Главные вкладки

    Урок-исследование по музыке в 4 классе по теме "Сила патриотической песни"
    план-конспект урока по музыке

    Макеева Наталья Михайловна

    В течение урока ребята проводят исследование, в ходе которого пытаются определить, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы, чтобы сочинить патриотические песни. Знакомятся с новыми песнями, разучивают одну из них, исполняют с движениями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Макеева Наталья Михайловна,

    Учитель музыки МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района

    Тема урока: «Сила патриотической песни»

    Цели урока: 1) доказать с помощью исследования, что патриотические песни способны становиться мощным средством в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели;

    Задачи урока:

    • закрепить знания о патриотической песне через творческий процесс при прослушивании произведений;

    создать условия для:

    • формирования учебной самостоятельности;
    • придания личностного смысла знаниям учащихся;
    • стимулирования творческой деятельности;
    • развития коммуникативных навыков.
    • развития навыков музыкально-ритмической деятельности

    Форма урока: урок-исследование

    Планируемые результаты

    Формирование универсальных учебных действий:

    ЛичностныеУУД:

    1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание и анализ музыкальных произведений;
    2. Формирование мотивации к обучению через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

    Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    1. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
    2. Формирование устойчивого интереса к уроку через музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность;

    Регулятивные УУД:

    1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
    2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
    3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

    Коммуникативные УУД:

    1. Формирование умения вести диалог с учителем;
    2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;
    3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

    Музыкальный материал:

    1. Песня из кантаты С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»

    2. Песня «Баллада о солдате»

    3. Песня «Защитники Отечества»

    Дополнительный материал: Портреты композиторов С.С. Прокофьева, репродукции картины Корина «А. Невский», фотографии, видеофайлы песен.

    Виды деятельности на уроке:

    Познавательная: знакомство с авторами патриотических песен, историей их создания.

    Музыкально - слушательская: слушание песен

    Музыкально-аналитическая: выявление особенностей музыкально-выразительных средств

    Музыкально-исполнительская: разучивание песен «Защитники Отечества»,

    Импровизация: исполнение песен с движениями

    Творческая: изображение в рисунке символов патриотических песен.

    Методы и приёмы:

    Пластическая импровизация

    Метод моделирования художественно-творческого процесса

    Метод жизненных ассоциаций

    Ход урока:

    1. Организационная часть. Музыкальное приветствие. (1,5 мин)

    Поздороваемся песней:

    Какие слова мы говорим при встрече?

    Я попрошу вас спеть 1 слово: Здравствуйте, мне в ответ. Мелодия спускается вниз по лесенке

    В этот чудесный добрый день

    Вместе здороваться нам не лень.

    Здравствуйте мальчишки!

    Здравствуйте!

    Здравствуйте девчонки!

    Здравствуйте!

    Здравствуйте ребята!

    Здравствуйте! Садитесь.

    Ребята, сегодня на уроке, я хотела бы установить с вами обратную связь. Когда вы услышите хлопки, вам нужно будет их повторить всем вместе, после небольшой паузы. Попробуем? (1 минута)

    1. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы урока. (1,5-2 мин)

    Я попрошу вас выполнить задания, которые лежат на ваших столах (30 секунд)

    Задание 1 группе

    Отгадайте ребус.

    Запишите ответ на доске.

    Задание для 2 группы

    Ответьте на вопрос.

    Как называют человека, который предан своему народу, любит свое Отечество, готов на жертвы и совершает подвиги во имя интересов своей Родины?

    Запишите ответ на доске

    Задание для 3 группы

    Ответьте на вопрос.

    Как называется стихотворное произведение, положенное на музыку?

    Запишите ответ на доске.

    Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? Образуйте из 1 из слов прилагательное. (2 минуты)

    Итак, тема нашего урока: «Сила патриотической песни» (Слайд)

    А что такое патриотическая песня? 

    Патриотическая песня-это песня, в которой говорится о любви человека к своему Отечеству, преданности своему народу и готовности к любым подвигам во имя своей Родины). 

    1. Определение цели и задач урока: (3 минуты)

    –Какова будет основная цель нашего урока?

    (Слайд) Цель: выяснить, в чём сила патриотических песен и какое влияние они имеют на людей

    Для этого я предлагаю вам провести исследование

    Что будем исследовать? Патриотические песни.

    Слайд Задачи:

    -познакомиться с патриотическими песнями

    -выявить их особенности

    -определить роль патриотической песни в жизни человека.

    4. Актуализация знаний (3 минуты)

    Слайд Когда композитор пишет песни, он сначала читает слова, потом определяет, какие чувства должна вызвать эта музыка на человека. Он использует музыкально-выразительные средства- это темп (открываю на доске), динамика, характер и образ, который человеку откроет музыка

    5. Беседа. Открытие новых знаний (4 минуты)

    - Сейчас мы с вами попытаемся определить, какие музыкально-выразительные средства использовал композитор, чтобы сочинить патриотическую песню.

    1 группа будет исследовать динамику и темп музыки (вешаю на доску, раздаю детям материал)

    2 группа будет работать над характером исполнения (вешаю на доску, раздаю детям материал)

    3 группа расскажет нам о содержании, музыкальном образе песни. (вешаю на доску, раздаю детям материал)

    Патриотическая песня во все времена становилась грозным оружием против врага. Её боялись гораздо больше, чем пушки. Она заставляла задумываться, давала надежду, силы на борьбу с врагом, агитировала идти на защиту Родины, вела в бой.

    Предлагаю вам совершить путешествие в 13 век.

    Посмотрите на картину. Кто знает этого человека? А. Невский- это великий русский полководец.  Каким представил нам его художник? В те времена русское войско сражалось с тевтонцами и немцами. Численность врагов значительно превосходило русское войско.

    В 1938 году советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил кантату «А. Невский». Сейчас мы послушаем песню «Вставайте люди русские» из этой кантаты. (Видео файл)

    (открыть название)

    6 . Музыкально-слушательская деятельность, анализ произведений в группах.

    (Ребята выходят к доске, прикрепляют выбранные слова.

    «Вставайте, люди русские»

    Динамика

    темп

    Громко умеренный

    Характер

    энергично

    сурово

    тревожно

    Образ

    БОРЬБЫ

    В чём сила песни?

    Встать на защиту Родины

    7. Беседа после прослушивания (0,5 минута) Сделайте вывод - к чему призывает эта песня, в чем её сила? (Она призывает к борьбе против врага)

    Эта песня звучала по радио в начале Великой Отечественной войны.

    Он хитростью заманил врагов на хрупкий лёд Чудского озера, где почти всё вражеское войско было потоплено. Произошло это в 1242 году. Это сражение было названо «Ледовое побоище».

    8. Открытие новых знаний. Беседа (2 минуты)

    А о каких событиях нам рассказывают эти фотографии? Великая Отечественная война длилась 4 года, погибло около 30 млн. человек. Об этих событиях написано очень много песен. Самые большие испытания легли на плечи простых солдат. Сегодня мы познакомимся с одной из них.

    Песня «Баллада о солдате» композитор Василием Павловичем Соловьёвым-Седым, текст Михаил Матусовским в 1974 году.

    Давайте прочитаем слова этой песни. О чём в ней говорится?

    (В ней говорится о нелёгкой судьбе простых солдат. Песня- повествование, рассказ о событиях, которые происходили в жизни солдат каждый день, о тяготах, лишениях)

    9. Постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность учащихся  (1, 5 минуты)

    - Подумайте, какие музыкально-выразительные средства мог использовать композитор, создавая музыку для этой песни. 20 секунд на обсуждение

    1 группа определит динамику, темп.

    2 группа-эмоции и чувства

    3 группа-образы, которые должен донести автор до слушателей

    Давайте проверим, что у вас получилось. (Ребята выходят к доске по очереди и приклеивают слова).

    «Вставайте, люди русские»

    «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»

    Динамика,

    темп

    Громко

    быстро

    не очень громко

    умеренно

    Характер

    сурово

    тревожно

    Грустно

    Мужественно

    Образ

    Борьбы

    Усталости

    тревоги

    В чём сила

    песни?

    Призывает встать на защиту Родины

    Вызывает чувство сопереживания

    Повествует о судьбе солдат

    10. Корректировка (1,5 минуты)

    (Слайд) Теперь, давайте послушаем эту песню, определим совпали наши эмоционально-выразительные средства с авторскими. (Ответы ребят после слушания по группам, сравнение с оригиналом.)

    11. Открытие новых знаний (3 минуты)

    Современное время-мирное время. Мы можем с вами спокойно учиться, работать, мечтать, заниматься любимым делом.

    Но каждый год авторы сочиняют новые патриотическими песни. Песня называется «Защитники Отечества», написанная сёстрами Нежиными.

     Попробуйте по вступлению к песне догадаться о её музыкальных характеристиках.

    «Вставайте, люди русские»

    «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»

    Защитники Отечества

    Динамика,

    темп

    Громко

    быстро

    не очень громко

    умеренно

    громко,

    быстро, в темпе марша

    Характер

    сурово

    тревожно

    ТРЕВОЖНО

    Радостно

    гордо

    ОБРАЗ

    БОРЬБЫ

    ВОЛНЕНИЯ

    ТРЕВОГИ

    ПОБЕДЫ,

    РАДОСТИ

    В чём сила песни?

    Призывает встать на защиту Родины

    Рассказывает о судьбе солдат

    Славит защитников

    Отечества

    Определяем музыкально-выразительные средства этой песни. (30 секунд)

    (Песня о празднике, на котором славят ветеранов, защитников Отечества). Какие чувства вызывает?

    Хлопки

    12. Итоги исследования. Итак, переходим к заключительному этапу нашего исследования. Давайте сделаем вывод.  Каждый из вас подумает над тем, в чём же сила патриотических песен 10 секунд. А теперь обсудите это в команде и выберете 2 ответа. Ещё 10 секунд. Отвечать будет участник 1

    Слайд.  В чём сила патриотических песен?

     Начиная со слов

    Мы считаем, что…

    Мы уверены, что…

    Мы убеждены в том, что…

    Призывают встать на защиту

    Поднимают воинский дух и настроение

    Славят защитников отечества

    Воспитывают любовь к Отечеству

    Повествуют о событиях

    Вдохновляют на подвиги           (3 минуты)

    Слова и музыка в военных песнях помогают почувствовать боль от невосполнимых потерь, которые несут войны, напоминают о том, что нужно помнить о тех страшных событиях и не допустить развязывание войны сейчас. (Выключить экран)

    13. Музыкально-творческая деятельность учащихся. Мотивация деятельности. (10 минут)

    (Хлопки) Слайд Послезавтра для наша страна будет отмечать большой праздник «День защитника Отечества». Предлагаю вам выучить первый куплет песни и принять участие в вокальном флешмобе. Кто знает, что такое флешмоб? Переводится как спонтанное действие, толпа. Что нам необходимо будет сделать? Выучим 1 куплет по фразам.

    Добавить какие-то выразительные элементы, которые бы украсили песню. Как можно исполнить мелодию? Хором, вдвоём, сольно.

    1-2 строчки выходит 1 группа,

    3-4 строчки 2 группа

    5-6 строчка 3 группа.

    7-8 строчки все хором.

    Припев: хлопки, потом махи сверху.

     Определяется готовность ребят к выступлению.

    14. Выступление 1 минута

    15. Рефлексия деятельности. 1 минута

    На стенах висят строчки из песен. Выберете те строчки, которые отражают вашу собственную деятельность на уроке. Определились? Теперь можете встать возле выбранных слов. Почему вы сделали этот выбор? Спасибо за урок! Всего доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в 4 классе по теме: "Музыка разных народов мира""

    Урок музыки в 4 классе            Тема полугодия: Между музыкой моего народа...

    Разработка мультимедийного урока по музыке в 4 классе по теме "Музыка Украины"

    Мультимедийная презентация, видео мамериалы по теме...

    урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

    урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

    Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

    Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

    Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню...»

    В конспекте обозначены технологии, которые используются на уроке.·         Технология развивающего обучения (ТРО)....

    Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Патетическая соната».

    На уроке применяются современные образовательные технологии:                Технология развивающего обучения (ТРО).·...

    Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «В интонации спрятан человек».

    ·         На уроке применяются современные образовательные технологии....