"Рабочая программа по предмету геометрия 9 класс"
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Сарнецкая Галина Викторовна

Рабочая программа по предмету геометрия 9 класс по учебнику Атанасяна Л.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района

Липецкой области

Рассмотрено

Руководитель МО учителей

математики, физики,

 информатики

_____________ Наумова Т. И.

Протокол № ___ от

«____»____________20    г.

Рекомендовано

Методическим советом МБОУ

гимназии №3

Протокол № ___ от

«____»____________20    г.

Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №3

_____________ Ананских А. М.

Приказ № ___ от

 «___»________________20     г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»

для 9 класса

                                                                                                                 

   

Сарнецкая Г. В.

Учитель математики

г. Грязи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 9в классе

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
  • знакомство учащихся с проектным видом деятельности. В ходе реализации проектов учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК),  учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.  

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
  • приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  3. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии 33 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
  6. Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
  7. Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)

Сведения о программе:

Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч. в неделю, всего 70 ч.

Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Технологии обучения:

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Развивающее обучение

Проектные методы обучения

Здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля:

Самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты.

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Информация об используемом учебнике:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.


Содержание программы

1. Векторы. Метод координат. 

  • Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
  • Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
  • Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
  • Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
  • Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
  • Уравнение прямой и окружности.

Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.

При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

  • Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. 
  • Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
  • Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
  • Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.

3. Длина окружности и площадь круга.

  • Правильные многоугольники.
  • Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
  • Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
  • Построение правильных многоугольников.
  • Длина окружности. Число .
  • Площадь круга и площадь сектора.

Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.

Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.

4. Движение.

  • Примеры движений фигур.
  • Параллельный перенос и поворот.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.

Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.                

При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.

5. Повторение.


Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего

Уроков

Контр.

работы

Повторение

3

Векторы

12  

11

1

Метод координат

11

10

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

14

13

1

Длина окружности и площадь круга

12

11

1

Движение

11

10

1

Повторение

7

Итого

70


Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
  • уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
  • уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
  • уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
  • уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
  • знать основные виды движения и уметь применять при решении задач.
  • владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.

Оценочные материалы составлены в соответствии с:

Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.


Литература и средства обучения:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил.
  2. Л. С. Атанасян и др. «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации. Книга для учителя», М.: Просвещение, 2010.
  3. Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
  4. Б. Г. Зив и др. «Геометрия. Дидактические материалы для 9 класса». М.: Просвещение, 2010.
  5. Б. Г. Зив и др. «Задачи по геометрии для 7-11 классов», М.: Просвещение, 2010.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование материала по геометрии в 9в классе на 2014-2015 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ урока

№ пункта

Содержание материала

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Фактич

1

Вводное повторение

1

1.09

2

Вводное повторение

1

3.09

3

Вводное повторение

1

8.09

Векторы

4

76

Понятие вектора

1

10.09

5

77-78

Понятие вектора

1

15.09

6

79

Сложение и вычитание векторов

1

17.09

7

80-81

Сложение и вычитание векторов

1

22.09

8

82

Сложение и вычитание векторов

1

26.09

9

83

Умножение вектора на число

1

29.09

10

84

Умножение вектора на число

1

1.10

11

85

Решение задач

1

13.10

12

Решение задач

1

15.10

Метод координат

11ч

13

Координаты вектора

1

20.10

14

Координаты вектора

1

22.10

15

Решение задач

1

27.10

16

К/р № 1 «Векторы»

1

17

87

Простейшие задачи в координатах

1

29.10

18

88

Простейшие задачи в координатах

1

3.11

19

89

Уравнение прямой и окружности

1

5.11

20

90

Уравнение прямой и окружности

1

10.11

21

91

Уравнение прямой и окружности

1

12.11

22

92

Решение задач

1

17.11

23

Решение задач

1

24.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника

15 ч

24

93

Синус, косинус и тангенс угла

1

26.11

25

94

Синус, косинус и тангенс угла

1

1.12

26

95

Синус, косинус и тангенс угла

1

3.12

27

96-97

Площадь треугольника. Теорема синусов

1

8.12

28

98

Теорема косинусов

1

10.12

29

99

Решение треугольников

1

15.12

30

99

Решение треугольников

1

17.12

31

100

Измерительные работы

1

22.12

32

Решение задач

1

24.12

33

101

Скалярное произведение векторов

1

29.12

34

102-103

Скалярное произведение векторов

1

12.01

35

104

Скалярное произведение векторов

1

14.01

36

Решение задач

1

19.01

37

Обобщающий урок по теме. Проект по теме «Инструмент для решения  треугольников»

1

21.01

38

К/р № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

26.01

Длина окружности и площадь круга

12ч

39

105

Правильные многоугольники

1

28.01

40

106

Правильные многоугольники

1

2.02

41

107

Правильные многоугольники

1

4.02

42

108-109

Правильные многоугольники. Проект по теме «Многоугольники вокруг нас»

1

9.02

43

110

Длина окружности

1

11.02

44

110

Длина окружности

1

16.02

45

111

Площадь круга

1

18.02

46

112

Площадь круга

1

47

Решение задач

1

2.03

48

Решение задач

1

4.03

49

Решение задач

1

9.03

50

К/р № 3 «Длина окружности и площадь круга»

1

11.03

Движение

11ч

51

113

Понятие движения

1

16.03

52

114

Понятие движения

1

18.03

53

115

Параллельный перенос и поворот

1

23.03

54

116

Параллельный перенос и поворот

1

25.03

55

116

Параллельный перенос и поворот

1

30.03

56

117

Решение задач

1

1.04

57

Решение задач

1

6.04

58

Решение задач

1

8.04

59

К/р № 4 «Движение»

1

20.04

60

Об аксиомах планиметрии

1

22.04

61

Об аксиомах планиметрии

1

27.04

Повторение

10 ч

62

Итоговое повторение.

Треугольники

1

29.04

63

Итоговое повторение.

Четырехугольники

1

6.05

64

Итоговое повторение.

Площадь

1

11.05

65

Итоговое повторение.

Подобие фигур

1

13.05

66

Итоговое повторение.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

18.05

67-68

Итоговое повторение.

Окружность

2

20.05

22.05

69-70

Итоговое повторение.

Решение задач

2

23.05

25.05


Приложение 2

Оценочные материалы.

  1. Тексты контрольных работ составлены в соответствии с

Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района

Липецкой области

Рассмотрено

Руководитель МО учителей

математики, физики,

 информатики

_____________ Наумова Т. И.

Протокол № ___ от

«____»____________20    г.

Рекомендовано

Методическим советом МБОУ

гимназии №3

Протокол № ___ от

«____»____________20    г.

Утверждаю

Директор МБОУ гимназии №3

_____________ Ананских А. М.

Приказ № ___ от

 «___»________________20     г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Геометрия»

для 9 класса

                                                                                                                 

   

Сарнецкая Г. В.

Учитель математики

г. Грязи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 9в классе

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
  • знакомство учащихся с проектным видом деятельности. В ходе реализации проектов учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК),  учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.  

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
  • приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  3. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии 33 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
  6. Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
  7. Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)

Сведения о программе:

Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.

Место предмета в базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч. в неделю, всего 70 ч.

Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Технологии обучения:

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Развивающее обучение

Проектные методы обучения

Здоровьесберегающие технологии

Виды и формы контроля:

Самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты.

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Информация об используемом учебнике:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.


Содержание программы

1. Векторы. Метод координат. 

  • Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
  • Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
  • Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
  • Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
  • Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
  • Уравнение прямой и окружности.

Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.

При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

  • Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. 
  • Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
  • Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
  • Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.

3. Длина окружности и площадь круга.

  • Правильные многоугольники.
  • Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
  • Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
  • Построение правильных многоугольников.
  • Длина окружности. Число .
  • Площадь круга и площадь сектора.

Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.

Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.

4. Движение.

  • Примеры движений фигур.
  • Параллельный перенос и поворот.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.

Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.                

При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.

5. Повторение.


Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего

Уроков

Контр.

работы

Повторение

3

Векторы

12  

11

1

Метод координат

11

10

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

14

13

1

Длина окружности и площадь круга

12

11

1

Движение

11

10

1

Повторение

7

Итого

70


Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
  • выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
  • уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
  • уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
  • уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
  • уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
  • знать основные виды движения и уметь применять при решении задач.
  • владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.

Оценочные материалы составлены в соответствии с:

Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.


Литература и средства обучения:

  1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил.
  2. Л. С. Атанасян и др. «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации. Книга для учителя», М.: Просвещение, 2010.
  3. Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
  4. Б. Г. Зив и др. «Геометрия. Дидактические материалы для 9 класса». М.: Просвещение, 2010.
  5. Б. Г. Зив и др. «Задачи по геометрии для 7-11 классов», М.: Просвещение, 2010.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование материала по геометрии в 9в классе на 2014-2015 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ урока

№ пункта

Содержание материала

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Фактич

1

Вводное повторение

1

1.09

2

Вводное повторение

1

3.09

3

Вводное повторение

1

8.09

Векторы

4

76

Понятие вектора

1

10.09

5

77-78

Понятие вектора

1

15.09

6

79

Сложение и вычитание векторов

1

17.09

7

80-81

Сложение и вычитание векторов

1

22.09

8

82

Сложение и вычитание векторов

1

26.09

9

83

Умножение вектора на число

1

29.09

10

84

Умножение вектора на число

1

1.10

11

85

Решение задач

1

13.10

12

Решение задач

1

15.10

Метод координат

11ч

13

Координаты вектора

1

20.10

14

Координаты вектора

1

22.10

15

Решение задач

1

27.10

16

К/р № 1 «Векторы»

1

17

87

Простейшие задачи в координатах

1

29.10

18

88

Простейшие задачи в координатах

1

3.11

19

89

Уравнение прямой и окружности

1

5.11

20

90

Уравнение прямой и окружности

1

10.11

21

91

Уравнение прямой и окружности

1

12.11

22

92

Решение задач

1

17.11

23

Решение задач

1

24.11

Соотношения между сторонами и углами треугольника

15 ч

24

93

Синус, косинус и тангенс угла

1

26.11

25

94

Синус, косинус и тангенс угла

1

1.12

26

95

Синус, косинус и тангенс угла

1

3.12

27

96-97

Площадь треугольника. Теорема синусов

1

8.12

28

98

Теорема косинусов

1

10.12

29

99

Решение треугольников

1

15.12

30

99

Решение треугольников

1

17.12

31

100

Измерительные работы

1

22.12

32

Решение задач

1

24.12

33

101

Скалярное произведение векторов

1

29.12

34

102-103

Скалярное произведение векторов

1

12.01

35

104

Скалярное произведение векторов

1

14.01

36

Решение задач

1

19.01

37

Обобщающий урок по теме. Проект по теме «Инструмент для решения  треугольников»

1

21.01

38

К/р № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

26.01

Длина окружности и площадь круга

12ч

39

105

Правильные многоугольники

1

28.01

40

106

Правильные многоугольники

1

2.02

41

107

Правильные многоугольники

1

4.02

42

108-109

Правильные многоугольники. Проект по теме «Многоугольники вокруг нас»

1

9.02

43

110

Длина окружности

1

11.02

44

110

Длина окружности

1

16.02

45

111

Площадь круга

1

18.02

46

112

Площадь круга

1

47

Решение задач

1

2.03

48

Решение задач

1

4.03

49

Решение задач

1

9.03

50

К/р № 3 «Длина окружности и площадь круга»

1

11.03

Движение

11ч

51

113

Понятие движения

1

16.03

52

114

Понятие движения

1

18.03

53

115

Параллельный перенос и поворот

1

23.03

54

116

Параллельный перенос и поворот

1

25.03

55

116

Параллельный перенос и поворот

1

30.03

56

117

Решение задач

1

1.04

57

Решение задач

1

6.04

58

Решение задач

1

8.04

59

К/р № 4 «Движение»

1

20.04

60

Об аксиомах планиметрии

1

22.04

61

Об аксиомах планиметрии

1

27.04

Повторение

10 ч

62

Итоговое повторение.

Треугольники

1

29.04

63

Итоговое повторение.

Четырехугольники

1

6.05

64

Итоговое повторение.

Площадь

1

11.05

65

Итоговое повторение.

Подобие фигур

1

13.05

66

Итоговое повторение.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

18.05

67-68

Итоговое повторение.

Окружность

2

20.05

22.05

69-70

Итоговое повторение.

Решение задач

2

23.05

25.05


Приложение 2

Оценочные материалы.

  1. Тексты контрольных работ составлены в соответствии с

Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Геометрия" в 9 классе на 2011-2012 учебный год

Вид реализуемой рабочей программы по геометрии в 9 классе–  основная общеобразовательная. По данной программе  обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебно...

Рабочая программа учебного предмета геометрия УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 » 7 класс, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »...

Рабочая программа по предмету «Геометрия» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО

Предмет «Геометрия» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана  на изучение геометрии в 7-9 классах отводит 2 учебных часа в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 8

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативныхдокументов:1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федеральн...

Рабочая программа по предмету: геометрия класс – 8

Рабочая программапо предмету: геометриякласс – 8...

Рабочая программа по предмету: геометрия класс – 9

Рабочая программапо предмету: геометриякласс – 9...