Конспект Урока по математике 1 класс "Луч. Построение луча".
план-конспект урока по геометрии ( класс) на тему

Есионова Ольга Николаевна

Данная методическая разработка направлена на формирование первичного представления о луче, умения различать прямую линию, отрезок, луч. выполнять практические действия с линейкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luch._postroenie_lucha.docx73.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике 1 класс УМК «Гармония»

Луч. Построение луча.

Цель:создать условия для формирования первичного представления о луче, умения  различать прямую линию, отрезок, луч, выполнять практические действия с линейкой.

Задачи:

Образовательная:

 - подвести учащихся к самостоятельному открытию понятия «луч»и способа  его построения;

- способствовать формированию умений правильно различать геометрические фигуры по их существенным признакам, пользоваться линейкой для черчения;

- формировать умения анализировать, видеть проблемы, предлагать пути их решения, применять на практике.

Развивающая:

- развивать интеллектуальные и практические умения детей;

- развивать познавательный интерес к математике путём создания проблемных ситуаций;

- развивать память, внимание, мышление, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать.

Воспитательная:

- воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами исследования, умение работать сообща, в парах;

- воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.

Здоровьесберегающая:

      - сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток, создание благоприятных условий обучения.

УУД , формируемые на уроке:

Познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки); уметь производить простые логические действия.

Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности; умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на    поставленные вопросы

Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, целепологание;  определение последовательности действий.

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Методы обучения:

 - объяснительно – иллюстративные;

  - практические

- словесный;

- наглядный;

- частично-поисковый;

- проблемный;

Технологии, применяемые на уроке:

  • Технология «Обучение в сотрудничестве».
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Информационно–коммуникационные технологии.

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • Работа в парах.
  • Самостоятельная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, магнитная доска.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice  2003 PowerPoint

Комментарии: на уроке проводится две физ-паузы. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

     

                                                          Ход урока:

Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Создание ситуации успеха. (2 мин)

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

2.Самоопределение   к деятельности.   Устные упражнения.  Исследование геометрических фигур. Актуализация базовых знаний        (6 мин.)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

3. Физ.минутка для глаз.

(1 мин.)

Цель: снятие напряжение с глаз.

4. Ситуация затруднения (2 мин.)

Цель:  активизация мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: анализ.

5. Постановка учебной задачи. (2 мин.)

Цель: постановка учебной задачи учащимися через проблемный вопрос.

6. Открытие нового знания.  (8 мин.)

Цель:  организация коммуникативного взаимодействия (фронтально) для открытия нового понятия «луч».

7.Физ. пауза.

(1 мин.)

Цель: снятие утомления с туловища.

8. Первичное закрепление. (5 мин.)

Цель:обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

9. Закрепление. Практическая работа

(5 мин.)

Цель: подвести учащихся к самостоятельному открытию  способа  построения луча.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой.     ( 4 мин)

Цель: самостоятельно применить полученные знания, проверить себя по данному ключу, развивать логическое мышление.

11.Итог урока. Рефлексия.

 ( 4 мин)

Цель: развитие умений соотносить цель и результат, 
оценить результаты собственной познавательной деятельности.

Слайд  9

-Друзья мои!Вам сегодня предстоит нелёгкая работа в мире Математики. Чтобы справиться со всеми заданиями, я хочу вам пожелать быть внимательными, высказывать свое мнение и рассуждать.

-Возьмитесь за руки, улыбнитесь  и пожелайте друг другу хорошего настроения.

-Чтобы вы хотели пожелать мне?

-Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.Покажите как вы готовы к уроку.

-Молодцы.

Слайд  10- Сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математики в город Геометрии. В этом городе жители ходят с линейками и карандашами. Они умеют  аккуратно и правильно чертить на  бумаге различные фигуры.

Слайд 11-12

- В яркий солнечный денек на автомобиле к нам приехал паренек.

- Что вы видите? ( Мальчика и машину.)

- Что  можете сказать о них? (Мальчик и машина состоят из геометрических фигур)

- Назовите фигуры из которых состоит мальчик? (   )

- А машина? (   )

- Какие  фигуры общие? ( круг, треугольник и квадрат)

-  Чем отличаются  фигуры?(Они имеют разную форму, размер.

 - Какая фигура лишняя?( Лишняя фигура – треугольник, потому что он самый маленький. Лишняя фигура треугольник, потому что квадрат и круг имеют немножко похожую форму. Если у квадрата обрезать уголки, то он станет похожим на круг. Лишняя фигура – круг, потому что он круглый и у него нет прямых линий.

- Посчитайте  фигуры? ( )

- Какие фигуры мы не назвали ? (Прямая, отрезок и ломаная.)

- Чем прямая отличается от отрезка?( Прямая без начала и конца.Отрезок имеет ограничения.)

- А ломаная ? ( Ломаная состоит из звеньев)

- Что общего у прямой, отрезка и ломаной? ( Все состоят из прямых линий)

Слайд  13-16

- Молодцы! Даже солнышко заглянуло в наш класс.

-Хотите поиграть с ним? (да)

- Следите глазками за солнышком и бабочками.

Слайд 17. 

- Из каких  фигур состоит  солнышко? ( круг, прямые линии)

- Что вы заметили необычного? ( прямые линии выходят из круга)

- Что мы знаем о прямой? (прямая  линия не имеет начала и конца)

Слайд  18

-Можем линии у солнышка назвать прямыми линиями? ( да  -  у линий нет конца; нет – у линий есть начало)

- Какую ставим учебную задачу? (Узнать всё о новой линии).

Слайд 19-21

- На что они похожи? ( на лучи солнца)

-Придумаем название новой фигуре.( предположения детей)

- А ученые назвали эту фигуру – луч. Как вы думаете, почему? ( ответы детей)

- Чтобы узнать все о новой фигуре, послушайте мой рассказ и выполните действия карандаша.  

-Жил-был Карандаш. Пошел он в гости к прямой линии и поставил на ней 2 точки.(учащиеся чертят прямую и ставят на ней две точки)  Вот так.

- За ним пришла Резинка и стерла часть прямой  посередине.( дети повторяют)

- Получилась не прямая, а 2 новых фигуры. ( два луча)

- Итак, новая фигура – это…(часть прямой).

- Чем отличается луч от прямой? ( У луча есть начало, но нет конца).

-  Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны. Лучу дают название, поставив букву рядом с точкой. Вот так:

Слайд 22  

- А сейчас мы отдохнем.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Слайд  23-24

 - Сравните  линии. Чем они похожи? Чем отличаются? ( Линии  прямые. У линии справа обозначены начало и конец точками. У линии сверху точкой обозначено начало.)

C:\Users\NEW\Desktop\Безымянный.jpg

-  Обведите  прямую синим карандашом, отрезок – зеленым,  луч - красным карандашом.

Работа с учебником.  № 136 с.63

- Какие лучи пересекутся в точке, а какие никогда не пересекутся? Обоснуйте свой ответ. (  На первом рисунке лучи пересекутся в одной точке ,т.к один луч направлен на другой. На втором и третьем  – лучи никогда не пересекутся, т.к они направлены в разные стороны.  

Слайд  25

- Как построить луч?. (Думаем, что луч можно начертить с помощью линейки, так как это часть прямой линии. Сначала необходимо поставить точку. Линию из точки можно вести в любом направлении.)

- Поставьте у себя в тетради точку А и  проведите от нее несколько лучейв разных направлениях.

- Поменяйтесь тетрадями и скажите  сколько лучей провел ваш сосед? ( ответы детей)

- Какой вывод можно сделать? ( Можно провести множество лучей)

- Сравните свой рисунок с рисунком Миши и Маши в учебнике.     Кто прав: Миша или Маша? ( ответы детей   )

Слайд 26

- Давайте проверим, насколько каждый из вас усвоил понятие  о  новой фигуре.

- Под каждым рисунком в левой клетке напиши, количество  прямых, а в правой – количество лучейhttp://festival.1september.ru/articles/512087/full.h4.jpg

- Сверьте свои  ответы с ответами на слайде.

- Оцените свою работу, поставив  смайлик?

- Ребята, допустившие ошибки, не расстраивайтесь, мы продолжим работу над этой темой на следующем уроке.

Слайд  27-29

- Вот и закончилось наше путешествие в мир Математики в город  Геометрии.

- Какую задачу мы ставили на уроке? ( узнать все о новой фигуре)

- Удалось ли ее решить? (Да)

- Что узнали о новой фигуре?

- Чем луч отличается от прямой линии?

- Кому на уроке было интересно  улыбнитесь.

- Давайте улыбнемся друг  другу и порадуемся нашим успехам.

- Кто хочет больше знать о луче, поднимите руки.

- На следующем  уроке мы продолжим свое путешествие в город Геометрии.

–Как вы оцените  свою деятельность на уроке? Используйте  один из кружочков: красный, зелёный,  жёлтый (закрашивание в еженедельнике).


– Кто раскрасил кружок зелёным цветом? Почему?


– Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали?

– Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого?


– Урок окончен. Спасибо за труд
!

- Вы  все молодцы!

Пожелания детей учителю  

Дети вспоминают правила «рабочего» человека.

Ребята отвечают на вопросы учителя, повторяют раннее изученный материал.

УУД: уметь производить простые логические действия.

На партах у каждого ребенка набор геометрических фигур: круг, квадрат и треугольник.

УУД: уметь производить простые логические действия.

Дети повторяют движения, снимают напряжение с глаз.

Анализ предложенных фигур учащимися.

Ставят учебную задачу и определяют цель урока.

УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;

Решают учебную задачу, выводят новое понятие.

Сравнивают, анализируют , обобщают.

Дети повторяют движения, снимают утомление с туловища.

Учащиеся работают в парах: сравнивают, анализируют.

Применение  полученных знаний на практике.

Работа с учебником. Сравнивают  лучи, обосновывают ответы.

Практическая работа.

Работа в парах, взаимопроверка и самопроверка.

УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Самостоятельная работа ребят.

УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Самопроверка и самооценка своей деятельности.

Рефлексия.

Список использованной литературы:  

  1. Истомина Н.Б. Математика,  1 класс - учебник. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
  2. Н.Б.Истомина. Уроки математики: 1 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей. -  Смоленск, Ассоциация XXI век, 2009.                                                                                              
  3. О.В.Узорова «Занимательная геометрия»- М., АСТ: Апрель, 2009.
  4. Математика: тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1./ Н.Б.Истомина. – 11-е изд. – 
    Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. – 64 с. 
  5.  Истомина Н.Б.. «Программа и пояснительная записка по математике» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007 
  6. Программно- методические материалы. Математика. Истомина Н.Б., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010

Приложение 1.

Приложение 2

                      C:\Users\NEW\Desktop\Безымянный.jpg

Приложение 3

http://festival.1september.ru/articles/512087/full.h4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР "Построение графика квадратичной функции" 8 класс

План-конспект урока включает  в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru  и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru...

Конспект урока "Магистрально -модульный принцип построения компьютера"

Конспект и презентация к уроку информатики в 10 классе на тему: "Магистрально -модульный принцип построения компьютера"...

План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.

План-конспект урока относится к модулю  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой  одежды». К разработке урока прилагается ег...

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки  фартука"...

Конспект урока по математике "Построение параллельных прямых"

Цель: создать условия для формирования представлений о параллельных прямых....

Конспект урока по русскому языку: « Построение простого предложения по схемам и картинкам»

Данный конспект урока по русскому языку:« Построение простого предложения по схемам и картинкам» проведен для детей 3 класса...