Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Дотоль Нина Петровна

Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geometrii_dlya_9_klassa_atanasyan_l.s.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                             «Проверено»

Директор ГБОУ «Школа №2083»:                          Заместитель директора            

________________   Наумкина Т.В.                       _____________ Левшина Т.В.

 «____» ___________ 2016 г                                   «____» ______________ 2016 г

Рабочая    программа

по      геометрии  

для      9     класса АЕ, БЕ

на 2016 – 2017 учебный год

учитель – Дотоль Нина Петровна

Корпус   «Ерино»

Москва, 2016

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса геометрии 9 класса  учащиеся должны:

знать/понимать        

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

2. Содержание учебного предмета.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают возможность:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком геометрии;
  • выработать формально-оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • развить пространственные представления и изобразительные умения;
  • освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления об особенностях выводов и прогнозов;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения;
  • проводить несложные систематизации;
  • приводить примеры и контрпримеры;
  • использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Вводное повторение

1.  Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

3.  Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

4.  Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах планиметрии. Наглядные представления о стереометрии. Основные формулы.

Беседа об аксиомах геометрии.

Повторение. Решение задач. (8 часов)

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ГИА.

Формы организации учебных занятий

Типы уроков

Формы  уроков

1. Уроки изучения нового учебного материала

а) урок-лекция

б) урок-беседа

в) урок выполнения практических работ

(поискового типа)

г) урок выполнения теоретических исследований

д) смешанный урок (сочетание различных видов

уроков на одном уроке)

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

а) урок решения задач

б) урок выполнения самостоятельных

 работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений)

в) урок - лабораторная работа

г) урок-экскурсия

д) семинар

3. Уроки обобщения и систематизации

4. Комбинированные

уроки

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

5. Уроки контроля и коррекции знаний

а) устный опрос (фронтальный,

индивидуальный, групповой)

б) письменный опрос (индивидуальный)

в) зачет

г) зачетная практическая (лабораторная) работа

д) контрольная работа

е) смешанный урок (сочетание первых трех

видов уроков)

        Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

        Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

        Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

        Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

        Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

        Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

            Урок-лабораторная работа. Предполагает работу с оборудованием.

        Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Виды деятельности:

  1. исследование проблемы с помощью эксперимента;
  2. анализ полученных результатов, формулировка выводов;
  3.  упражнения учащихся с целью закрепления знаний и применения их на практике;
  4. домашнее задание,
  5. выполнение контрольных заданий;
  6. решение задач,
  7. кратковременные практические работы,
  8. работа с раздаточными дидактическими материалами,
  9. работа с учебником,

  1. Календарно-тематическое планирование уроков по ГЕОМЕТРИИ  на  2016-2017 учебный год.

Учитель  Дотоль Н.П.        

Класс  _____9_________________________________________________

Учебник:  Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2013.

Программа:  Геометрия 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2013 – М: «Просвещение», 2013. – с. 19-21).

9  КЛАСС (68 ЧАСОВ –2 часа в неделю)

7. Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Оборудо-вание

Дата

проведения

1

Повторение. Четырехугольник. Площадь.

1

1,

главы\/,\/I

2

Повторение. Подобные треугольники. Окружность.

1

1,главы

\/II,\/III

ВЕКТОРЫ

8

3

Понятие вектора

1

1, п.76

4

Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1

1, п.77, п. 78

5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

1, п.79, п. 80

6

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

1, п.81, п. 82

7

Сложение и вычитание векторов. Решение задач

1

1, п.п. 79-82

8

Произведение вектора на число

1

1, п. 83

9

Применение векторов к решению задач

1

1. п.84

10

Средняя линия трапеции

1

1, п. 85

МЕТОД КООРДИНАТ

10

11

Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам

1

1, п.86

12

Координаты вектора

1

1, п.87

13

Контрольная работа №1 «Векторы. Координаты вектора»

1

14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

1, п.88

15

Простейшие задачи в координатах

1

1, п.89

16

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.

1

1, п.90-91

17

Уравнение  прямой

1

1, п.92

18

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1

1, п.90-92

19

Решение задач на метод координат

1

1, п.86-89

20

Решение задач на уравнение прямой и окружности

1

1, п.90-92

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ

13

21

Синус, косинус и тангенс угла.

1

1, п.93

22

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

1

1, п.94

23

Формулы для вычисления координат точки

1

1, п.95

24

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов

1

1, п.96, п.97

25

Теорема косинусов

1

1, п.98

26

Решение треугольников

1

1, п.99

27

Измерительные работы на местности

1

1, п.100

28

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

1, п.101, п.102

29

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов

1

1, п.103, п.104

30

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

1, п.101-104

31

Задачи на решение треугольников

1

1, п.96-99

32

Применение метода координат к решению задач

1

1, п.п. 88-89

33

Контрольная работа №2 «Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

1, п.93-104

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА

13

34

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

1,п.105-106

35

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1

1,п.107

36

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

1,п.108

37

Построение правильных многоугольников

1

1,п.109

38

Длина окружности

1

1,п.110

39

Площадь круга

1

1,п.111

40

Площадь кругового сектора

1

1,п.112

41

Применение формул длины окружности и площади круга при решении задач

1

1,п.110-112

42

Решение задач на применение формул зависимости R и r от стороны правильного многоугольника

1

1,п.108

43

Задачи на формулу длины окружности

1

1,п.110

44-45

Задачи на формулы площади круга и площади кругового сектора

2

1,п.111-112

46

Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга»

1

1,п.105-112

ДВИЖЕНИЯ

10

47

Отображение плоскости на себя

1

1, п.113

48

Понятие движения

1

1, п.114

49

Решение задач на понятие движения

1

1, п.113-114

50

Параллельный перенос

1

1, п.116

51

Поворот

1

1, п.117

52

Решение задач на параллельный перенос и поворот

1

1, п.116-117

53

Задачи на построение симметричных фигур

1

1, п.113

54-55

Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

2

1, п.116-117

56

Контрольная работа №4 «Движения»

1

1, п.113-117

Аксиомы планиметрии. Наглядные представления о стереометрии. Основные формулы

4

57

Об аксиомах планиметрии

1

1,

прилож. 1

58

Некоторые сведения о развитии геометрии

1

1,

 прилож. 3

59-60

Наглядные представления о стереометрии. Основные формулы

2

Повторение.

8

61

Повторение. Признаки равенства треугольников

1

1,

Глава 2

Повторение. Признаки подобия треугольников

1,

Глава 7

62

Повторение. Виды треугольников. Площадь треугольника. Теорема Пифагора

1

1,

Глава 2,4

63

Повторение. Четырёхугольники.

1

1,

Глава5

64

Повторение. Правильные многоугольники

1

1,

Глава 12

65

Повторение. Окружность

1

1, Глава 8,12

Повторение. Углы

Глава 1,3,8

66

Повторение. Векторы. Метод координат

1

1,

Глава 9, 10

67

Контрольная работа №5 (Итоговая)

1

68

Анализ итоговой контрольной работы

1

1,

Глава 4,11

Экскурсия 2 часа (во внеурочное время)

Резервное время. Повторение материала 8 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....