Развитие творческого потенциала личности в обучении на уроках математики.
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

зачетная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

        

Итоговая работа

На тему: Развитие творческого потенциала личности в обучении на уроках математики.

по курсу повышения квалификации  по ИОЧ

ВБ: 26 октября-30 октября 2015 г.

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»

        
                                                Выполнила: Бекешева Л.М.

учитель математики Тоузаковского филиала

                                                          ГБОУ  СОШ № 2 «ОЦ »

                                          с.Кинель-Черкассы Самарской области.


                                                         Самара,  2015

Пояснительная записка.

 « Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие»  

                                                                                               Альберт Эйнштейн

       Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

           Главная задача в развитии творческого мышления учащихся – это развитие мыслительной деятельности. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, превышающие его возможности, и всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активность, самостоятельность. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. У Роджерса есть хорошее сравнение: “Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он только может создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством»

Цель работы: создание условий для повышения результативности процесса формирования творческого потенциала  на уроках математики.

Учитывая, что организовать деятельность учащихся на уроке необходимо так, чтобы они сами «открывали» новые для них научные истины, выделим задачи, способствующие формированию творческого мышления:

- развивать интерес к предмету;

- прививать навыки исследовательской работы;

- развивать логическое мышление, пространственное воображение;

- учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

- показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;

- учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Ожидаемые результаты:

        «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд»
                                                                                        Н. Островский

             Учащиеся демонстрируют  фантазию, творческую интуицию и творческие способности; способность к генерированию большого числа идей.

  • Обучающиеся  умеют осуществлять самостоятельный способ решения проблемы творческого и поискового характера, умеют договариваться  и находить общее решение, улучшилась эмоциональная отзывчивость;
  • Обучающиеся  умеют преобразовывать  информационную задачу в творческую  практическую;

Основная часть

Создана комфортная образовательная среда: психологическая обстановка  комфортная, преобладает  конструктивное общение, существует свобода  проявления учащимися творческих  способностей, осуществляется  индивидуальный подход;

  • Учащимся предоставляется возможность самостоятельного поиска необходимого материала  и его преобразования;
  • Пополнилась  база материально-технического оснащения  и научно-методического обеспечения;
  • Изменились формы и методы преподнесения учебного материала- организуются  интегрированные занятия с применением игровых технологий и синтезом других видов искусств, изменилась информационная емкость занятия – больше времени отводится на практическую деятельность;
  • Внедрены технологии коллективной творческой деятельности:

даются задания, где необходимо детям проявить умение договариваться и находить общее решение, проявить взаимоконтроль  и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Развитию творческого мышления способствуют проблемные ситуации с применением следующих методических приемов:

- обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;

-знакомство с различными точками зрения по одной проблеме,

- предложение учащимся заданий по поиску интересных интеллектуальных задач;

- обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

Математика начинается не со счета, а … с загадки, проблемы. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. "Не накормить голодного рыбой, а научить ловить ее!" Цель любого преподавателя - организовать обучающий процесс так, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы! А вот задача ученика - использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине!

Развитие творческого мышления формирует у ребят осознанность умственных действий, а это – путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых.   Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности. «Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик…» (Баурджан Тойшибеков).

Целью школьного образования является развитие ребенка как креативной, творческой личности путем включения его в различные виды деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие. Главное - не дать ответ на вопрос, главное - направить на путь самостоятельных поисков ответов. В труде, в деле возникает истинное знание, а это в одинаковой степени применимо и к умудренному опытом учителю, и к ученику, робко входящему в класс, открывающему для себя удивительный мир – мир математики.

Классная и внеклассная работа, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, но и способствовать развитию креативности, мыслительной деятельности личности - умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.

Теоретическая часть

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.

Основными показателями сформированности творческих способностей являются:

  1. Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
  2. Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
  3. Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
  4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

Условия успешного развития творческих способностей

Первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало.

Второе важное условие эффективного развития способностей – заранее окружение ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше.

Четвёртое важное условие – ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдём малышу на пользу.

Пятое немаловажное условие успешного развития творческих способностей предполагает ненавязчивость, умную, доброжелательную помощь взрослых.

Эффективным средством здесь выступает:

1. Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходим:

  • отбор самых актуальных, сущностных задач;
  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Исходя из задач школы, выделяют основные функции проблемного обучения. Их делят на общие и специальные.
Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
  • формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения.

Специальные функции:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности.

2. Метод исследования. Нужно организовать учебный процесс по усвоению учащимися знаний по математике, чтобы обеспечить при этом рост их творческого и интеллектуального уровня.

Речь идет об элементарных методах поисковой исследовательской работы, о творческом труде. Нужно, чтобы учащиеся самостоятельно работали с источниками информации, думали, находили нестандартные решения проблемы. Такой творческий подход и есть фундамент творческих способностей человека.

Методы исследования:

• Анализ и синтез

• Анализ понятий и терминов

• Сравнение

• Классификация

• Моделирование

• Эксперимент

• Ранжирование

Опрос

Практическая часть

Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их постановки?

В понимании детей учитель - это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, слепо копируют его решение.

Пример 1
(3х+ 7)·2- 3 = 17
(3х+7) ·2 = 17-3 (умышленная ошибка)
(3х+7) ·2 =14
3х+7=14:2
3х= 7-7
х=0 «Найдите мою ошибку!» Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.

Пример 2 

Проблемная ситуация возникает, если предложить ученикам выполнить какое – то действие, на первый взгляд не вызывающее затруднения. Так, перед изучением теоремы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить учащимся построить треугольник по трём заданным углам. По окончании выдвигается предположение о сумме внутренних углов треугольника. Здесь уместен провокационный вопрос: «В каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов больше: в тупоугольном или остроугольном?»

Задачи творческого характера, способствующие формированию познавательных интересов:

1. Пассажир, проехав полпути, заснул. Когда он проснулся, ему осталось ехать еще половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал?

2. Не выполняя вычислений, определите, положительным или отрицательным числом является значение выражения:

а) 3,2х 1,6-36; б) 10- 26,01: 3

3. В числе 41* замените знак «*» цифрой так, чтобы получилось чётное число, кратное 3.

4. При измерении роста учеников в конце учебного года оказалось, что Коля на 5 см выше, чем Петя. За лето Коля вырос на 2 см, а Петя на 3 см. Кто из мальчиков стал выше и на сколько?

5. Группу туристов из 26 человек надо разместить в трёхместные и двухместные каюты так, чтобы не осталось свободных мест. Сколько двухместных и трёхместных кают надо заказать для группы? (Укажите все возможные способы.)

В своей практике убедилась, что творческие задания стимулируют познавательную активность даже самых слабых учащихся. Ребята, потратившие определённые усилия на творческие задания, охотно принимали участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивали объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих приёмов сами найти не смогли.

Математические анаграммы я использую при усвоении математической терминологии. На уроке математики в 5 классе по теме «Площадь» может быть предложено задание следующего типа.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово: тдаракв,   ьпщаолд , елос

При решении анаграммы учащиеся путем перестановки букв определяют первое слово «Квадрат». При нахождении лишнего слова определяют логическую закономерность, лежащую в основе подбора данных терминов, и, исходя из неё исключают логически несовместимое слово –«Село». После этого можно ребятам задать вопрос: «Как логически взаимосвязаны математические термины, представленные в этом задании?» Другой дидактической целью использования анаграмм может быть введение нового математического понятия. Например, перед введением понятия «функция» можно рассмотреть с ребятами следующее логическое задание.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово: уанирвене, Фнцукия, Здчааа

Рассуждения ребят могут быть следующими: исходные слова – «уравнение», «функция», «задача». Так как задачи могут решаться с помощью уравнений, то лишним будет слово «функция». Сразу возникает вопрос: «Что такое функция?». Таким образом, я перехожу к объяснению нового материала.

Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.

5. Критерии оценки творчества.

В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего, с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

1. Умение увидеть проблему.

2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

3. Гибкость как умение:

· понять новую точку зрения;

· отказаться от усвоенной точки зрения.

4. Оригинальность, отход от шаблонов.

5. Способность к перегруппировке идей и связей.

6. Способность к абстрагированию или анализу.

7. Способность к конкретизации или синтезу.

8. Ощущение стройности организации идей.

Заключение

При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Обучение и познание – сложные процессы, они предполагают, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащегося. Поэтому учитель даёт не только научную информацию по своему предмету, но он и планирует, организует, контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки учебного труда, мышление (в том числе и креативное), способности, умения применять знания на практике – всё то, что поможет учащемуся добиться успеха на своем жизненном пути, ведь на протяжении всей жизни человек может и должен развивать имеющееся у него творческое начало.

Но пока на уроке мне хочется увидеть чудо – миг понимания, момент перехода непонятного в понятное. Когда такое происходит, я просто счастлива! И я опять буду учить и учиться – учиться осмысливать жизнь, «формировать» человека, давать ему знания, воспитывать характер, «сеять доброе и вечное», пропагандировать культ знаний, ориентировать своих учеников на будущие успехи, а не на прошлые неудачи. «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь, ведь в большинстве своём учителя – это идеалисты, верящие в то, что их ученики будут умнее, лучше своих учителей, достигнут небывалых высот в жизни. Я - не исключение и, как бы наивно это ни звучало, но я верю, что каков человек, такой и мир открывается ему. А в каждом из моих учеников есть талант и свое "я"… И я должна соответствовать времени, ведь от меня многое зависит: какими войдут в жизнь мои ученики, с которыми я изучаю тему за темой, и которых я веду из класса в класс...

Вывод

Приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)

Список литературы:

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва-Воронеж, 1998.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983.
  3. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание./Воспитание школьников, 1985, № 8.
  4. Ахметгалиев А. М.. Мотивация деятельности на уроках математики -1996 г., Математика в школе - № 2, стр. 59 – 60
  5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985г.
  6. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Итоговая работа по теме "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности"...

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Работа содержит различные примеры игр и заданий для творческого развития личностти....

Применение ТРИЗ для развития творческого потенциала личности на уроках математики

В последнее время с высокими темпами адаптируется применение ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Г.С. Альтшулера) в образовании, которое получила название ТРИЗ- педагогики.Включение в образоват...

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...