Урок-исследование по геометрии в 9 классе по теме: «В одной задаче - вся планиметрия».
план-конспект урока по математике (9 класс) по теме
Урок одной задачи имеет массу достоинств: он позволяет проявить гибкость и оригинальность мышления, по-разному соотнести элементы геометрических фигур, продемонстрировать различные взгляды на предмет, показать возможность и целесообразность применения того или иного способа решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по геометрии в 9 классе по теме:
«В одной задаче - вся планиметрия ».
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать курс планиметрии на примере решения одной задачи разными способами;
развивающие: развитие навыков исследовательской деятельности (анализ, сравнение, обобщение);
воспитательные: развитие познавательного интереса при исследовательской деятельности, уверенности в собственных силах.
Ход урока
- Организационный момент
Сообщение темы и плана работы на уроке.
Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Д. Пойа
- Фронтальная работа
Повторение необходимого теоретического материала:
- теорема Пифагора;
- формула Герона;
- теорема косинусов;
- формула площади трапеции;
- признаки подобия треугольников.
3. Работа в группах
Решение поставленной задачи.
Комплектуются четыре группы по уровню подготовленности учащихся.
Задача.
Земельный участок, имеющий форму трапеции, отдан под спортивный городок. Найдите площадь земельного участка, у которого основания равны 15см и 5см, а боковые стороны равны 8см и 6см.
Группам предлагается решить данную задачу тем или иным способом.
Каждой группе предлагается соответствующая карточка, на которой указан примерный план решения задачи.
Карточка №1
Теорема Пифагора
- Рассмотрим прямоугольный треугольник АВН (АВ=6см, АН= х см).
По теореме Пифагора выразим ВН.
- Рассмотрим прямоугольный треугольник СЕD (СD=8см, DЕ=(10- х) см ).
По теореме Пифагора выразим СЕ.
- ВН=СЕ. Составим соответствующее уравнение относительно х.
- Найдем высоту трапеции.
- Найдем площадь трапеции.
Карточка №2
Формула Герона
- Выполним дополнительное построение: СЕ II ВА.
- Четырехугольник АВСЕ является параллелограммом.
- Рассмотрим треугольник СЕD: по формуле Герона найдем его площадь.
- Зная площадь треугольника и его основание, найдем высоту.
- Найдем площадь трапеции.
Карточка №3
Подобие треугольников
- Выполним дополнительное построение: АВСD=Е.
- Рассмотрим треугольники АЕD и ВЕС.
- Из подобия этих треугольников найдем стороны ВЕ и ЕС.
- По формуле Герона найдем площадь треугольника АЕD.
- По формуле Герона найдем площадь треугольника ВЕС.
- Найдем площадь трапеции.
Карточка №4
Теорема косинусов
- Рассмотрим параллельные прямые ВС и АD и секущую ВD.
- <ВDН=
- Пусть ВD= х.
- Рассмотрим треугольник ВDС. По теореме косинусов выразим угол DВС.
- Рассмотрим треугольник ВDА. По теореме косинусов выразим угол ВDН.
- Составим соответствующее уравнение относительно х.
- По формуле Герона найдем площадь треугольника АВD.
- По формуле Герона найдем площадь треугольника ВСD.
- Найдем площадь трапеции.
4. Работа у доски
Представитель каждой группы решает задачу своим способом. Учащиеся записывают этот способ к себе в тетрадь. Другой представитель от той же группы комментирует решение.
5.Самостоятельная работа
Решить задачу любым способом.
Длины оснований 10см и 24см, длины боковых сторон 13см и 15см. Найти площадь и высоту трапеции.
6.Подведение итогов урока. Задание на дом
Решить задачу любым способом.
Задача. Длины боковых сторон АВ и СД трапеции АВСД равны соответственно 8см и 10см, а длина основания ВС равна 2см. Биссектриса угла АДС проходит через середину стороны АВ. Найдите площадь трапеции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...
СТЕНДОВЫЙ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ по теме «Одноклеточные организмы»
Стендовый урок-исследование по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...
Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме «Одноклеточные организмы»
Презентация к стендовому уроку-исследованию по биологии в 5 классе по теме "Одноклеточные организмы"...
Урок-исследование по музыке в 4 классе по теме "Сила патриотической песни"
В течение урока ребята проводят исследование, в ходе которого пытаются определить, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы, чтобы сочинить патриотические песни. Знакомятся с н...
Урок-исследование по географии в 6 классе по теме «Свойства вод мирового океана»
исследование, включающее детей в самостоятельную познавательную и аналитическую деятельность...
Урок-исследование по литературе в 9 классе на тему "Тема Родины. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"
Данный урок посвящен изучению темы "Родина" в творчестве М.Ю. Лермонтова....