круга. Проверочная с/р

2

Решение задач.

1

Контрольная работа

ДВИЖЕНИЕ  (10ч)

п.113,114

4

Понятие движения

3

Параллельный перенос и поворот

2

Решение задач

1

Контрольная работа

ПОВТОРЕНИЕ (11ч)

10

Решение задач

1

Контрольная работа

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

математики, физики и информатики

от «____» ___________ 2013 №1,

Руководитель ШМО

______________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 _____________

 «____» ___________ 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...