Развитие творческого потенциала личности в обучении
методическая разработка по английскому языку на тему

Работа содержит различные примеры игр и заданий для творческого развития личностти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии37.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала личности в обучении»

Выполнила: Ветлугина Раиса Александровна

 учитель английского языка

 ГБОУ гимназии «ОЦ»Гармония» г.о. Отрадный

Г.о. Отрадный

 2015

Оглавление

Вводная часть

Игра как фактор развития личности ребенка

Игра как методический прием в обучении

Классификация учебных игр

Примеры использования игр в начальных классах

Фонетические игры

Грамматические игры.

Лексические игры

Орфографические игры

Творческие игры

Заключение

Литература

Вводная часть

… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер.

      Современному обществу требуются образованные, творческие, предприимчивые, коммуникабельные, владеющие иностранными языками личности. В мире современных тенденций международных и социокультурных отношений, а также расширения использования информационно – коммуникационных технологий всё более актуализируется проблема изучения иностранных языков  в школе. Одним из основных направлений образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения, в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования [4, п. 2.2.]. В Федеральном законе «Об образовании»[3, ст. 66] прописаны главные задачи современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

      В связи с переходом на ФГОС нового поколения  внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

        На мой взгляд, одной из наиболее эффективных технологий, которая позволяет развивать творческие способности  в обучении иностранному языку является игровая технология.

Игровая деятельность является важным фактором развития творческой личности учащегося.

      Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и с учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким преодолевать барьер неуверенности, т. к. в ней каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. 

     Благодаря использованию различных игр на уроках иностранного языка, ребенок изучает иностранный язык в веселой и занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, командный дух, поддерживает интерес к иностранному языку.

     Использование игры на уроках английского языка, помогает снять усталость и напряжение, создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению языка. В игре наиболее полно проявляются способности ребёнка, его характер. Конечно же, стоит помнить, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

        Цель работы – изучить использование игровой технологии  для развития творческих способностей личности учащегося.

        Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть классификацию игр, применяемых на уроках английского языка;
  • применять игровую технологию  в разных видах деятельности;
  • выбрать игры для развития творческих способностей учащихся.

Игра как фактор развития личности ребенка.

Исходя из положения Л.С. Выготского об обучении как о движущей развития, А.Н. Леонтьев утверждает, что развитие ребенка определяется «ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности». [2, с.285]. Далее В.В. Давыдовым деятельностный подход используется в разработке периодизации психического развития. По словам В.В. Давыдова «целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяетте психические изменения, которые впервые в нем возникают…» [1, с.57]. Согласно периодизации В.В. Давыдова ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста является игровая.   Психологи видят в игре обобщённую модель формирования того, что они называют «самостоятельностью» - человека - собиранием своего «я».

Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Играя ребенок как бы примеряет на себя те или иные роли, познавая таким образом окружающий мир. С приходом в школу основной деятельностью ребенка становится учебная деятельность – приобретение новых знаний и умений, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Но несмотря на это, игра по-прежнему занимает большое место в его жизни.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра является своего рода практикой в поведении ребенка, которая способствует формированию качеств личности. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. В игре воспитывается воля, организованность, находчивость, инициативность, умение считаться с интересами одноклассников и коллектива в целом.

Игра как методический прием в обучении 

Зная природу игры и учитывая ее роль в развитии младших школьников, учитель понимает, какие богатые обучающие возможности имеет игровая деятельность. Педагог использует игры для решения серьезных учебных задач, а для детей игра - это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть нерешительность и боязнь сделать ошибку, мешающие свободно совершать иноязычную коммуникацию и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно и без принуждения усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, у каждого получается говорить на иностранном языке. Игру следует рассматривать как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально- речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия. Учебные игры способствуют выполнению следующих дидактических задач: - создание психологической готовности детей к речевому общению; - обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; - тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. При всем разнообразии сюжетов в играх скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.    Эффективность игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников. Продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении достигает пяти минут. Целесообразность использования игр в 1-4 классах обусловлена тем, что дети отдают предпочтение групповой форме учебной работы. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Игры полезно проводить на любом этапе урока, но иногда лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Во время игры учащихся не следует прерывать, так как это нарушает атмосферу общения.

         Психологи отмечают, что люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желание продолжить беседу. Ошибки учителю следует помечать для себя и делать исправления по окончании высказывания, диалога, игры. Многие методисты вообще считают, что некоторые ошибки, не влияющие на понимание речи, учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.

 Классификация учебных игр

         Игры подразделяют на две группы:  подготовительные игры и творческие игры.

Группу подготовительных игр составляют: фонетические, грамматические, лексические и орфографические игры, способствующие формированию коммуникативных умений на начальном этапе обучения, т.е. в начальной школе.

Фонетические игры, предназначаются развития и совершенствования произносительных речевых умений и для их корректировки по мере необходимости.

Грамматические игры направлены на овладение грамматическими структурами и развитие умений употреблять их в ситуациях общения. Лексические игры способствуют прочному усвоению лексического материала и его использованию в речевых ситуациях.

         Орфографические игровые задания ставят целью сначала освоение написания букв, далее - правописания лексического материала. При этом орфографические игры способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию произносительных, лексических и грамматических речевых умений.

К творческим играм относятся: - ролевые игры; - сюжетно-ролевые игры. Игры данной группы направлены на творческое использование коммуникативных умений в определенных (заданных условиями игры) ситуациях. Именно поэтому их целесообразно применять в средней и старшей школе, когда подготовительный речевой этап уже пройден и учащиеся имеют необходимые речевые умения.

Примеры использования игр в начальных классах

Приведем примеры игр, которые можно использовать на уроках. Следует отметить, что большинство из них представлены в виде командных игр (класс делится на 2 команды), но при желании учитель может применить их и для фронтальной работы, задав соответствующую установку.

 Например, при выполнении орфографической игры «Что на картинке?» учитель говорит, что хочет узнать, кто из ребят лучше всех умеет писать слова по данной теме, учащиеся получают карточки, выходят по очереди к доске, прикрепляют картинку и подписывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее правильно подписал. Такая форма работы оправдана, если группа учащихся составляет 8 – 10 человек. Если же группа более многочисленна, целесообразнее провести командный вариант игры, при котором более сильные в языковом отношении дети имеют возможность помочь более слабым членам команды, при этом дух соревнования позволит уложиться в минимальный отрезок времени.

Как видим, учитель сам выбирает как саму игру, так и форму ее реализации на уроке.

Фонетические игры

На начальном этапе обучении иностранному языку очень большое внимание уделяется правильному произношению звуков. Учебная цель фонетических игр состоит в том, чтобы дети правильно произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации. На начальном этапе обучения иностранному языку фонетические игры используются регулярно. В дальнейшем, фонетические игры проводятся на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.

«Поиск звуков»

Цель:  формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: Учитель показывает детям картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры).

«Кто быстрее?»

Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко-буквенных соответствий и значений слов на слух

Ход игры: ученикам раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку. Как только преподаватель произносит то или иное слово, каждый ученик должен, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.

«Monkey Talk. Звук [ð]»

Цель:  постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Ход игры: «Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят  рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: «They, they, they», а учёная обезьянка разговаривает как поэт: «Thee, Thee, Thee»:

Little monkey in the tree

This is what he says to me,

“They, they, they

Thee, thee, thee”.

Monkey jumps from limb to limb

While I chatter back to him:

“Thee, thee, thee

They, they, they”.

Стих может говорить только учитель, а ученики произносить слова “Thee, thee, thee, They, they, they”, но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

«Долгий или краткий».

 Цель: формирование навыков фонематического слуха. Ход игры: учитель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

 «Какое слово звучит?» 

Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий. Ход игры: учащимся предлагается набор из 10-15 слов. Учитель начинает произносить с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Учащиеся должны сделать следующее: Вариант 1. Расположить карточки в порядке, произнесенном учителем. Вариант 2. Выбрать только те слова, которые были произнесены учителем. Вариант 3. Отложить и произнести слова, которые учитель не произнес.

Грамматические игры.

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения

«Act as you say.»

Цель: тренировка употребления Present Continuous.

Ход игры: Задание заключается в выполнение команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.

1 – Play volleyball. 2 – I am playing volleyball. 3 – He/ She is playing volleyball.

1 – Wash your face. 2 – I am washing my face. 3 – He/ She is washing his/ her face.

1 – Do exercises. 2 – I am doing exercises. 3 – He/ She is doing exercises.

 «Hide – and – Seek in the Picture.»

Цель: тренировка употребления предлогов места.

Ход игры: необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) «прячется» где – нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, «ищут» его на картинке.

- Are you under the bed?

- Are you behind the door?

- Are you on the chair?

- Are you in the box?

«Изобрази действие». 

Цель: автоматизация употребления глаголов устной речи. Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

«Подарки». 

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи. Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.

Лексические игры.

Лексические игры ориентированы на помощь детям в овладении лексическим материалом. Целью данных игр является: помощь в приобретении и расширении словарного запаса, употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; знакомство ребенка с сочетаемостью слов, развитие речевой деятельности ребенка.

«Memory game»

Цель: запоминание тематической лексики (животные, фрукты, овощи, еда, одежда, профессии, дом, семья, спорт и т.д.)

Ход игры: Учитель раскладывает перед учениками 10 карточек с рисунками, все хором называют слова. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и забирает одну карточку. Ученики должны догадаться какой карточки не хватает, называя все 10 слов по порядку. В конце карточек не остается, но дети называют все слова в правильном порядке.

«Champion Game.»

Цель: закрепление лексики по теме урока (животные, фрукты, овощи, еда, одежда, профессии, дом, семья, спорт и т.д.), тренировка памяти.

Ход игры: начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

«Вычеркни цифру».

 Цель: повторение количественных числительных. Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброс одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, безошибочно справившаяся с заданием.

«Числительные». 

Цель: закрепление количественных и порядковых числительных. Ход игры: образуются две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

«Расположи правильно». 

Цель: закрепление лексики по теме. Ход игры: класс делится на 2 команды. На доске прикреплены картинки, под ними неправильные подписи. Ребята из каждой команды по очереди выходят к доске, перемещают картинки и произносят слово. Выигрывает команда, сделавшая меньшее количество ошибок.

«Больше слов». 

Цель: активизация лексики по изученным темам. Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

«Озвучьте картинку».

Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

Орфографические игры.

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова.

«Word composers».

Цель: развитие орфографических навыков

Ход игры: учитель пишет на доске длинное слово, например representanive. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например: рresent, tea, test, nest, part, art. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

«The Comb».

Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков.

Ход игры: класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

«Дежурная буква». 

Цель: формирование навыка написания слов с заданной буквой. Ход игры: учащимся раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?» Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

«Одно из двух». 

Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков. Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады. Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

«Вставь буквы». 

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущены буквы. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенные буквы и читают слово.

 Например: лексика по теме «Цвета»:

 w_ _t_, b_o_n, _ _nk, _la_k, g_ _e_, _e__ o_, r_ _, _lu_.

(white, brown, pink, black, green, yellow, red, blue).

«Что на картинке?». 

Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала. Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того как учащийся написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

Творческие игры для изучения английского.

Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Яркие, цветные, вызывающие у ребенка интерес материалы имеют не маловажное значение при изучении иностранного языка. В этих играх тренируется воображение, ребенок учится видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а благодаря ему, и свободное говорение.

Заключение

Игровая деятельность является важным фактором развития творческого потенциала личности учащегося. В данной работе предлагается классификация игр для обучения иностранному языку и приводятся примеры некоторых учебных игр в разных видах деятельности. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, способствуют формированию положительных личных качеств учащихся (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), обеспечивает сохранение на высоком уровне мотивации к учению.

Применение игры в обучении иностранного языка, это не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала, но и всестороннее развитие ребенка, помощь в формировании его характера.

Литература

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  5. ФГОС  полного общего образования.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
  7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, т.1, М., 1983.
  8. http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/mrs2001-03/28_255

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

Развитие творческого потенциала личности учащихся

Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....

Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе

Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Развитие творческого потенциала личности в обучении

Итоговая работа по теме "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности"...