Программа для кружка по математики в 6 классе "Волшебные грани"
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему
Программа курса «Волшебные грани» для 6 класса предлагает развитие ученика в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Сконструированная модель из бумаги позволяет с легкостью передать геометрию предмета в пространстве. Свойства бумаги таковы, что создать и склеить ровные грани гораздо проще, чем искривленные поверхности. Именно поэтому плотная бумага и картон идеально подходят для моделирования многогранников. На занятиях ученик познакомится с самыми разнообразными моделями, историческими фактами, с подробными инструкциями сборки многогранников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Волшебные грани» для 6 класса предлагает развитие ученика в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Сконструированная модель из бумаги позволяет с легкостью передать геометрию предмета в пространстве. Свойства бумаги таковы, что создать и склеить ровные грани гораздо проще, чем искривленные поверхности. Именно поэтому плотная бумага и картон идеально подходят для моделирования многогранников. На занятиях ученик познакомится с самыми разнообразными моделями, историческими фактами, с подробными инструкциями сборки многогранников.
Изучение курса «Волшебные грани» дает возможность вызвать у учащихся интерес к изучению геометрии, способствует познанию ее серьезного прикладного значения, формирует целостную картину мира. «Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности - от двухлетнего ребенка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книги Бранко Грюнбаума «Выпуклые многогранники». Некоторые из правильных и полуправильных тел встречаются в природе в виде кристаллов, другие - в виде вирусов. Пчелы строили шестиугольные соты задолго до появления человека, а в истории цивилизации создание многогранных тел наряду с другими видами пластических искусств уходит в глубь веков».
Цель курса
при реализации курса «Волшебные грани» с помощью исследовательской, поисковой и практической деятельности познакомить учащихся с правильными, усечёнными, звездчатыми многогранниками и их значением в современном мире; подготовить к решению практических задач (научить строить, конструировать многогранник и описывать его свойства).
Задачи курса
- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
- учить изображать простые геометрические формы;
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей,
- критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Данный курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с различными многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих учеников, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего 34 часа в год.
Применяются методы обучения
- деятельностный,
- поисковый,
- эвристический,
- исследовательский,
- наглядный
- метод моделирования и конструировании
- метод создания игровых ситуаций,
- совместное обучение в малых группа
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Содержание курса
Многогранники и многоугольники
Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Формирование на их примерах понимания отношений «общее - частное». Анализ утверждений о свойствах фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Сопоставление линий с их названиями. Сопоставление пространственных фигур, выделение сходств и различий. Выделение среди них фигур, имеющих грани. Описание многогранников, усечённых многоугольников на примере этих фигур. Выделение многогранников, многоугольников на рисунках, среди окружающих предметов. Элементы многогранника, многоугольника. Сопоставление понятий: многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника. Взаимное расположение многоугольников, отношение сторон. Определение многогранника. Изображение многогранников на плоскости. Различные виды многогранников (выпуклые, невыпуклые - без использования этих терминов). Количество вершин (граней) многоугольника (многогранника), определяющее их название. Конструирование многоугольников из картона. Презентации изготовления многогранников.
Тетраэдр. Октаэдр. Куб. Додекаэдр. Икосаэдр.
Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Свойства фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Понятия: многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника. Взаимное расположение многоугольников, отношение сторон. Конструирование многоугольников из картона. Презентация работ.
Гексаэдр. Большой Кубо-кубо-октаэдр. Додекадодекаэдр.
Знакомство с усечёнными многогранниками. Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Свойства фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Понятия: усечённого многоугольника - грань усечённого многогранника, сторона усечённого многоугольника - ребро усечённого многогранника, вершина усечённого многоугольника - вершина усечённого многогранника. Взаимное расположение усечённых многоугольников, отношение сторон. Конструирование Кубо-кубо-октаэдра, Додекадодекаэдра из картона. Презентация работ.
Звёздчатые многогранники. Большой звёздчатый Декадодекаэдр. Соединение пяти тетраэдров.
Понятие звёздчатые многогранники. Описание данных геометрических фигур. Повторение описания многогранников: Тетраэдр, октаэдр. Конструирование Большого звёздчатого Декадодекаэдра, Соединение пяти тетраэдров. Презентация работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | ||||||
По плану | По факту | ||||||||
| |||||||||
Многогранники в истории математики. | 1 | 03.09 | |||||||
Платоновы тела. | 1 | 10.09 | |||||||
Виды многогранников, многоугольников | 17.09 | ||||||||
Исследовательский проект «Многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника» | 1 | 24.09 | |||||||
Мини- проект «Изображение многогранников на плоскости» | 1 | 15.10 | |||||||
Мир многогранников в природе. | 1 | 05.11 | |||||||
Тетраэдр. Октаэдр. Куб. Додекаэдр. Икосаэдр. | |||||||||
7 | Виды многоугольников. | ||||||||
8 | Тетраэдр и Октаэдр . Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника. | ||||||||
9 | Куб. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника | ||||||||
10 | Додекаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника | ||||||||
11 | Икосаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника | ||||||||
12 | Конструирование из картонаТетраэдра. | ||||||||
13 | Конструирование из картона Октаэдра. | ||||||||
14 | Конструирование из картона Куба. | ||||||||
15 | Конструирование из картона Додекаэдр. | ||||||||
16 | Конструирование из картона Икосаэдра. | ||||||||
17 | Презентация готовых моделей учащихся. | ||||||||
III | Гексаэдр. Большой Кубо-кубо-октаэдр. Додекадодекаэдр. | ||||||||
18 | Знакомство с понятием усечённый многогранник. Архимедовы тела. | ||||||||
19 | Кубо-кубо-октаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника. | ||||||||
20 | Додекадодекаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника. | ||||||||
21 | Конструирование из картона Кубо-кубо-октаэдра. | ||||||||
22 | Конструирование из картона Кубо-кубо-октаэдра. | ||||||||
23 | Конструирование из картона Додекадодекаэдра. | ||||||||
24 | Конструирование из картона Додекадодекаэдра. | ||||||||
25 | Презентация готовых моделей учащихся. | ||||||||
IV | Звёздчатые многогранники. Большой звёздчатый Декадодекаэдр. Соединение пяти тетраэдров. | ||||||||
26 | Декадодекаэдр описание многогранника. Составляющие части. | ||||||||
27 | Конструирование из картона Декадодекаэдра. | ||||||||
28 | Конструирование из картона Декадодекаэдра. | ||||||||
29 | Понятие о соединение пяти тетраэдров. | ||||||||
30 | Конструирование соединения пяти тетраэдров. | ||||||||
31 | Конструирование соединения пяти тетраэдров. | ||||||||
32 | Презентация готовых моделей учащихся. | ||||||||
33 | Проект «Мир многогранников из картона». | ||||||||
34 | Выставка работ учащихся. |
Критерии оценивания моделей многогранников:
- Модель соответствует действительности.
- Соблюдены наиболее оптимальные размеры
- Аккуратность и эстетичность.
Критерии оценивания презентации учеников:
- Грамотность математической речи.
- Качество оформления работы, конечный продукт труда.
- Эрудиция.
- Разнообразие использованных технических средств.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Каждый из перечисленных параметров оценивается до 5 баллов.
25-20- труд высокого качества;
19-14- хороший труд;
13-8- удовлетворительный труд;
7-0- труд требует доработки.
Выводы: Курс «Волшебные грани» – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Данный курс, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.Получают развитие общих умений учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Учатся оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
Литература основная и дополнительная
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
- Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас.: Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
- Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники.: Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
- Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2 Сайт http://mnogogranniki.ru
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-217739-1378494985.jpg)
Программа математического кружка "Занимательная математика"
Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137448-1352056908.jpg)
Программа математического кружка "Занимательная математика»
Программа математического кружка "Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-221935-1389307149.jpg)
Программа математического кружка «Юный математик» для учащихся 7 классов.
Программаматематического кружка«Юный математик»для учащихся 7 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-626034-1430498791.jpg)
Программа математического кружка "Юный математик"
Школа, как важнейший социальный институт общества, отражает его состояние и основные тенденции развития. Для инновационного развития России необходимо новое качество общего образования, н...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127566-1350650779.png)
Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"
Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-809408-1472453360.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Юный математик"
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.Преподавание данного курса строится на изуче...