Рабочая программа по геометрии для 7-9 класса
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс) на тему

Данная рабочая программа рассчитана на 210 учебных часа (2 часа в неделю в течение 3 лет обучения), 18 часов отведено на проведение текущих контрольных работ. Рабочая программа также полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования В основу рабочей программы по геометрии для 7-9 класса положены: 1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089) 2. Примерная программа основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М. :Дрофа, 2009) 3. Рабочая программа по геометрии для 7-9 класса (составитель Бутузов В. Ф.) (Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы :пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В. Ф. Бутузов.-М.: Просвещение, 2011.-31с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya7-9_.docx79.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В основу рабочей программы по геометрии для 7-9  класса положены:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта  основного общего образования общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)
  2.  Примерная программа основного общего образования  по математике (Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.  - М. :Дрофа, 2009)
  3. Рабочая программа по геометрии для 7-9 класса (составитель Бутузов В. Ф.) (Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы :пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В. Ф. Бутузов.-М.: Просвещение, 2011.-31с.)

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение геометрии  в 7-9 классах направлено на достижение следующих целей, сформулированных в Государственном стандарте среднего (полного) общего образования по математике:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

При изучении материала используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Форма обучения - классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое

Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, контрольные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентаций).

 Также используются довольно разнообразные методы обучения: упражнения, иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся, объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, работа с книгой, видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль), создание проблемных ситуаций, исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные методы, поощрения, одобрения, порицания. В процессе обучения широко используются презентации и ЭОР по предмету. Для подготовки к государственной итоговой аттестации при подготовке и проведении занятий широко используются сайты http://sdamgia.ru и http://www.fipi.ru.

Кроме того предполагаемые учебные занятия можно разбить на виды: урок овладения новыми знаниями, урок формирования и совершенствования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, контрольно-проверочные занятия, урок повторения, закрепления знаний, комбинированные занятия

Данная рабочая программа рассчитана на 210 учебных часа (2 часа в неделю в течение 3 лет обучения),  18 часов отведено на проведение текущих контрольных работ. 

Рабочая программа также полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы

7 класс

1

Начальные геометрические сведения.

10

Контрольная работа № 1 по теме »Начальные геометрические сведения»

2

Треугольники

17

Контрольная работа № 2 по теме » Треугольники. Задачи на построение »

3

Параллельные прямые

13

Контрольная работа № 3 по теме:»Параллельные прямые»

4

Соотношение между углами и сторонами треугольника

18

Контрольная работа № 4 по теме: » Соотношения между углами и сторонами треугольника»

Контрольная работа № 5 по теме: » Прямоугольные треугольники. Задачи на построение»

5

Повторение

5

Итоговая контрольная работа

6

Резерв

7

-

Итого

70

8 класс

7

Четырехугольники

14

Вводная контрольная работа

Контрольная работа №1 по теме: « Четырехугольники».

8

Площадь

14

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь».

9

Подобные треугольники

19

Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники».

Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников».

10

Окружность

17

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»

11

Итоговое повторение

4

-

12

Резерв

2

-

Итого

70

9 класс

1

Векторы

8

Вводная контрольная работа

2

Метод координат

10

Контрольная работа №1 по теме: “ Метод координат ”.

3

 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

Контрольная работа №2 по теме: “ Соотношения между углами и сторонами треугольника ”.

4

Длина окружности и площадь круга.

12

Контрольная работа №3 по теме: “ Длина окружности и площадь круга”.

5

Движение

8

Контрольная работа №4 по теме: “ Движение ”.

6

Начальные сведение из стереометрии

6

-

7

Об аксиомах планиметрии

2

-

8

Повторение

7

Итоговая контрольная работа

9

Резерв

6

-

Итого

70

Итого 7-9 класс

210


Основное содержание программы

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. 

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.


Требования к уровню подготовки выпускника:

        В ходе преподавания геометрии в 7-9 классах, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        - планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        - решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        - исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        - ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        - проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        - поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать[1]

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия, примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

АРИФМЕТИКА

Уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

АЛГЕБРА

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнении и несложные нелинейные системы;
  •  решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  •  решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ГЕОМЕТРИЯ

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 градусов определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов;  находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных  таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов

Программное и учебно-методическое оснащение

УМК

обучающихся

УМК

учителя

  1. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. На электронном носителе /[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. -3-е изд. –М. Просвещение, 2014.-383с.
  2. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.-13-е изд. – М.: Просвещение, 2007.-128с.: ил.
  3. Геометрия: дидакт. Материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.-10-е изд. – М.: Просвещение, 2007.-159с.: ил.
  4. Геометрия: дидакт. Материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2003.-126с.: ил
  5. Энциклопедия для детей.[Том 11]. Математика.-2-е изд., перераб./ред. Коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, М. Самсонов.- М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.-621с.
  6. http://sdamgia.ru
  7.  http://www.fipi.ru
  1. Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. -128с.
  2. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. На электронном носителе /[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. -3-е изд. –М. Просвещение, 2014.-383с.
  3. Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс.-2-е изд, перераб и доп. – М.: ВАКО,2009.-304с.
  4. Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс.-2-е изд, перераб и доп. – М.: ВАКО,2009.-368с.
  5. Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс.-М. : ВАКО, 2008.-320с
  6. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л. С. Атанасяна и других. 7-9 классы:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В. Ф. Бутузов.-М.: Просвещение, 2011.-31с.
  7. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.-13-е изд. – М.: Просвещение, 2007.-128с.: ил.
  8. Атанасян Л. С., В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса образовательных учреждений.- 8-е изд. –М. Просвещение, 2005.-64с.
  9. Геометрия: дидакт. Материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.-10-е изд. – М.: Просвещение, 2007.-159с.: ил.
  10. Геометрия: дидакт. Материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2003.-126с.: ил.
  11. Иченская М. А.Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы.7-9 классы: пособие для учителей образоват. организаций / М. А. Инченская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.-144с.:ил.
  12. Звавич И. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7-9 кл.: Методическое пособие/Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский, Е. В. Такуш.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002. – 192с.:ил.
  13. Безрукова Г. К, Н. Б. Мельникова, Н. В. Шевелева. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Геометрия. 2010/ ФИПИ.- М.Интеллект-центр, 2010.-80с.
  14. Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы»/А. В. Фарков.-3-е изд., перераб. И доп.-М : Издательство «Экзамен», 2012.-94с.
  15. Математика 9 класс. Тренажер по новому плану ГИА .Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие .-Ростов-на-Дону., Легион, 2013.-160с.(под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова)
  16. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Математика 2013./Учебное пособие/А. В. Семенов, А. С. Трепалин, И. В. Ященко, П. И. Захаров, под ред. И. В. Ященко; Московский центр непрерывного математического образования.-М.: Интелект-центр, 2013 .-88с.
  17. ГИА 2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. -М.: Издательство «Национальное образование», 2013.,-192с.
  18. ГИА 2013. Математика.  Класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Ященко И. В, Шестаков С. А., Трепалин А. С., Семенов, А.В., Захаров П. И.-М.: Издательство «Экзамен»,2013.-79с.
  19. Семенов А. Л. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1/ А.Л. Семенов, И. В. Ященко, Л. О. Рослова, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, А. С. Трепалин, П. И. Захаров, В. А. Смирнов, И. Р. Высоцкий; под редакцией А. Л. Семенова, И. В. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013.-399 с.
  20. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова .-Ростов-на-Дону: Легион,2013.-304с.
  21. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Л. И. Горохова и др. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательство «Глобус», 2010.-266с.- (Современная школа)
  22. Энциклопедия для детей.[Том 11]. Математика.-2-е изд., перераб./ред. Коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, М. Самсонов.- М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.-621с.
  23. http://sdamgia.ru и http://www.fipi.ru


Календарно – тематический план 

 урока

Дата проведения урока

Содержание

/тема урока

Примечание*

7 класс

Глава I. Начальные геометрические сведения (10ч)

1/1

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Точка, прямая, отрезок, плоскость.

2/2

Луч и угол.

3/3

Равенство в геометрии. Сравнение отрезков и углов. Биссектриса угла.

4/4

 Длина отрезка. Расстояние. Величина угла. Градусная мера угла. Прямой угол. Острые и тупые углы.  

5/5

Вертикальные и смежные углы.

6/6

Решение задач по теме: »Вертикальные и смежные углы»

7/7

Перпендикулярность прямых. Теоремы о перпендикулярности прямых.

8/8

Построение перпендикуляра к прямой.

9/9

Решение задач по теме: »Начальные геометрические сведения»

10/10

Контрольная работа № 1 по теме »Начальные геометрические сведения»

Глава II.Треугольники (17ч)

11/1

Анализ контрольной работы. Треугольник. Прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники.

12/2

Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников.

13/3

Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников»

14/4

Решение задач по теме: «Первый признак равенства треугольников»

15/5

Перпендикуляр и наклонная к прямой. Самостоятельная работа  по теме: »Первый признак равенства треугольников».

16/6

Высота, медиана, биссектриса треугольника.

17/7

Равнобедренные и равносторонние треугольники. Свойства равнобедренного треугольника.

18/8

Признаки равнобедренного треугольника.

19/9

Второй и третий признак равенства треугольников.

20/10

Решение задач по теме: » Второй и третий признак равенства треугольников»  

21/11

Решение задач по теме: «Признаки равенства треугольников»

22/12

Самостоятельная работа  по теме: «Признаки равенства треугольников»

23/13

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Понятие о геометрическом месте точек. Построение отрезка, равного данному.

24/14

Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение:  построение угла, равного данному, построение биссектрисы.

25/15

Основные задачи на построение: построение перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам.  Самостоятельная работа  по теме» Основные задачи на построение».

26/16

Решение задач на построение

27/17

Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники. Задачи на построение »

Глава III. Параллельные прямые (13ч)

28/1

Анализ контрольной работы. Параллельные и пересекающиеся прямые.

29/2

Признаки параллельности двух прямых.

30/3

Признаки параллельности двух прямых.

31/4

Решение задач по теме:» Признаки параллельности двух прямых»

32/5

Решение задач по теме:» Признаки параллельности двух прямых»

33/6

Самостоятельная работа  по теме» Признаки параллельности двух прямых».

34/7

Аксиома параллельных прямых. Теоремы о параллельности прямых.

35/8

Свойства параллельных прямых.

36/9

Решение задач по теме:»Свойства параллельных прямых».

37/10

Решение задач по теме:»Свойства параллельных прямых».

38/11

Решение задач по теме:»Параллельные прямые»

39/12

Решение задач по теме:»Параллельные прямые»

40/13

Контрольная работа № 3 по теме: »Параллельные прямые»

Глава IV. Соотношения между углами и сторонами треугольника (18ч)

41/1

Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника.

42/2

Решение задач по теме: »Сумма углов треугольника»

43/3

Внешние углы треугольника.

44/4

Зависимость между величинами сторон и углов треугольника

45/5

Неравенство треугольника. Решение задач по теме: »Неравенство треугольника»

46/6

Решение задач по теме: »Соотношения между углами и сторонами треугольника»

47/7

Контрольная работа № 4 по теме: » Соотношения между углами и сторонами треугольника»

48/8

Анализ контрольной работы. Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

49/9

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

50/10

Решение задач по теме:»Прямоугольные треугольники».  

51/11

Самостоятельная работа  по теме: » Признаки равенства прямоугольных треугольников».

52/12

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

53/13

Основные задачи на построение: построение треугольника по двум сторонам  сторонам и углу между ними

54/14

Основные задачи на построение: построение треугольника  по стороне и двум прилежащим углам.

55/15

Основные задачи на построение: построение треугольника по трем сторонам

56/16

Решение задач на построение

57/17

Решение задач по теме: »Соотношения между углами и сторонами треугольника»

58/18

Контрольная работа № 5 по теме: » Прямоугольные треугольники. Задачи на построение»

Повторение (5ч)

59/1

Анализ контрольной работы. Решение задач по теме: »Признаки равенства треугольников»

60/2

Решение задач по теме: »Параллельные прямые»

61/3

 Решение задач по теме: »Сумма углов треугольника»

62/4

Решение задач по теме: »Прямоугольные треугольники»

63/5

Итоговая контрольная работа

64-70

Резерв

8 класс

Глава V. Четырехугольники (14 часов)

1/1

Многоугольники. Ломаная. Выпуклые многоугольники. Длина ломаной, периметр многоугольника.

2/2

Сумма углов выпуклого многоугольника. Решение задач по теме: «Сумма углов выпуклого многоугольника»

3/3

Четырехугольник.  Параллелограмм, его свойства.

4/4

Вводная контрольная работа

5/5

Параллелограмм, признаки параллелограмма.

6/6

Решение задач по теме: «Параллелограмм»

7/7

Трапеция, равнобедренная трапеция, средняя линия трапеции. 

8/8

Решение задач по теме: «Трапеция»

9/9

Деление отрезка на n равных частей. Теорема Фалеса.

10/10

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

11/11

Прямоугольник, ромб, квадрат и их признаки.

12/12

Решение задач по теме: »Четырехугольники».

13/13

Симметрия фигур. Осевая и центральная симметрии.

14/14

Контрольная работа №1 по теме: « Четырехугольники».

Глава VI. Площадь (14 часов)

15/1

Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

16/2

Площадь прямоугольника.

17/3

Площадь параллелограмма.

18/4

Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма»

19/5

Площадь треугольника.

20/6

Решение задач по теме: «Площадь треугольника»

21/7

Площадь трапеции.

22/8

Решение задач по теме: «Трапеции». Самостоятельная работа по теме: «Площадь»

23/9

Теорема Пифагора.

24/10

Теорема, обратная теореме Пифагора.

25/11

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»

26/12

Формула Герона. Площадь четырехугольника.

27/13

Решение задач по теме: «Площадь».

28/14

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь».

Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)

29/1

Анализ контрольной работы. . Пропорциональные отрезки. Подобие фигур. Подобие треугольников, коэффициент подобия. 

30/2

Связь между площадями подобных фигур.

31/3

Признаки подобия треугольников. Первый признак подобия треугольников.

32/4

Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников».

33/5

Второй признак подобия треугольников.

34/6

Третий признак подобия треугольников.

35/7

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников».

36/8

Анализ контрольной работы. Контрольная работа №3 по теме «Подобные

треугольники».

37/9

Средняя линия треугольника.

38/10

Решение задач по теме: «Средняя линия треугольника».

39/11

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

40/12

Решение задач по теме: «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике ».

41/13

Практические приложения подобия треугольников.

42/14

О подобии произвольных фигур.

43/15

Самостоятельная работа по теме: »Применение подобия к решению задач».

44/16

Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество.

45/17

Решение прямоугольных треугольников.

46/18

Решение задач по теме «Решение прямоугольных треугольников».

47/19

Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников».

Глава VIII. Окружность (17 часов)

48/1

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности.

49/2

Касательная и секущая к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки.

50/3

Взаимное расположение  двух окружностей.

51/4

Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. 

52/5

Решение задач по теме: «Центральный и вписанный угол»

53/6

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.

54/7

Самостоятельная работа по теме: »Окружность»

55/8

Понятие о геометрическом месте точек. Биссектриса угла и ее свойства. 

56/9

Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

57/10

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. 

58/11

Описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник. Описанные четырехугольники.

59/12

Решение задач по теме: »Описанные многоугольники».

60/13

Вписанные многоугольники. Окружность, описанная около треугольника. Вписанные четырехугольники.

61/14

Решение задач по теме «Вписанные многоугольники».

62/15

Решение задач по теме «Окружность».

63/16

Решение задач по теме «Окружность».

64/17

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»

Итоговое повторение (4 часа)

65/1

Анализ контрольной работы. Повторение. Четырёхугольники.

66/2

Повторение. Площадь.

67/3

Повторение. Подобные треугольники.

68/4

Повторение. Окружность.

Резерв (2 часа)

69-70

Резерв.

9 класс

Глава IX. Векторы.(8 уроков)

1/1

Вектор. Длина (модуль вектора). Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

2/2

Вводная контрольная работа

3/3

Операции над векторами: сложение  векторов. Сумма двух векторов.

4/4

Сумма нескольких векторов.

5/5

Вычитание векторов.

6/6

Операции над векторами: умножение вектора на число.

7/7

Средняя линия трапеции и ее свойства

8/8

 Применение векторов к решению задач. Самостоятельная работа по теме:»Векторы»

Глава X. Метод координат (10 уроков)

9/1

 Анализ контрольной работы . Операции над векторами: разложение. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

10/2

Координаты вектора.

11/3

Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка.

12/4

Простейшие задачи в координатах. Длина вектора. Расстояние между двумя точками.

13/5

Решение задач по теме «Метод координат»

14/6

Уравнение окружности.

15/7

Решение задач по теме: «Уравнение окружности»

16/8

Уравнение прямой.

17/9

Решение задач по теме: «Уравнение прямой»

18/10

Контрольная работа №1 по теме: “ Метод координат ”.

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 уроков)

19/1

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 00 до 1800, приведение к острому углу.

20/2

Основное тригонометрическое тождество.

21/3

Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.

22/4

Площадь треугольника. Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.

23/5

Теорема синусов, примеры ее применения для вычисления элементов треугольника.

24/6

Теорема косинусов, ее применения для вычисления элементов треугольника.

25/7

Решение треугольников. Площадь четырехугольника. Измерительные работы.

26/8

 Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

27/9

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

28/10

 Решение задач по теме: «Скалярное произведение векторов»

29/11

Контрольная работа №2 по теме: “ Соотношения между углами и сторонами треугольника ”.

Глава XII. Длина окружности и площадь круга.(12 уроков)

30/1

Анализ контрольной работы. Правильные многоугольники.

31/2

Построения  с помощью циркуля и линейки. Правильные многоугольники.

32/3

Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника

33/4

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

34/5

Формулы, выражающие площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности.

35/6

Длина окружности, число π.

36/7

Длина дуги окружности. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

37/8

Площадь круга 

38/9

Сектор. Сегмент. Площадь кругового сектора.

39/10

Решение задач по теме: ”Длина окружности, дуги”.

40/11

Решение задач по теме: ”Площадь круга, сектора”.

41/12

Контрольная работа №3 по теме: “ Длина окружности и площадь круга ”.

Глава XIII. Движение  (8 уроков)

42/1

Анализ контрольной работы. Геометрические преобразования. Понятие движения. Понятие о гомотетии.

43/2

Примеры движений фигур.

44/3

Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос.

45/4

Решение задач на тему «Параллельный перенос»

46/5

Поворот и центральная симметрия

47/6

Решение задач по теме «Движение»

48/7

Подготовка к  контрольной работе.

49/8

Контрольная работа №4 по теме: “ Движение ”.

Начальные сведение из стереометрии (6 уроков)

50/1

Анализ контрольной работы. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде.

51/2

Примеры сечений, примеры разверток

52/3

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба

53/4

Наглядные представления о пространственных тела : призма, пирамида.

54/5

Наглядные представления о пространственных телах: шар, сфера, цилиндр, конус.

55/6

Формулы объема шара, цилиндра, конуса.

Об аксиомах планиметрии (2 урока)

56/1

Аксиомах планиметрии.

57/2

Аксиомах планиметрии.

Повторение (7  уроков)

58/1

Повторение темы: «Параллельные прямые».

59/2

Повторение тем »Треугольники», «Четырехугольники»

60/3

Повторение темы »Окружность», «Многоугольники»

61/4

Повторение темы «Векторы. Метод координат»

62/5

Повторение темы «Движение»

63/6

Решение задач

64/7

Итоговая контрольная работа

65-70

Резерв

Контрольно-измерительные

материалы


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса

учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс):    основное общее образование...