Программа для кружка по математики в 6 классе "Волшебные грани"
рабочая программа по геометрии (6 класс) на тему

Лущенкова Мария Владимировна

Программа  курса «Волшебные грани» для 6 класса предлагает развитие ученика в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Сконструированная модель из бумаги позволяет с легкостью передать геометрию предмета в пространстве. Свойства бумаги таковы, что создать и склеить ровные грани гораздо проще, чем искривленные поверхности. Именно поэтому плотная бумага и картон идеально подходят для моделирования многогранников. На занятиях ученик познакомится с самыми разнообразными  моделями, историческими  фактами, с подробными инструкциями сборки многогранников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_po_matematike_volshebnye_grani.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  курса «Волшебные грани» для 6 класса предлагает развитие ученика в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Сконструированная модель из бумаги позволяет с легкостью передать геометрию предмета в пространстве. Свойства бумаги таковы, что создать и склеить ровные грани гораздо проще, чем искривленные поверхности. Именно поэтому плотная бумага и картон идеально подходят для моделирования многогранников. На занятиях ученик познакомится с самыми разнообразными  моделями, историческими  фактами, с подробными инструкциями сборки многогранников.

Изучение курса «Волшебные грани» дает возможность вызвать у учащихся интерес к изучению геометрии, способствует познанию ее серьезного прикладного значения, формирует целостную картину мира. «Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности - от двухлетнего ребенка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книги Бранко Грюнбаума «Выпуклые многогранники». Некоторые из правильных и полуправильных тел встречаются в природе в виде кристаллов, другие - в виде вирусов. Пчелы строили шестиугольные соты задолго до появления человека, а в истории цивилизации создание многогранных тел наряду с другими видами пластических искусств уходит в глубь веков».

Цель курса

при реализации курса «Волшебные грани» с помощью исследовательской, поисковой и практической деятельности познакомить учащихся с правильными, усечёнными, звездчатыми многогранниками и их значением в современном мире; подготовить к решению практических задач (научить строить, конструировать многогранник и описывать его свойства).

Задачи курса

- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

- учить изображать простые геометрические формы;

- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

 - развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей,

 - критическое отношение к своим и чужим суждениям.

 Данный курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с различными многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих учеников, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего 34 часа в год.                  

Применяются методы обучения

  • деятельностный,
  • поисковый,
  • эвристический,
  • исследовательский,
  • наглядный        
  • метод моделирования и конструировании
  • метод создания игровых ситуаций,
  • совместное обучение в малых группа

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

       Личностные универсальные учебные действия:

       У обучающегося будут сформированы:

      - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

      -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

      -понимание причин успеха в учебной деятельности;

      -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;

      -представление об основных моральных нормах

      Обучающийся получит возможность для формирования:

     - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

     - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

     - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

    - осознанного  понимания чувств других людей и сопереживать им

     Регулятивные универсальные учебные действия:

     Обучающийся научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

    - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

    - анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

    - различать способы и результат действия;

    - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

    Обучающийся получит возможность научиться:

   - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

   - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
  - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по    ходу решения учебной задачи.

  Познавательные  универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать  объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

- находить  сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания    объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и        формулировать названия полученных групп.

- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

     Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;

   - выбирать рациональный способ на основе анализа различных         вариантов решения задачи;

   - строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;

   - различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 - самостоятельно находить способы решения проблем    творческого и поискового характера.

    Коммуникативные  универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

    - принимать участие в совместной работе коллектива;

    - вести диалог, работая в парах, группах;            

    - допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;

    - координировать свои действия с действиями партнёров;

    - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

    - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

    - осуществлять взаимный контроль совместных действий;

    - совершенствовать математическую речь;

    - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

     Обучающийся получит возможность научиться:

     -критически относиться к своему и чужому мнению;

     - уметь самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество;

     - принимать самостоятельно решения;

     - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

Содержание курса

Многогранники и многоугольники

Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Формирование на их примерах понимания отношений «общее - частное». Анализ утверждений о свойствах фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Сопоставление линий с их названиями. Сопоставление пространственных фигур, выделение сходств и различий. Выделение среди них фигур, имеющих грани. Описание многогранников, усечённых многоугольников на примере этих фигур. Выделение многогранников, многоугольников на рисунках, среди окружающих предметов. Элементы многогранника, многоугольника. Сопоставление понятий: многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника. Взаимное расположение многоугольников, отношение сторон. Определение многогранника. Изображение многогранников на плоскости. Различные виды многогранников (выпуклые, невыпуклые - без использования этих терминов). Количество вершин (граней) многоугольника (многогранника), определяющее их название. Конструирование многоугольников из картона. Презентации изготовления многогранников.

Тетраэдр. Октаэдр. Куб. Додекаэдр. Икосаэдр.

Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Свойства фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Понятия: многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника. Взаимное расположение многоугольников, отношение сторон. Конструирование многоугольников из картона. Презентация работ.

Гексаэдр. Большой Кубо-кубо-октаэдр. Додекадодекаэдр.

Знакомство с усечёнными многогранниками. Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Свойства фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Понятия: усечённого многоугольника - грань усечённого многогранника, сторона усечённого многоугольника - ребро усечённого многогранника, вершина усечённого многоугольника - вершина усечённого многогранника. Взаимное расположение усечённых  многоугольников, отношение сторон. Конструирование Кубо-кубо-октаэдра, Додекадодекаэдра из картона. Презентация работ.

Звёздчатые многогранники. Большой звёздчатый Декадодекаэдр. Соединение пяти тетраэдров.

Понятие звёздчатые многогранники. Описание данных геометрических фигур. Повторение описания многогранников: Тетраэдр, октаэдр. Конструирование Большого звёздчатого Декадодекаэдра, Соединение пяти тетраэдров. Презентация работ.

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

По плану

По факту

  1. Многогранники и многоугольники (7 часов)

Многогранники в истории математики.

1

03.09

Платоновы тела.

1

10.09

Виды многогранников, многоугольников

17.09

Исследовательский проект «Многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника»

1

24.09

Мини- проект «Изображение многогранников на плоскости»

1

15.10

 Мир многогранников в природе.

1

05.11

Тетраэдр. Октаэдр. Куб. Додекаэдр. Икосаэдр.

7

Виды многоугольников.

8

Тетраэдр и Октаэдр  . Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника.

9

Куб. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника

10

Додекаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника

11

Икосаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника

12

Конструирование из картонаТетраэдра.

13

Конструирование из картона Октаэдра.

14

Конструирование из картона Куба.

15

Конструирование из картона Додекаэдр.

16

Конструирование из картона Икосаэдра.

17

Презентация готовых моделей учащихся.

III

Гексаэдр. Большой Кубо-кубо-октаэдр. Додекадодекаэдр.

18

Знакомство с понятием усечённый многогранник. Архимедовы тела.

19

Кубо-кубо-октаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника.

20

Додекадодекаэдр. Грани, рёбра, вершины. Развёртки многоугольника.

21

Конструирование из картона Кубо-кубо-октаэдра.

22

Конструирование из картона Кубо-кубо-октаэдра.

23

Конструирование из картона Додекадодекаэдра.

24

Конструирование из картона Додекадодекаэдра.

25

Презентация готовых моделей учащихся.

IV

Звёздчатые многогранники. Большой звёздчатый Декадодекаэдр. Соединение пяти тетраэдров.

26

Декадодекаэдр описание многогранника. Составляющие части.

27

Конструирование из картона Декадодекаэдра.

28

Конструирование из картона Декадодекаэдра.

29

Понятие о соединение пяти тетраэдров.

30

Конструирование соединения пяти тетраэдров.

31

Конструирование соединения пяти тетраэдров.

32

Презентация готовых моделей учащихся.

33

Проект «Мир многогранников из картона».

34

Выставка работ учащихся.

Критерии оценивания моделей многогранников:

  1. Модель соответствует действительности.
  2. Соблюдены наиболее оптимальные размеры
  3. Аккуратность и эстетичность.

Критерии оценивания презентации учеников:

  1. Грамотность математической речи.
  2.  Качество оформления работы, конечный продукт труда.
  3. Эрудиция.
  4. Разнообразие использованных технических средств.
  5. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Каждый из перечисленных параметров оценивается  до 5 баллов.

      25-20- труд высокого качества;

19-14- хороший труд;

13-8- удовлетворительный труд;

7-0- труд требует доработки.

Выводы: Курс «Волшебные грани» – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Данный курс, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к определенным результатам.Получают развитие общих умений учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Учатся оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.

        Литература основная и дополнительная

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2011
  2. Кормишина С.Н.  Геометрия вокруг нас.: Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
  3. Бененсон Е.П.,  Итина Л.С. Многогранники и многоугольники.: Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
  4. Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009

        Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2 Сайт http://mnogogranniki.ru

         Технические средства обучения.

    1. Персональный компьютер.

    2. Мультимедийный проектор.

    3. Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа математического кружка "Занимательная математика"

Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа  рассчитана на  1 учебный год (1 час в неделю, ...

Программа математического кружка "Занимательная математика»

Программа математического кружка "Занимательная математика»...

Программа математического кружка «Юный математик» для учащихся 7 классов.

Программаматематического кружка«Юный математик»для учащихся 7 классов...

Программа математического кружка "Юный математик"

Школа, как важнейший социальный институт общества, отражает его состояние  и основные тенденции развития. Для инновационного развития России необходимо новое качество общего образования, н...

Программа математического кружка по математике "Занимательная математика"

Наряду с решением основной задачи занятия в  математическом  кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способност...

Рабочая программа математического кружка "Юный математик"

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.Преподавание данного курса строится на изуче...