Методическая разработка по геометрии «Пересечение высот треугольника», 8 класс учебник Л.С. Атанасяна.
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему

Методическая разработка по геометрии "Пересечение высот треугольника" предназначена для учащихся 8 класса, состоит из конспекта урока и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g8_no58.docx55.53 КБ
Файл peresechenie_vysot.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  геометрии в 8 классе

разработан

Тодиковой Татьяной Дмитриевной,

учителем математики МБОУ СОШ №10,

ст. Ахтанизовская, Темрюкский район, Краснодарский край

Урок 58             Г-8
Тема:
Теорема о пересечении высот треугольника.

Цели:    1) Рассмотреть теорему о точке пересечения высот и следствие из неё;

2) Формировать умения применять известные знания в незнакомой ситуации, сравнивать, анализировать, обобщать. 

3) Воспитывать ответственное отношение к обучению, умение оценивать свой труд, а также аккуратность, точность и внимательность при работе с чертёжными инструментами.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, бумага, чертёжные инструменты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы. Постановка целей урока вместе с учащимися.

III. Проверка домашнего задания.

1. Сформулировать и доказать теоремы о свойстве биссектрисы и серединном перепендикуляре – 2 учащихся у доски.

2. Фронтальная работа с классом.

Решить устно: (Слайд )

а)

1. Найти: РВKС, РАВС.

Решение: 1) ΔABK: DK-серед. перпендикулярBK=AK=5.

2) ΔBCK-египетскийCK=3.

3) CP=KD=3DA=BD=4.

4) РВKС=3+4+5=12,

РАВС=4+8+8=20

Ответ: 12, 20.

 FK, FN серединные перпендикуляры.

АВ = 16

СF = 10

Найти расстояние от точки F до стороны АВ.

Решение: 

1. FK, FN серединные перпендикулярыMC также серединный перпендикуляр, AM=BM=8

2. FC=10FB=AF=10.

3. ΔMFA: FA=10, АM=8MF=6.

Ответ: 6.

 IV. Мотивация изучения новой темы (Слайд )

« Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать»

Г.Галилей

– Сегодня мы продолжим изучение темы «Замечательные точки треугольника» и познакомимся с теоремой о точке пересечения высот в треугольнике.

V. Изучение нового материала. 

1. Вспомните определение высоты в треугольнике. (Слайд 8)

Перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника.

2. Практическая работа с применением техники оригами.

а) С помощью сгибов постройте высоты в остроугольном треугольнике.

1. Проведите ВК  АС

2. Проведите AN   ВС.

3. Проведите  CM  AB.

 

Все высоты пересеклись в одной точке О.

Вывод: В остроугольном треугольнике все три высоты пересеклись в одной точке. Эта точка расположена в плоскости треугольника.

б) С помощью сгибов постройте высоты в тупоугольном треугольнике.

1. Проведите ВК  АС,  основание высоты лежит на продолжении АC.

2. Проведите AN   ВС, основание высоты лежит на продолжении ВC.

 

3. Проведите  CM  AB.

                                 O

                      N

                                      C           K

           

         

                 A                 M           B

        

Продолжения высот тупоугольного треугольника пересеклись в одной точке О.

Вывод: В тупоугольном треугольнике все три высоты пересеклись в одной точке. Эта точка расположена вне плоскости треугольника.

в) С помощью сгибов постройте высоты в прямоугольном треугольнике:

1. Проведите CК  АB.

2. Проведите AC   ВС, основание высоты лежит на продолжении ВC.

 

3. Проведите  BC  AC.

        

             O, С                                  A                                                                                      

Высоты прямоугольного треугольника пересеклись в одной точке О.

Вывод: В прямоугольном треугольнике все три высоты пересеклись в одной точке. Эта точка лежит в плоскости треугольника и совпадает с вершиной прямого угла треугольника.

3. Теорема о пересечении высот треугольника.

Высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке.

                            О

Дано: ΔABC, AA1BC, BB1AC, CC1AB.

Доказать: O= AA1 BB1  CC1.

Доказательство:

1. Проведём:  С2B2║BC, A2C2║AC, A2B2║AB  так, что B Є A2C2, C Є A2B2,

A Є B2C2. Получим Δ  A2 B2 C2.

2.  AB= A2C, AB= С2B2  точки A, B и C– середины сторон Δ  A2 B2 C2,  т.е. прямые АА1, BB1, CC1-серединные перпендикуляры к сторонам Δ A2 B2 C2 

O= AA1 BB1  CC1.

VI. Закрепление изученного материала. 

1. Решить устно:

Дуга АD – полуокружность.

Доказать MN  АD.

Решение:

1. Δ ABD:

   Δ AСD: <С=90˚-опирается на диаметр.

   M=ACBD NKNK-высота ΔAND MN  АD.

№ 677.

Решение

1) АВО = 180° – АВN = 180° –
СВN = CВО, то есть ВО – биссектриса АВС, аналогично СО – биссектриса АСВ.

2) По  теореме  о  биссектрисе  угла точка О равноудалена от сторон АВ, ВС, АС. Таким образом, ОН1 = ОН2 = ОН3, где ОН1  АВ, ОН2 ВС, ОН3  АС.

2. Получили, что АВ, ВС, АС – касательные к окружности с центром в точке О и радиусом, равным ОН1.

№ 684

1) По свойству углов при основании равнобедренного треугольника

САВ = СВА. Тогда МАС = МАВ = САВ =

= СВА =МВС = МВА.

2) МАВ – равнобедренный, АМ = ВМ и точка М лежит на серединном перпендикуляре к АВ.

3) Так как АС = СВ, то точка С также лежит на серединном перпендикуляре к АВ.  Таким образом, СМ  АВ

VII.  Итоги урока.

Рефлексия.

Карта рефлексии и самооценки ученика на уроке

1. Работа в классе: (поставить «+» или « - »)

- отвечал на вопросы учителя

- дополнял ответы других учеников

- работал самостоятельно в тетради

- рецензировал ответы других

- выполнял задания

- другое ( что?)

-  участвовал в обсуждении проблемы

- доказывал свою точку зрения

- другое ( что?)

2. Для меня не было подходящего задания

3. За урок я бы себе поставил оценку………….

VIII. Домашнее задание: вопросы 1– 20, с. 187–188; №№ 688, 720.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Замечательные точки треугольника Урок 3. Теорема о пересечении высот треугольника. Презентация выполнена учителем математики МБОУ СОШ № 10 Тодиков ой Татьяной Дмитрие вной , с т. Ахтанизовская , Темрюкский район, Краснодарский край

Слайд 2

Цели: 1) Рассмотреть теорему о точке пересечения высот и следствие из неё; 2) Формировать умения применять известные знания в незнакомой ситуации, сравнивать, анализировать, обобщать. 3) Воспитывать ответственное отношение к обучению, умение оценивать свой труд, а также аккуратность, точность и внимательность при работе с чертёжными инструментами.

Слайд 3

Устно: Найти: Р ВKС , Р АВС . 4 B D А 5 K P С Решение: Δ ABK : DK -серединный перпендикуляр  BK = AK =5. 2) ΔBCK -египетский  CK =3. 3) CK = KD =3  DA = BD =4. 4) Р В K С =3+4+5=12, Р АВС =4+8+8=20 Ответ: 12, 20.

Слайд 4

Устно: Дано: Δ ABC, FK, FN - серединные перпендикуляры. АВ = 16 , СF = 10 Найти расстояние от точки F до стороны АВ. Решение: 1) FK, FN серединные перпендикуляры  MC также серединный перпендикуляр,  AM = BM =8 2) FC =10  FB = AF =10. 3) Δ MFA : FA =10, А M =8  MF =6. Ответ : 6. F 10 M B K C N А

Слайд 5

является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать» Г.Галилей – Сегодня мы продолжим изучение темы «Замечательные точки треугольника» и познакомимся с теоремой о точке пересечения высот в треугольнике. «Геометрия

Слайд 6

Высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке. С 1 А В С В 1 А ₁ А 2 С 2 В₂ Дано: Δ ABC , AA 1  BC , BB 1  AC , CC 1  AB . Доказать: O = AA 1  BB 1  CC 1 . Доказательство: Проведём: С 2 B 2 ║ BC , A 2 C 2 ║ AC , A 2 B 2 ║ AB так, что B Є A 2 C 2 , C Є A 2 B 2 , A Є B 2 C 2 . Получим Δ A 2 B 2 C 2 . 2) AB = A 2 C , AB = С 2 B 2 , точки A , B и C – середины сторон Δ A 2 B 2 C 2 , т.е. прямые АА 1 , BB 1 , CC 1 -серединные перпендикуляры к сторонам Δ A 2 B 2 C 2  O = AA 1  BB 1  CC 1 .

Слайд 7

1. Решить устно: N B M C D K А Дано: Дуга АD – полуокружность. Доказать: MN  АD. Доказательство: В Δ ABD : < B =90˚  BD- высота Δ AND . 2) В Δ A С D : <С=90˚  АС - высота Δ AND . 3) M = AC  BD  NK  NK - тоже является высотой Δ AND  MN  АD.

Слайд 8

№ 677. O N B H₂ M C H ₃ H ₁ А Доказательство: 1) < АВО = 180° – < АВN = 180° – < СВN = < CВО, то есть ВО – биссектриса < АВС, аналогично СО – биссектриса < АСВ. 2) По теореме о биссектрисе угла точка О равноудалена от сторон АВ, ВС, АС. Поэтому, ОН 1 = ОН 2 = ОН 3 , где ОН 1  АВ, ОН 2  ВС, ОН 3  АС. 3) Получили, что АВ, ВС, АС – касательные к окружности с центром в точке О и радиусом, равным ОН 1 .

Слайд 9

№ 684 C M А B Доказательство: По свойству углов при основании равнобедренного треугольника < САВ = < СВА. Тогда < МАС = < МАВ = < САВ = < СВА = < МВС = < МВА. Δ МАВ – равнобедренный, АМ = ВМ и точка М лежит на серединном перпендикуляре к АВ. Так как АС = СВ, то точка С также лежит на серединном перпендикуляре к АВ. Поэтому СМ  АВ.

Слайд 10

Рефлексия

Слайд 11

Домашнее задание: вопросы 1– 20, с. 187–188; №№ 688, 720.

Слайд 12

Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 классы. – М:, Просвещение, 2008г. 2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. «Изучение геометрии в 7-9 классе». Методические рекомендации. М:, Просвещение, 2007г. 3. Зив Б.Г., Мейлер В.М. «Дидактические материалы по геометрии. 8 кл ». М:, Просвещение, 2007г. Использованная литература

Слайд 13

Для создания шаблона использовались источники: http://www.myjulia.ru/data/cache/2009/07/17/152778_2266-0x600.jpg http://files.botevcheta.webnode.com/200000016-45175461c2/1stationery15-med.jpg http://www.mathknowledge.com/images/custom/LOGO.GIF http://www.ccboe.net/Teachers/Durham_Sharon/images/918F9422010B4BB0B160956D6B9D4E34.JPG http://lake.k12.fl.us/cms/cwp/view.asp?A=3&Q=427619 http://www.533school.ru/nach.htm Автор данного шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевна учитель информатики и математики МОУ «Павловская сош » с.Павловск Алтайский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих по теме "Решение треугольников".

Главная цель решения задачи: развитие умений логически мыслить, выполнять чертеж, считывать информацию с чертежа, планировать свои действия, делать выводы....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими слож...

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Четырехугольники"

 Базовый учебник А.В.ПогореловЦель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки. осуществлять их перенос в новые условия....

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Площади многоугольников"

урок обобщения и систематизации знаний по теме "Площадь многоугольников" включает выполнение учащимися двух тестов на проверку знания формул и правил для нахождения площадей основных фигур, презентаци...

методическая разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

Методическая разработка урока геометрии  по теме "Теорема Пифагора" предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, изучающих геометрию по УМК Атанасяна Л.с. К уроку прилагает...

Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"

Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....