Урок с использованием ЭОР "Площадь поверхности цилиндра", 11 класс
учебно-методический материал по геометрии (11 класс) на тему

Густова Галина Ефимовна

Конспект  и презентация к уроку "Площадь поверхности цилиндра" в 11 классе. Урок с использованием ЭОР из коллекции ФЦИОР (Федерального Центра Информационно-Образовательных Ресурсов). Тип урока - комбинированный с применением индивидуальных, парных и групповых форм работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР


Площадь поверхности цилиндра.

1.

ФИО (полностью)

Густова Галина Ефимовна

2.

Место работы

МБОУ СОШ п. Рощинский Чаплыгинского района Липецкой области  

3.

Должность

учитель математики

4.

Предмет

геометрия

5.

Класс

11

6.

Тема и номер урока в теме

Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра. (2 урок темы)

7.

Базовый учебник

«Геометрия 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др., 2008г

8. Цель  урока: Формирование навыков решения задач на нахождение элементов цилиндра, вывод и применение формул площади боковой и полной поверхности цилиндра, развитие пространственных представлений о применении цилиндрических тел в практической деятельности человека.

9. Задачи:

Образовательные: 

  • закрепить и расширить знания по теме «Цилиндр»;
  • изучить  формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра;
  • сформировать навыки применения изученных понятий и формул к решению практических задач.

Развивающие: 

  • развивать навыки анализа, осмысления, обобщения, систематизации и конкретизации, оперирования знаниями  при решении  задач;
  • развивать навыки самостоятельной  работы в парах, группах, индивидуально и фронтально при изучении нового материала и применении полученных знаний;
  • развивать пространственное воображение, формировать осмысленный перенос знаний в типичные ситуации;
  • развитие волевых качеств, умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательные: 

  • создать у обучающихся положительную мотивацию к уроку через осознание необходимости интеллектуального развития;
  • воспитывать потребность в формировании трудовых и учебных навыков;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности, самостоятельности, самооценки и взаимоооценки;
  • воспитывать культуру математической речи, оформления записей и рисунков.

10. Тип урока: комбинированный

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

12. Необходимое техническое оборудование: Кабинет информационных технологий (ПК для каждого обучающегося, ПК учителя, сканер, проектор, интерактивная доска или экран)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Слайды № 1-2 презентации 1

(ЭОР № 1)

Сообщение темы, цели, задач  урока. Акцент на использование материала темы в задании В9 ЕГЭ.

Записывают тему, слушают, акцентируют внимание на конечный результат своей работы на уроке

2

2

Проверка домашнего задания, повторение

Слайды  № 3, 4 презентации 1

(ЭОР №1)

Подготовка к продолжению изучения цилиндра: повторить названия элементов цилиндра (соотнести названия с цифрой элемента цилиндра на слайде), сечения цилиндра.

Домашние задачи: 522 (отсканированное решение вывести на экран);

524

Выполняют задание, озвучивают.

Проверка на интерактивной доске: надпись соответствующего элемента в таблице.

Обосновывают решение.

Устный разбор решения.

6

3.

Изучение нового материала

Интерактивное объяснение

И1, сцена 6

(ЭОР №2)

Разъясняет принцип дальнейшего изучения интерактивного модуля, начатого на предыдущем уроке

Продолжают знакомство с поверхностью цилиндра, выводят формулы площадей его боковой и полной поверхностей.

5

4.

Фронтальная беседа по изученному материалу

Слайд № 5 презентации 1

(ЭОР №1)

Демонстрация развертки цилиндра. Задает вопросы по изученному материалу

Отвечают на вопросы учителя, комментируют, дополняют ответы товарищей.

3

5.

Коллективный разбор образца решения типичной задачи по теме

И1, сцена 10

(ЭОР №2)

Задает сопутствующие вопросы

Оформляют решение в тетрадях

3

6.

Дополнительные сведения об  использовании приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Слайды 6-7 презентации 1

(ЭОР №1)

Демонстрация слайдов с примерами практического применения цилиндра

Размышляют и приводят свои примеры

2

7

Релаксация

Гимнастика для глаз. Слайд 8 презентации 1

(ЭОР №1)

Демонстрация слайда

Выполнение упражнений для глаз в соответствии с анимацией слайда

1

8

Решение задач

Решение задач из учебника

Цилиндр и его элементы. П 1, сцены 3-5

(ЭОР №3)

Слайды 9- 14 презентации 1

(ЭОР №1)

Разбор и комментирование выполнения задач модуля П 1.

Направляет решение, контролирует, комментирует.

Решают предложенные задачи, предлагают свои способы.

Решают задачи, оформляют решение в тетради, проверяют на слайдах.

11

8

Обучающая самостоятельная работа (парная за ПК)

Цилиндр.

Элементы цилиндра. К1, сцены 2-5

(ЭОР №4)

Контролирует и координирует самостоятельную работу, обращает внимание на задачу сцены 2 (типичная на ЕГЭ)

Выполняют самостоятельную работу, анализируют результаты в парах,, просматривают ошибки и правильный вариант решения

8

9

Итог урока, рефлексия, домашнее задание

Слайд 15 презентации 1

(ЭОР №1)

Подводит итоги урока, выставляет оценки, руководит рефлексией, задает домашнее задание

- Кратко делают анализ результатов достижения цели урока.

 - Оценивают степень самостоятельности в работе на уроке, уровень освоения материала.

4

Приложение к плану-конспекту урока

Площадь поверхности цилиндра

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра.

Презентация Power Point. Комбинированный тип: контролирующий, информационный, практический.

Иллюстрация, тест на соответствие элементов, задачи из учебника.

Презентация 1

2

Цилиндр. Развертка. Площадь боковой и полной поверхностей цилиндра. И1

(.oms)

информационный модуль

OMS Module file . Мультимедийная информация для изучения нового материала.

http://www.fcior.edu.ru/card/9162/cilindr-elementy-cilindra-razvertka-ploshad-bokovoy-i-polnoy-poverhnostey-cilindra-secheniya-cilindr.html 

3

Цилиндр и его элементы. П 1.

(.oms)

практические задания

OMS Module file. Задания  для отработки навыков решения опорных задач по теме.

http://www.fcior.edu.ru/card/4045/cilindr-i-ego-elementy-p1.html 

4

Цилиндр.

Элементы цилиндра. К1

 (.oms)

контролирующие задания

OMS Module file. Самостоятельная работа дифференцированного характера для выявления степени усвоения изученного.

http://www.fcior.edu.ru/card/3328/cilindr-elementy-cilindra-ploshad-bokovoy-i-polnoy-poverhnostey-cilindra-secheniya-cilindra-ploskost.html 

Приложение (сценарий урока)

Тема: Площадь поверхности цилиндра

Цель  урока: Формирование навыков решения задач на нахождение элементов цилиндра, вывод и применение формул площади боковой и полной поверхности цилиндра, развитие пространственных представлений о применении цилиндрических тел в практической деятельности человека.

Задачи:

           Образовательные: 

  • закрепить и расширить знания по теме «Цилиндр»;
  • изучить  формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра;
  • сформировать навыки применения изученных понятий и формул к решению практических задач.

Развивающие: 

  • развивать навыки анализа, осмысления, обобщения, систематизации и конкретизации, оперирования знаниями  при решении  задач;
  • развивать навыки самостоятельной  работы в парах, группах, индивидуально и фронтально при изучении нового материала и применении полученных знаний;
  • развивать пространственное воображение, формировать осмысленный перенос знаний в типичные ситуации;
  • развитие волевых качеств, умений осуществлять самооценку учебной деятельности.

Воспитательные: 

  • создать у обучающихся положительную мотивацию к уроку через осознание необходимости интеллектуального развития;
  • воспитывать потребность в формировании трудовых и учебных навыков;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности, самостоятельности, самооценки и взаимоооценки;
  • воспитывать культуру математической речи, оформления записей и рисунков.

Ход урока

  1. Оргмомент

Сообщение темы, цели, задач урока. Главный акцент на использование материала темы в задании В9 ЕГЭ по математике. (Слайды № 1-2 презентации 1)

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний
  1. Проверочная работа на знание основных понятий по теме «Цилиндр» (на листах-шаблонах):

- тест на установление соответствия названия элемента цилиндра с цифрой элемента на рисунке;

- изобразить сечения цилиндра: осевое; плоскостью, параллельной оси; плоскостью, перпендикулярной оси (на листах – заготовки изображений  цилиндра).

Листы собрать. Проверка выполнения на слайдах №3-4 презентации 1

  1. Домашняя задача № 522 – отсканированное решение вывести на экран.
  2. Домашняя задача №524 –устная, с места.

  1. Изучение нового материала
  1. Вывод формул площадей боковой и полной поверхностей цилиндра (ресурс И1, сцена 6, самостоятельно за компьютером).
  2. Фронтальная беседа по изученному (слайд № 5 презентации 1).
  3. Коллективный разбор решения задачи (ресурс И1, сцена 10). Сопутствующий вопрос: - Какие элементы цилиндра выражают стороны прямоугольника, являющегося его осевым сечением?)

     

  1. Дополнительные сведения

Практическое применение цилиндров в окружающей жизни:

- сообщение (слайды № 6-7 презентации 1);

- собственные примеры обучающихся.

  1. Релаксация

Гимнастика для глаз. (Выполнение упражнений для глаз в соответствии с анимацией слайда № 8  презентации 1).

 

  1. Решение задач
  1. Опорная задача для решения цилиндра. Разобрать готовое решение, обсудить в парах (интерактивный модуль П1, сцена 3).
  2. Самостоятельное решение задач с последующей проверкой (интерактивный модуль П1, сцены 4-5).
  3. Решение задач из учебника:

- №523 (предварительное обсуждение решения по рисунку слайда № 9 презентации1, оформление решения, проверка решения на слайде № 10 презентации1);

 - №525 (предварительное обсуждение решения по рисунку слайда № 11 презентации1, оформление решения, проверка решения на слайде №12 презентации1);

- № 527 (коллективное решение, проверка решения на слайде № 13-14 презентации1).

 

        VII.   Самостоятельная работа (контролирующая)

               Интерактивный модуль К1 ( обратить внимание, что задача сцены 2 – задача В9          

                      ЕГЭ).

 

         VIII.  Домашнее задание (слайд №15презентации 1)

                П. 53-54,  №531, № 537(прокомментировать).

         IX.  Итог урока. Рефлексия. Оценки за урок. (слайд №15 презентации 1)

                   - Кратко сделать анализ результатов достижения цели урока (обучающиеся).

                   - Оценить степень самостоятельности каждого в работе на уроке.

                  - Прокомментировать оценки за урок. Дополнительные оценки будут    

                    выставлены за самостоятельную работу в начале и конце урока. Ошибки и    

                    недочеты самостоятельной работы будут учтены на следующем уроке решения  

                    задач по данной теме.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Imparfait. Урок с использованием ИКТ в 6 классе по УМК "L\'oiseau bleu 6"

Конспект урока составлен для учащихся 6 класса по УМК Н.Селивановой и А.Шашуриной «L’oiseau bleu6».Грамматика является неотъемлемой частью изучения французского языка. Представление грамматических явл...

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Конспект урока. Тема "Обработка цилиндрической поверхности" 6 класс

Конспект урока. Тема "Обработка цилиндрической поверхности" 6 класс...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

План-конспект урока "Способы изображения земной поверхности" 5 класс

Цель урока - овладение первичными основами картографических знаний, формирование пердставлений о видах изображения земной поверхности.Изучение нового материала построено в форме групповой работы, в ос...

Конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Гражданская война в России 1918-1920 г.г."

Урок в 9 классе по теме "Гражданская война в Росси" проводится с использованием электронных образовательных ресурсов. Урок изучения нового материала с применением групповой и парной работы, ...