Конспект урока по геометрии "Параллельные и перпендикулярные прямые"
план-конспект урока по геометрии (6 класс) на тему

Нестерова Татьяна Николаевна

Расширение представлений о параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых у обучающихся 6-х классов с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

Урок-практикум по геометрии

«Параллельные и перпендикулярные прямые»

(для обучающихся 6-х классов школы 8 вида)

Учитель: Нестерова Татьяна Николаевна,

I квалификационная категория

«Математика – это язык, на котором написана книга природы».

Галилео Галилей.

Цель урока:создание условий для расширенияпредставленийо параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых у обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить понятия: перпендикулярные и параллельные прямые;
  • развивать умение построения этих прямых иих обозначения на плоскости;
  • учить отыскивать и распознавать параллельные и перпендикулярные прямые на чертежах и в окружающем мире.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать внимание, пространственное воображение обучающихся, умение переносить полученные знания в незнакомую ситуацию, применять знания на практике;
  • развивать навыки построения геометрических фигур;
  • осуществлять поиск знаний с помощью коллективной формы обучения, т.е. работы обучающихся в одновозрастных группах;
  • побуждать обучающихся к правильному построению монологических высказываний, участиюв учебном диалоге, аргументации своей точки зрения.

Воспитательные:

  • формирование у обучающихся познавательного интереса к математике через решение нестандартных задач по геометрии;
  • воспитание таких качеств характера, как умение правильно организовывать свой самостоятельный труд, нести ответственность за работу своего товарища;
  • воспитание через содержание учебного материала умения работать в коллективе, сотрудничать как во время работы, так и во время проверки ее результатов.

Личностные:

  • обучающиеся научатся выполнять геометрические построения по условию задачи,составлятьчертежи на основе данных, планировать последовательность своих действий для решения предметной задачи.

Задачи для обучающихся:

  • понимать термины «параллельные и перпендикулярные» прямые;
  • выполнять построение параллельных и перпендикулярных прямых на линованной и нелинованной бумаге;
  • учиться вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

Планируемые результаты:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
  • БУД: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
  • предметные: представление о параллельных, перпендикулярных и скрещивающихся прямых.

Тип урока: урок-практикум.урок систематизации обобщения знаний

Форма урока: интегрированный урок (математика, основы безопасности жизнедеятельности), закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация «Параллельные и перпендикулярные прямые в окружающем мире», планшет для выполнения практических построений, карточки с индивидуальным заданием, набор чертежных инструментов, карандаши.

Технология ведения урока: активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики средствами развивающего обучения.

развитие умений самостоятельно приобретать знания понимание значимости нового знания и отвечает ученику на вопрос: «Для чего  мне это нужно было изучать?» . «Индукция» - создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность обучающихся.

2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах.

Ход урока.

I. Индукция: организационный момент.

1).  Сообщение темы и целей урока. Распределение на группы для работы.

Задачи для обучающихся:

  • понимать термины «параллельные и перпендикулярные» прямые;
  • выполнять построение параллельных и перпендикулярных прямых на линованной и нелинованной бумаге;
  • учиться вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

2). Выдвижение гипотезы: Где в жизни могут пригодиться знания о параллельных и перпендикулярных прямых?

II. Актуализация знаний: устная работа: (слайд №     ).

- Обратите свое внимание на следующий слайд. Что вы на нем видите?

- Есть ли среди изображенных пар отличие или они все одинаковые, как они расположены на плоскости?

- А как вы считаете, ребята, раз пары прямых разные, то могут ли эти пары носить одинаковые названия?

- Назовите,какие виды прямых бывают, и как они будут называться.

III. Углубление и расширение ранее поученных знаний.

Историческая справка 1:

Название перпендикуляра произошло от  латинского слова “перпендикулярис”, т. е.  “отвесной”. С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Этим прибором строители пользуются и по сей день.

Перпендикулярные прямые

C:\Users\User\Desktop\1.jpg

Историческая справка 2:

  Название «параллельные прямые» произошло от греческого слова «параллелой», которое означает «рядом идущие», «друг подле друга проведенные» (пере вод с греческого языка).

         Древнегреческие математики Евклид и Посидоний составили разные определения параллельных прямых.

Евклид ещев III веке до нашей эры писал так: «Параллельные суть прямые, которые, находясь в одной плоскости и будучи продолжены в обе стороны неограниченно, ни с той, ни с другой стороны между собой не встречаются».

Посидоний в I веке до нашей эры дал такое определение параллельных прямых: «Две прямые, лежащие в одной плоскости и равностоящие друг от друга».

А теперь то современное определение, которое используем мы: «Параллельные прямые - это прямые, лежащие в одной плоскости и не пересекающиеся».

Параллельные прямые

Для обозначения параллельности двух прямых древнегреческие математики использовали знак «=». Однако когда в 18в. этот знак стал использоваться как знак равенства, и параллельность стали обозначать с помощью знака «||». И если прямые а и в параллельны, то мы будем записывать это так: а || в.     

IV. Этап применения общего способа действия для решения частных задач.

Социоконструкция (работа в группах).

  1. - Как можно построить параллельные и перпендикулярные прямые в тетради?

(Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол с помощь чертежного треугольника или с помощью транспортира. Для построения параллельных прямых достаточно иметь линейку и чертежный угольник).

  1. Практическая работа № 1:На планшетах  (планшет–квадрат 20×20 из фанеры с набитыми гвоздиками) с помощью разноцветных резиночек постройте параллельные и перпендикулярные прямые (проверка по слайду, с выставлением оценки).
  2. Практическая работа№ 2: Постройте параллельную прямую КЕ к стороне треугольника АВС, а затем  перпендикулярную прямую к другой стороне.

Запишите с помощью символов параллельные и перпендикулярные прямые. Учитель наблюдает за работой групп, консультирует, проверяет и оценивает результаты работы.

                       А                                                      

                                                                                В

С

  1. Вывод, обобщение: Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол с помощь чертежного треугольника или с помощью транспортира. Для построения параллельных прямых достаточно иметь линейку и чертежный угольник.
  2. «Афиширование»  (вывешивание  «произведений» работ обучающихся в классе и ознакомление с ними).

V. Физ. минутка.

Упражнения для глаз.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

  1. - Мы не ответили на главный вопрос урока: «Где в жизни могут пригодиться знания о параллельных и перпендикулярных прямых?».
  2. - Приведите примеры, применения параллельных и перпендикулярных прямых в жизни (ответы обучающихся).
  3. Демонстрация учебной презентации «Применение параллельных и перпендикулярных прямых в окружающем мире»: самый наглядный пример параллельности прямых - железнодорожное полотно. Еще одним примером применения понятия параллельных прямых, является эскалатор. При строительстве зданий строго учитывается понятие параллельности.

Все эти устройства помогают нам в повседневной жизни. Если  бы не было параллельных прямых, то например, произошло крушение поезда или замыкание проводов и нет электричества. А перпендикулярные прямые мы встречаем ежедневно, переходя улицу – это перекресток.

VII. Творческая работа: ролевая игра «Архитектор - строитель».

Смоделируйте, постройте свой перекресток. Знания о каких прямых вам необходимы? Что обязательно будет на вашем перекрестке?

IX.Подведение итогов.

Тест:Вставьте пропущенные слова в предложениях:

а) Две прямые называются ______________________, если они пересекаются под прямым углом и обозначаются знаком _______.

б) Две прямые называются _________________, если они не пересекаются  и обозначаются знаком _______.

Проверка выполнения задания.

Изучив вопросы по данной теме, мы пришли к выводам:

  1. каждый разносторонне развитый ученик должен знать историю параллельных и перпендикулярных прямых;
  2.  параллельные прямые часто встречаются в окружающем нас мире, поэтому они очень нужны;
  3. параллельные прямые не пересекаются на плоскости!

X. Рефлексия. 

вопрос: «Для чего  мне это нужно было изучать?»………………………………….      

   Хочу закончить наш урок такими словами: «Было бы легче остановить Солнце, легче сдвинуть Землю, чем свести параллели к схождению…».

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"

конспект урока геометрии в 10 классе по теме "Перпендикулярность прямых и плоскостей"...

Конспект урока по счёту на тему: «Прямая и ломаная линия. Отрезок»

В мтериале представлен конспект урока по счёту в 6 классе в школе VIII вида.  Также представлен демонстрационный и раздаточный материал, который был использован на уроке. На каждого ученика был с...

Конспект урока "Признаки и свойства параллельных прямых"

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков применять признаки и свойства параллельных прямых при решении задач....

Конспект урока в 7 классе "Параллельные прямые" и презентация к нему.

Урок-дидактическая игра, созданная  по правилам популярной игры КВН....

Конспект урока по теме "Магнитное поле прямого тока" 8 класс

представленный урок по физике был подготовлен для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора. Понятия, рассматриваемые на д...

Презентация к уроку геометрии на тему "Перпендикулярные прямые"

Презентация разработана для урока геометрии в 6 классе для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Работа содержит теоретические сведения о прямых линиях, видах прямых линий, о признаке перп...