Открытый урок "сечение многогранников"
презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему

Изучая геометрические фигуры, мы будем проводить сечения, но теперь не на интуитивном уровне, а по законам геометрии, изученным в курсе девятилетней школы и в 10-м классе.

На практике мы рассекаем данный предмет (батон хлеба, колбасы и т.д.) на две части, которые можем взять и хорошо рассмотреть отдельно друг от друга. Другое дело - сечения геометрических фигур на листе бумаги. Здесь мы будем иметь только изображение пространственной фигуры и её сечения на плоскости. Здесь нам и помогут наши пространственные представления, которые развивались при изучении геометрии в 10-м классе, и полученные знания законов геометрии.

Рассмотрим решение задач на построение пересечения геометрической фигуры, заданной своим изображением, и плоскости. Если такое пересечение (т.е. их общая часть) существует, то его называют сечением фигуры плоскостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sechenie_mnogogrannikov_vanina.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии 10-11 класс

Построение сечений многогранников

Учитель математики: Н.А. Ванина

Учебно-методическое обеспечение:

1.Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс

2. Е.М. Рабинович Геометрия 10-11 Задачи на готовых чертежах

3. А.И. Ершова Геометрия 10

4. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 10

5. И.М. Сугоняев Геометрия тесты 10

Оборудование и материалы для урока: компьютер, экран, презентация для сопровождения урока.

Цели урока:

Развивающая: продолжить развитие у учащихся пространственного воображения, логического мышления.

Обучающая: формировать навыки решения задач на построение сечений, закрепить умения построения сечений использую аксиомы стереометрии, применять знания на практике.

Воспитывающая: воспитывать умение анализировать действия для достижения цели, взаимопомощи, умение работать индивидуально.

Тип урока: урок закрепления знаний.

План урока:

  • Сформирование у школьников мотивации к изучению данной темы.
  • Закрепление изученного материала.
  • Применение знаний в стандартной ситуации. Самостоятельная работа.
  • Применение пространственного моделирования для решения задач
  • Подведение итога урока.
  • Домашнее задание

Ход урока

 Сообщение темы и цели урока

Урок по теме «Построение сечений многогранников» проведем в форме урока-практикума. На уроке мы повторим правила построения сечений, применим их к практическим задачам на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Рассмотрим задачи на вычисления с использование сечения многогранниковСлайд1,2

Повторение опорных знаний и умений обучаемых.

1. Назовите, покажите модели многогранников, которые мы изучили.

2.Как могут располагаться относительно друг друга многогранник и плоскость?  Слайд 2

3. Дайте определение  сечения многогранников

   /многоугольник, составленный из отрезков, по которым секущая плоскость пересекает грани многогранника/

4. какие многоугольники могут получиться при построении сечения тетраэдра?  Слайд 3

5. какие многоугольники могут получиться при построении сечения параллелепипеда?  

Алгоритм построения сечений

а) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости;

б) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника:

в) ищем точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);

г) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.

д) выделите отрезки, по которым секущая плоскость пересекает грани многогранника. Заштриховать многоугольник  

Вывод: Сечение выпуклого многогранника есть выпуклый многоугольник, вершины которого в общем случае являются точками пересечения секущей плоскости с ребрами многогранника, а стороны-линиями пересечения секущей плоскости с гранями.

 Так, для построения прямой пересечения двух плоскостей достаточно найти две общие точки этих плоскостей и провести через них прямую. (Теорема. Если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости. Аксиома. Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящую через эту точку.)

Для построения точки пересечения прямой и плоскости, находят в плоскости прямую, пересекающую данную прямую. Тогда искомая точка является точкой сечения найденной прямой с данной.

Теперь рассмотрим различные задачи на построение сечений плоскостями, проходящими:

1) через точку и прямую:

2) через три данные точки;

3) сечения, способ задания которых содержит условие параллельности сечения данной плоскости, данной прямой или двум прямым;

4) сечение плоскостями, перпендикулярными данной прямой или плоскости

Задача 1. Построить сечения куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через середины E,P,K его ребер( E€ADP€DCK€BB1)

Слайд 4

Дано ABCDA1B1C1D1-куб, (EPK)=α, E€AD, P€DC, K€BB1, IAEI=IEDI,IDPI=IPCI,IBKI=IKB1I.

Построить⋂ABCDA1B1C1D1

Построение:

  1. EP;
  2. EP⋂BC=M;
  3. MK⋂CC1=F;
  4. PE;
  5. FK;
  6. EP⋂AB=N;
  7. NK⋂AA1=L;
  8. EL;
  9. LK;

 10)α⋂ABCDA1B1C1D1=EPFKL.

Слайд 5

Задача 2. ( на построение  сечения по прямой и не лежащей на ней точке; прямая и точка не принадлежать одной грани фигуры)

Слайд 6

Дано: KLNMPK1L1M1N1P1-призма; (g, A)=α,  g (KLM), Ає(MNM1N1).

Построить: α KLMNPK1L1M1N1P1

Построение:

  1. MN⋂g=Q:
  2. QA⋂ NN1=B;
  3. QA⋂MM1=C;
  4. BC;
  5. PN⋂g=X;
  6. XB⋂PP1=D;
  7. DB;
  8. KP⋂g=Y;
  9. DY⋂KK1=E
  10. DE;
  11. KL⋂g=Z;
  12. EZ⋂LL1=F;
  13. EF;
  14. FС.

Пятиугольник CBDEF-искомое сечение.

Слайд 7

Задача 3 (на построение сечения по двум параллельным прямым, не принадлежащим одной грани фигуры)

Слайд 8

Дано: ABCDEFA1B1C1D1E1F1-правильная шестиугольная призма; ABB1A1-квадрат; AB⊂α; D1E1⊂α.

Построить: α⋂ABCDEFA1B1C1D1E1F1.

Построение:

  1. AB⋂EF=M;
  2. E1M⋂FF1=Y;
  3. E1Y;
  4. YA
  5. D1X∥YA;
  6. XB.

Шестиугольник ABXD1E1Y-искомое сечение.

Слайд 9

Задача 4.

Дано:ABCD-пирамида, M є CD, N є (ABD); (M,N) ⊂ α; α∥AC.

Слайд 10

Построить: α⋂ABCD.

Построение:

  1. MS∥AC;
  2. SN⋂AB=K;
  3. KP∥AC;
  4. MP.

Четырехугольник MSKP-искомое сечение.

Слайд 11

Самостоятельная работа слайд 12

Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельную работу. Задание- построить сечения многогранников плоскостью, проходящей через выделенные элементы.  

Вариант 1.

Вариант 2.

Слайд 13  Выполнение самостоятельной работы (по готовым чертежам).

Перед тем, как сдать работы выполняется самопроверка по готовым слайдам.

А теперь перейдём к рассмотрению  задач на вычисления с использованием сечений многогранников.

Задача 5.

В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна α, высота равна h.

Провести сечение пирамиды плоскостью, проходящей через середины двух смежных боковых ребер перпендикулярно основанию.

Найти его площадь.

Дано: SABCD-правильная пирамида, АВ=α, SO=h, Е- середина  SA;  F-середина SD, (E,F) ⊂α, α⊥(ABCD).

Построить: α⋂SABCD

Найти:  Sсеч.

Построение:  Чтобы сечение было перпендикулярно основанию ABCD, достаточно, чтобы оно проходило через перпендикуляр к ABCD.

  1. EF;
  2. EE1║SO→EE1 ⊥ (ABCD);
  3. E1ЄKM, KM║AD, так как EF║AD→KM║EF;
  4. KE;
  5. FM.

Трапеция KEFM (KM║EF)-искомое сечение.

Доказательство. Сечение KEFM искомое, так как удовлетворяет всем условиям задачи.

Вычисления. Sсеч .

  1. Из прямоугольного треугольника SOA:

                    EE1=SO=,

Поскольку EE1-средняя линия.

  1. Из равнобедренного треугольника SAD (AS=SD);

                               EF==,

Поскольку EF-средняя линия.

  1. Произведем подстановку и получим

             Sсеч =

Ответ: Sсеч=.

Слайд 14

Задача 6.В правильной треугольной усеченной пирамиде сторона нижнего основания 8 м, верхнего – 5 м, а высота – 3 м.

Провести сечение через сторону нижнего основания и противоположную сторону верхнего основания.

Найти площадь сечения и двугранный угол между сечением и нижним основанием.

Построение:

  1. BC;
  2. A1B;
  3. A1C.

Треугольник A1BC- искомое сечение.

Вычисления. Треугольник A1BC- равнобедренный, так как боковые грани правильной треугольной усеченной пирамиды равны, а А1В и А1С- диагонали равных трапеций (равнобедренных). Имеем:

SA1BC= где A1D ⊥BС, BD=DC;

 

В прямоугольном треугольнике A1KD (A1KO1O, A1K⊥AD) имеем: tg 

  1. Из прямоугольного треугольника A1KD:

       A1D=.

  1. В равностороннем треугольнике ABC: AD-высота→ AD=4 м; KD=AD-AK.
  2. В трапеции AA1O1O:KO=AO1, AK = AO-KO;

                        AO=R= (м) (из △ АВС);

                        KO=A1O1=R1== (м) (из △ A1B1C1);

                           AK= (м);

KD=4 (м).

A1D= (м).

Окончательно находим

SA1BC=,

tg .

Ответ: 24;.

Слайд 15

Подведение итога урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какими  способами строятся сечение многогранников?

3. Какие многоугольники могут быть сечением тетраэдра?

4. Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда?

5. Зачем необходимо иметь представления о сечении?

6. Где в жизни встречаемся с сечением?

 Домашнее задание

Тест 7  (I и II вариант) контрольно – измерительные материалы Рузухин А.Н. Геометрия 10 класс. 2013г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок в 6 классе "Многогранники. Обобщение." Долгосрочный проект

Учебник "Математика" в 6 классе под редакцией Козловой. Задолго до изучения темы "Многогранники" группы детей получили конкретные задания для поиска на страницах Интернет или других ресурсах. Сбор мат...

Открытый урок по геометрии "Правильные многогранники"

План-конспект урока+презентацияТема урока: «Правильные многогранники»Класс:10Учитель: Реброва Надежда МихайловнаТип урока:Усвоение новых знаний.Цели урока: 1.Повторить и обобщить теоретический м...

Открытый урок в 5 классе по теме "Удивительный мир многогранников. Пирамиды"

На данном уроке я попробовала связать метапредметную тему "Порядок и хаос" с темой по математике "Удивительный мир многогранников. Пирамиды". Этот материал отображен в презентации к уроку....

Разработка открытого урока по геометрии с применением ИКТ и стратегий «Критического мышления» в 10 классе на тему: «Правильные многогранники».

Цель урока: Познакомить учащихся с новым типом выпуклых многогранников – правильными многогранниками.Задачи урока:Обучающие:·         Ввести понятие правильного...

«Особенности организации открытия свойств многогранников учащимися 5-6 классов при работе с УМК под редакцией Е.А.Бунимовича средствами оригами»

Существует много способов развития пространственного мышления, но, чтобы привлечь внимание учащихся к геометрии, вызвать интерес к законам геометрии, показать связь геометрии с жизнью, так как зародил...