Интегрированный урок в 7 классе "Грамотная геометрия"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Бушуева Надежда Ильинична

Задачи урока ввести понятие остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников, познакомить  с основным свойством и признаком тупоугольного треугольника;

совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольников;

по русскому языку: совершенствование умения разграничивать производные и непроизводные предлоги, производные предлоги и омонимичные части речи, умение правильно употреблять предлоги в речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_gr_7kl.ppt719 КБ
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_geometrii_i_russkogo_yazyka.doc113 КБ
Microsoft Office document icon plan.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon doc1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок геометрии и русского языка.

Тема: «Грамотная геометрия».

Цель:  вовлечь детей в исследовательскую деятельность, ответить на вопрос: «Нужна ли грамотность в геометрии?»

Задачи

по геометрии: ввести понятие остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников, познакомить  с основным свойством и признаком тупоугольного треугольника;

совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольников;

по русскому языку: совершенствование умения разграничивать производные и непроизводные предлоги, производные предлоги и омонимичные части речи, умение правильно употреблять предлоги в речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  1. Орг.момент.
  2. Исследовательское задание на выведение темы урока. (СЛАЙД)

  М.Е.  - Сейчас вы проведете небольшое исследование, в результате которого мы узнаем тему урока. Понаблюдайте за происходящим  на слайд, сопоставьте с данным предложением  и подумайте, почему возник комический смысл фразы?  (Высота  равнобедренного треугольника, прИведенная к  основанию является медианой и биссектирисой)

(В слове прИведенная допущена ошибка, изменяющая смысл фразы).

М.Е.  -  Какая наука изучает правильное написание слов? (грамматика)

Н.И. - А какая  наука занимается изучением свойств высот, медиан, треугольников? (геометрия)

Н.И.  - Мы увидели, как допущенная ошибка  меняет смысл теоремы, выражающей свойство высоты равнобедренного треугольника. Какой должна быть геометрия? (грамотной).

М.Е. - Сопоставив все сказанное, назовите тему урока. ( ГРАМОТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ). (СЛАЙД)

3. Сообщение целей урока.

Н.И. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (нужна ли грамотность в геометрии)

- М.Е.,   Н.И. (сообщить цели урока)

  1. Лингво-геометрическая  разминка.

 (домашнее задание на карточках 9 задач)

        

1.                                                  2.                                            4. 

                                              5.                                              6.

3.

7.                                      8.                                             9.

        

Д

Б

Я

Г

Р

Л

О

М

А

А

К

72

70

60

30

75

40

36

90

50

50

100

Ответ:  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

б

л

а

г

о

д

а

р

я

Н.И. -Расшифруйте слово, сопоставив ответы домашних задач с буквами в таблице.  (БЛАГОДАРЯ) (СЛАЙД)

М.Е. – Какой частью речи является получившееся слово?(ПРЕДЛОГ)

- Какой этот предлог? (простой, производный)

- Запишите  его.

5.  Изучение нового материала.

Н.И. – Благодаря какой теореме мы можем найти сумму углов  треугольника.                    ( сформулируете ее)

- Какие виды треугольников нам уже известны? ( равнобедренные, равносторонние)

- Что лежит в основе определения вида треугольника? (количество равных сторон).

- Значит, от количества равных сторон зависит вид треугольника. Скажите, пожалуйста, какие ещё элементы треугольника могут быть равными? (углы)

 - Зависит ли вид треугольника от величины углов? (проблема) (СЛАЙД)

-  Вычислите  градусную меру третьего угла треугольника, если известны два других. Попробуйте сформулировать определения трех различных видов треугольников           ( остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, названии сторон ).

М.Е.  – Компьютерный вирус «невежда» повредил исходный текст. Попробуйте ликвидировать вирус, исправив ошибки в тексте. (самостоятельная работа ) 

Гиометрия полна преключений, потому что закаждой задачей скрываеться преключении мысле. Решыть задачю – это значит пирижыть преключении. (В. Произволов)

 Взаимопроверка.  (СЛАЙД)

М.Е. - Вы неплохо справились с поиском ошибок. Найдите предлог. Какой он простой или составной?(простой)  А теперь выполним простые движения.

6. Физкультминутка. 

Лягте на парты, закройте глаза. Вы спите. Представьте, что сегодня 14 февраля – День влюбленных. Вы просыпаетесь в хорошем настроении, потянулись, посмотрели по сторонам и увидели…  (СЛАЙД)

7. Первичное закрепление.

Н.И. - Посмотрите, на экране даны треугольники. Что необычного вы заметили?          (вместо латинских букв – слова). (СЛАЙД)

М.Е. - Вам необходимо составить  из имеющихся названий вершин треугольников предложение, в котором не хватает слова, чтобы найти  его  вы должны решить геометрические задачи.

Н.И.  -  Глядя  на данные  треугольники, скажите, что неизвестно?

(неизвестна величина угла). Такую же величину имеет угол одного из треугольников, данных на карточках. Решите задачи ( 2 у доски) ( Гамид, Наташа)

М.Е. - Сопоставьте  данные скажите , какое слово пропущено в предложении.              

(Благодаря)

 На слайде появляется предложение (Добросовестный ученик не пришел в школу вследствие (= из-за) болезни). (работа с предложением)

Можно ли было, не решая задачи, выяснить какой предлог уместнее  использовать в этом предложении?

( смешной слайд (благодаря)) (СЛАЙД)

         Звучит нелепо из-за включения в предложение предлога благодаря, не потерявшего ещё своего первоначального лексического значения (по связи с глаголом благодарить). Логично употреблять его в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызывающих желательный результат: поправится благодаря заботам матери

-  Скажите, это предложение простое или сложное?  (простое).

- Чем можно его осложнить?

- Добавьте в предложение причастный оборот. Запишите его и выполните синтаксический разбор (у доски). (Женя)

Н.И. -  Разбор предложения вы начинали с нахождения основы предложения напомните, что  лежит в основе определения вида треугольника? (величина угла, количество равных сторон).

- А если ни величины углов, ни длины сторон неизвестны, а известно лишь расположение высот треугольников, можно ли определить вид треугольника?

Постройте высоты данных треугольников  попытайтесь сделать вывод . (сделать заготовку 2 треугольников: тупоугольный, остроугольный).  (Треугольник является тупоугольным тогда и только тогда, когда две его высоты лежат за треугольником.) М.Е. – Верно ли употреблен предлог за? ( предлоги выражают различные отношения)

 - Выберите нужный по смыслу предлог: под, над, перед, вне.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Н.И. -  Давайте вспомним, какой вопрос мы поставили перед собой в начале исследования . Ребята, согласны ли вы с фразой, записанной на доске, что геометрия должна быть грамотной?
М.Е. -  Не забывайте об орфографических правилах и знаках препинания. Помните ребята, надо быть грамотным не только на уроках русского языка и геометрии, но и на других предметах.

 Если остается время:  рабочая тетрадь  стр……….. №………..

9. Дифференцированное домашнее задание.

М.Е. – НА «5»

- Напишите сочинение-рассуждение на тему « Нужна ли грамотность в геометрии?» (карточки)

Карточки:

НА «4»

Замените выделенные предлоги синонимичными, изменяя, где необходимо, падежные окончания.

  1. Из-за ремонта коммуникаций нам пришлось идти в обход дома. 2. Наши спутники из-за огромной усталости всю дорогу проспали. 3. Несмотря на наши обещания прийти вовремя, нам пришлось ненадолго задержаться в дороге. 4. Из-за хорошей погоды каникулы прошли удачно. 5. Он уехал на Север вопреки советам друзей. 6. Мы заблудились в лесу из-за нашей неподготовленности к походу. 7. Из-за шестибалльного шторма отплытие пришлось перенести. 8. Вопреки предсказаниям синоптиков погода была дождливой.

НА «3»

Замените выделенные предлоги синонимичными, изменяя, где необходимо, падежные окончания. В случае затруднения используйте синонимы из справки.

Справка: вопреки, благодаря, ввиду, по причине, вследствие, несмотря на.    

1. Из-за ремонта коммуникаций нам пришлось идти в обход дома. 2. Наши спутники из-за огромной усталости всю дорогу проспали. 3. Несмотря на наши обещания прийти вовремя, нам пришлось ненадолго задержаться в дороге. 4. Из-за хорошей погоды каникулы прошли удачно. 5. Он уехал на Север вопреки советам друзей. 6. Мы заблудились в лесу из-за нашей неподготовленности к походу. 7. Из-за шестибалльного шторма отплытие пришлось перенести. 8. Вопреки предсказаниям синоптиков погода была дождливой.

НА «2»

Можно ничего не делать.

- Разгадайте кроссворд.

Кроссворд:

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

Вопросы:

1. Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.

2. Треугольник, у которого две стороны равны.

3. Как называется третья сторона равнобедренного треугольника?

4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

5. Как называется треугольник, у которого все стороны равны?

6. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.

7. Как называются отрезки, соединяющие вершины треугольника?

8. Как называются равные стороны равнобедренного треугольника (в единственном числе)?

9. Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны.

10. Как называются точки А, В и С треугольника АВС?

МОУ Паликская средняя общеобразовательная школа №2

Открытый интегрированный урок по геометрии и русскому языку

 в 7 классе.

Тема:

 



Предварительный просмотр:

План – конспект урока.

Теорема о сумме углов треугольника__________________________________________________________________________

Виды треугольников

1.  От количества равных сторон

        2 .  От величины третьего угла

Свойство и признак тупоугольного треугольника________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свойство внешнего угла треугольника________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теорема о сумме внешних углов, взятых по одному при каждой вершине.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажите теорему.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Урок одной задачи, не лишенной здравого смысла, с использованием двух подходов к ее решению" (геометрия и информатика, 8 класс)

Материал содержит разработку урока и презентацию.Два взгляда на одну проблему, два взгляда с разных сторон, но объединенные одной идеей. Великая мудрость и искусство. Решение задачи в компьютерном и г...

Интегрированный урок(русский язык и геометрия) "Грамотная геометрия"

Урок вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность и помогает ответить на вопрос: "Нужна ли грамотность в геометрии?"...

Интегрированный урок черчения и геометрии в 9 классе" Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников"

Открытый урок в 9 классе по черчению и геометрии по теме "Деление окружности на равные част. Построение правильных многоугольников." дает возможность учителям показать использование на практике теорет...

Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»

Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе проводится после изучения свойств собирающей и рассеивающей линз...

Презентация к интегрированному уроку физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»

Презентация для сопровождения изложения нового материала и освоения практической части урока...

Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».

Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии  "Построение правильных многоугольников" и темы ...

Интегрированный урок алгебры и геометрии в 7б классе по теме: «Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» с помощью линейных уравнений»

Интегрированный урок алгебры и геометрии в 7б классе по теме: «Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» с помощью линейных уравнений»...