Открытый урок "сечение многогранников"
презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему
Изучая геометрические фигуры, мы будем проводить сечения, но теперь не на интуитивном уровне, а по законам геометрии, изученным в курсе девятилетней школы и в 10-м классе.
На практике мы рассекаем данный предмет (батон хлеба, колбасы и т.д.) на две части, которые можем взять и хорошо рассмотреть отдельно друг от друга. Другое дело - сечения геометрических фигур на листе бумаги. Здесь мы будем иметь только изображение пространственной фигуры и её сечения на плоскости. Здесь нам и помогут наши пространственные представления, которые развивались при изучении геометрии в 10-м классе, и полученные знания законов геометрии.
Рассмотрим решение задач на построение пересечения геометрической фигуры, заданной своим изображением, и плоскости. Если такое пересечение (т.е. их общая часть) существует, то его называют сечением фигуры плоскостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии 10-11 класс
Построение сечений многогранников
Учитель математики: Н.А. Ванина
Учебно-методическое обеспечение:
1.Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс
2. Е.М. Рабинович Геометрия 10-11 Задачи на готовых чертежах
3. А.И. Ершова Геометрия 10
4. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия 10
5. И.М. Сугоняев Геометрия тесты 10
Оборудование и материалы для урока: компьютер, экран, презентация для сопровождения урока.
Цели урока:
Развивающая: продолжить развитие у учащихся пространственного воображения, логического мышления.
Обучающая: формировать навыки решения задач на построение сечений, закрепить умения построения сечений использую аксиомы стереометрии, применять знания на практике.
Воспитывающая: воспитывать умение анализировать действия для достижения цели, взаимопомощи, умение работать индивидуально.
Тип урока: урок закрепления знаний.
План урока:
- Сформирование у школьников мотивации к изучению данной темы.
- Закрепление изученного материала.
- Применение знаний в стандартной ситуации. Самостоятельная работа.
- Применение пространственного моделирования для решения задач
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание
Ход урока
Сообщение темы и цели урока
Урок по теме «Построение сечений многогранников» проведем в форме урока-практикума. На уроке мы повторим правила построения сечений, применим их к практическим задачам на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Рассмотрим задачи на вычисления с использование сечения многогранниковСлайд1,2
Повторение опорных знаний и умений обучаемых.
1. Назовите, покажите модели многогранников, которые мы изучили.
2.Как могут располагаться относительно друг друга многогранник и плоскость? Слайд 2
3. Дайте определение сечения многогранников
/многоугольник, составленный из отрезков, по которым секущая плоскость пересекает грани многогранника/
4. какие многоугольники могут получиться при построении сечения тетраэдра? Слайд 3
5. какие многоугольники могут получиться при построении сечения параллелепипеда?
Алгоритм построения сечений
а) проводим прямые через точки, лежащие в одной плоскости;
б) ищем прямые пересечения плоскости сечения с гранями многогранника:
в) ищем точки пересечения прямой принадлежащей плоскости сечения с прямой, принадлежащей одной из граней (лежащие в одной плоскости);
г) параллельные грани плоскость сечения пересекает по параллельным прямым.
д) выделите отрезки, по которым секущая плоскость пересекает грани многогранника. Заштриховать многоугольник
Вывод: Сечение выпуклого многогранника есть выпуклый многоугольник, вершины которого в общем случае являются точками пересечения секущей плоскости с ребрами многогранника, а стороны-линиями пересечения секущей плоскости с гранями.
Так, для построения прямой пересечения двух плоскостей достаточно найти две общие точки этих плоскостей и провести через них прямую. (Теорема. Если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости. Аксиома. Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящую через эту точку.)
Для построения точки пересечения прямой и плоскости, находят в плоскости прямую, пересекающую данную прямую. Тогда искомая точка является точкой сечения найденной прямой с данной.
Теперь рассмотрим различные задачи на построение сечений плоскостями, проходящими:
1) через точку и прямую:
2) через три данные точки;
3) сечения, способ задания которых содержит условие параллельности сечения данной плоскости, данной прямой или двум прямым;
4) сечение плоскостями, перпендикулярными данной прямой или плоскости
Задача 1. Построить сечения куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью, проходящей через середины E,P,K его ребер( E€ADP€DCK€BB1)
Слайд 4
Дано ABCDA1B1C1D1-куб, (EPK)=α, E€AD, P€DC, K€BB1, IAEI=IEDI,IDPI=IPCI,IBKI=IKB1I.
Построить:α⋂ABCDA1B1C1D1
Построение:
- EP;
- EP⋂BC=M;
- MK⋂CC1=F;
- PE;
- FK;
- EP⋂AB=N;
- NK⋂AA1=L;
- EL;
- LK;
10)α⋂ABCDA1B1C1D1=EPFKL.
Слайд 5
Задача 2. ( на построение сечения по прямой и не лежащей на ней точке; прямая и точка не принадлежать одной грани фигуры)
Слайд 6
Дано: KLNMPK1L1M1N1P1-призма; (g, A)=α, g⊂ (KLM), Ає(MNM1N1).
Построить: α⋂ KLMNPK1L1M1N1P1
Построение:
- MN⋂g=Q:
- QA⋂ NN1=B;
- QA⋂MM1=C;
- BC;
- PN⋂g=X;
- XB⋂PP1=D;
- DB;
- KP⋂g=Y;
- DY⋂KK1=E
- DE;
- KL⋂g=Z;
- EZ⋂LL1=F;
- EF;
- FС.
Пятиугольник CBDEF-искомое сечение.
Слайд 7
Задача 3 (на построение сечения по двум параллельным прямым, не принадлежащим одной грани фигуры)
Слайд 8
Дано: ABCDEFA1B1C1D1E1F1-правильная шестиугольная призма; ABB1A1-квадрат; AB⊂α; D1E1⊂α.
Построить: α⋂ABCDEFA1B1C1D1E1F1.
Построение:
- AB⋂EF=M;
- E1M⋂FF1=Y;
- E1Y;
- YA
- D1X∥YA;
- XB.
Шестиугольник ABXD1E1Y-искомое сечение.
Слайд 9
Задача 4.
Дано:ABCD-пирамида, M є CD, N є (ABD); (M,N) ⊂ α; α∥AC.
Слайд 10
Построить: α⋂ABCD.
Построение:
- MS∥AC;
- SN⋂AB=K;
- KP∥AC;
- MP.
Четырехугольник MSKP-искомое сечение.
Слайд 11
Самостоятельная работа слайд 12
Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельную работу. Задание- построить сечения многогранников плоскостью, проходящей через выделенные элементы.
Вариант 1.
Вариант 2.
Слайд 13 Выполнение самостоятельной работы (по готовым чертежам).
Перед тем, как сдать работы выполняется самопроверка по готовым слайдам.
А теперь перейдём к рассмотрению задач на вычисления с использованием сечений многогранников.
Задача 5.
В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания равна α, высота равна h.
Провести сечение пирамиды плоскостью, проходящей через середины двух смежных боковых ребер перпендикулярно основанию.
Найти его площадь.
Дано: SABCD-правильная пирамида, АВ=α, SO=h, Е- середина SA; F-середина SD, (E,F) ⊂α, α⊥(ABCD).
Построить: α⋂SABCD
Найти: Sсеч.
Построение: Чтобы сечение было перпендикулярно основанию ABCD, достаточно, чтобы оно проходило через перпендикуляр к ABCD.
- EF;
- EE1║SO→EE1 ⊥ (ABCD);
- E1ЄKM, KM║AD, так как EF║AD→KM║EF;
- KE;
- FM.
Трапеция KEFM (KM║EF)-искомое сечение.
Доказательство. Сечение KEFM искомое, так как удовлетворяет всем условиям задачи.
Вычисления. Sсеч .
- Из прямоугольного треугольника SOA:
EE1=SO=
,
Поскольку EE1-средняя линия.
- Из равнобедренного треугольника SAD (AS=SD);
EF==
,
Поскольку EF-средняя линия.
- Произведем подстановку и получим
Sсеч =
Ответ: Sсеч=.
Слайд 14
Задача 6.В правильной треугольной усеченной пирамиде сторона нижнего основания 8 м, верхнего – 5 м, а высота – 3 м.
Провести сечение через сторону нижнего основания и противоположную сторону верхнего основания.
Найти площадь сечения и двугранный угол между сечением и нижним основанием.
Построение:
- BC;
- A1B;
- A1C.
Треугольник A1BC- искомое сечение.
Вычисления. Треугольник A1BC- равнобедренный, так как боковые грани правильной треугольной усеченной пирамиды равны, а А1В и А1С- диагонали равных трапеций (равнобедренных). Имеем:
SA1BC= где A1D ⊥BС, BD=DC;
В прямоугольном треугольнике A1KD (A1K║O1O, A1K⊥AD) имеем: tg
- Из прямоугольного треугольника A1KD:
A1D=.
- В равностороннем треугольнике ABC: AD-высота→ AD=4
м; KD=AD-AK.
- В трапеции AA1O1O:KO=AO1, AK = AO-KO;
AO=R= (м) (из △ АВС);
KO=A1O1=R1==
(м) (из △ A1B1C1);
AK= (м);
KD=4 (м).
A1D= (м).
Окончательно находим
SA1BC=,
tg .
Ответ: 24;
.
Подведение итога урока.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какими способами строятся сечение многогранников?
3. Какие многоугольники могут быть сечением тетраэдра?
4. Какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда?
5. Зачем необходимо иметь представления о сечении?
6. Где в жизни встречаемся с сечением?
Домашнее задание
Тест 7 (I и II вариант) контрольно – измерительные материалы Рузухин А.Н. Геометрия 10 класс. 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок в 6 классе "Многогранники. Обобщение." Долгосрочный проект
Учебник "Математика" в 6 классе под редакцией Козловой. Задолго до изучения темы "Многогранники" группы детей получили конкретные задания для поиска на страницах Интернет или других ресурсах. Сбор мат...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108299.jpg)
Открытый урок по геометрии "Правильные многогранники"
План-конспект урока+презентацияТема урока: «Правильные многогранники»Класс:10Учитель: Реброва Надежда МихайловнаТип урока:Усвоение новых знаний.Цели урока: 1.Повторить и обобщить теоретический м...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-158949-1509521891.jpg)
Открытый урок в 5 классе по теме "Удивительный мир многогранников. Пирамиды"
На данном уроке я попробовала связать метапредметную тему "Порядок и хаос" с темой по математике "Удивительный мир многогранников. Пирамиды". Этот материал отображен в презентации к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619481-1428274098.jpg)
Разработка открытого урока по геометрии с применением ИКТ и стратегий «Критического мышления» в 10 классе на тему: «Правильные многогранники».
Цель урока: Познакомить учащихся с новым типом выпуклых многогранников – правильными многогранниками.Задачи урока:Обучающие:· Ввести понятие правильного...
«Особенности организации открытия свойств многогранников учащимися 5-6 классов при работе с УМК под редакцией Е.А.Бунимовича средствами оригами»
Существует много способов развития пространственного мышления, но, чтобы привлечь внимание учащихся к геометрии, вызвать интерес к законам геометрии, показать связь геометрии с жизнью, так как зародил...
"Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника"
Конспект урока геометрии в 10 кл...