Рабочая программа по геометрии 9 класс, авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

 Петякшева Валентина Петровна

Рабочая программа по геометрии 9 класса содержит учебно - тематическое планирование, календарно - тематическое планирование и пояснительную записку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_9_a.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии. 9 класс. УМК Л.С.Атанасяна.                 Учитель математики МОУ СОШ №3 И.А.Павлова

                                                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

п. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

Обсуждено на методсовете                                                                                                  Утверждаю:

Протокол №                                                                                                                           ___________Касаткин А.А.

От «___» сентября 2015 года                                                                                         директор МБОУ «СОШ№5»

                                                                                                                         От «___» сентября 2015 года

Согласовано:

Зам.директора

_____________/Плотникова Н. А./

От «___» сентября 2015 года

                                            Рабочая программа по геометрии

                                                                                                                                     

 (9 А КЛАСС  68 ЧАСОВ)

                                                                                                                                          Составила Петякшева В.П. –  

                                                                                          учитель математики МБОУ «СОШ №5»

                                                                                    2015 – 2016 учебный год

                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии к УМК  для 7-9 классов (составитель Бурмистрова Т. А.– М: «Просвещение», 2009. – с. 37-42).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по геометрии для  9  класса  рассчитана на это же количество часов.

Цели изучения математики:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Отличительных особенностей  рабочей программы по сравнению с примерной нет. 

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Уровень обучения:  базовый.

Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ.  

Содержание обучения.

  1. Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника.  Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

  1. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

  1. Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

  1. Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

Требования к математической подготовке учащихся

В результате изучения геометрии ученик должен уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии.

1.  Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах.

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.  Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Литература

  1. Атанасян Л.С.  Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
  2. Бурмистрова Т.А. Геометрия.  7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
  3. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике.  М., «Дрофа», 2002.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
  2. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.-  2000. – № 2. – с.13-18.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» -2004 - № 14 - с.107-119.

Календарно-тематическое планирование

Учебный год:  2015/2016

Предмет: Геометрия,  9 А класс

Учитель: Паршина Ирина Сергеевна

Количество часов за год: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество контрольных работ:  а) за первое полугодие - 2;

                                                         б) за год – 5;

Количество лабораторных и других видов практических работ  - нет

Базовый учебник: Геометрия 7-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

Используемая учебно-методическая литература (учебники других авторов, сборники упражнений, поурочное планирование):

  • М.А.Иченская. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л.С.Атанасяна. Разрезные карточки. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Н.Ф.Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 9 класс: кн. для учителя. – М.: «ВАКО», 20067.
  • Г.И.Ковалева, Н.И.Мазурова. Геометрия 7-9 классы. Тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2008.

Тексты контрольных работ взяты из методической литературы:  Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т. А. – М.: Просвещение, 2009.

Планирование составлено в соответствии Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

ЗУН

Оборудование для демонстраций, лабораторных, практических работ

Дата планируемая

Примечания

 

Метод координат

10

 

 

 

 

1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Уметь разложить вектор по двум неколлинеарным векторам.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

2

Координаты вектора

1

координаты вектора, координаты суммы и разности двух векторов

Знать понятие координат вектора, координат разности и суммы двух векторов. Уметь решать простейшие задачи методом координат

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

3

Простейшие задачи в координатах.

1

Формула координат середины отрезка, формула расстояния между двумя точками

Уметь решать простейшие задачи в координатах, показать их применение в процессе решения задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

4

Простейшие задачи в координатах.

1

длина вектора

Уметь решать простейшие задачи в координатах, показать их применение в процессе решения задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

5

Уравнение окружности.

1

уравнение окружности

Знать уравнение окружности, уметь применять уравнение окружности при решении задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

6

Решение задач.

1

 

Сформировать навыки по решению задач методом координат

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

7

Уравнение прямой.

1

уравнение прямой

Знать уравнение прямой, уметь применять уравнение прямой при решении задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

8

Решение задач..

1

 

Уметь решать задачи по теме "Метод координат"

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

9

Решение задач..

1

 

Уметь решать задачи по теме "Метод координат"

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

10

Контрольная работа №1 по теме "Метод координат"

1

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме "Метод координат"

Контрольно-измерительный дифференцированный материал.

 

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника

11

 

 

 

 

11

Синус, косинус, тангенс  угла.

1

синус, косинус, тангенс и котангенс для углов, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

Знать понятия синуса, косинуса, тангенса  и котангенса, знать основное тригонометрическое тождество, формулы приведения.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

12

Синус, косинус, тангенс  угла.

1

формулы приведения

Совершенствовать навыки нахождения синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла. Уметь пользоваться основным тригонометрическим тождеством и находить координаты точек.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

13

Синус, косинус, тангенс  угла.

1

 

Уметь решать задачи, используя основное тригонометрическое тождество, формулы приведения.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

14

Теорема о площади треугольника.

1

теорема о площади треугольника

Уметь демонстрировать теоретические знания по теме "Теорема о площади треугольника", уметь решать задачи по теме "Площадь треугольника"

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

15

Теорема синусов

1

теорема синусов

Уметь демонстрировать теоретические знания по теме "Теорема синусов", уметь решать задачи по теме "Теорема синусов"

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

16

Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

Знать теорему косинусов, уметь решать задачи на ее применение

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

17

Решение треугольников.

1

теорема синусов и теорема косинусов

уметь решать задачи на использование теоремы синусов и теоремы косинусов

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

18

Скалярное произведение векторов.

1

угол между векторами, скалярное произведение двух векторов

Знать понятие "угол между векторами", понятия скалярного произведения векторов, скалярного квадрата вектора

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

19

Скалярное произведение векторов.

1

 

Знать свойства скалярного произведения двух векторов, уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

20

Решение задач

1

 

Уметь решать задачи на применение  скалярного произведения векторов.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

21

Контрольная работа № 3 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника".

1

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"

Контрольно-измерительный дифференцированный материал.

 

Длина окружности и площадь круга

12

 

 

 

 

22

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

правильный многоугольник, формула для вычисления угла правильного n-угольника, окружность, описанная около правильного многоугольника

Знать понятие правильного многоугольника, уметь применять формулу для вычисления угла правильного n-угольника в процессе решения задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

23

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

Уметь доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

24

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

Уметь решать задачи на применение указанных формул в процессе решения задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

25

Построение правильных многоугольников.

1

 

Уметь выполнять построения правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

26

Длина окружности.

1

длина окружности

Уметь решать задачи на применение формулы длины окружности.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

27

Длина окружности.

1

 

Уметь решать задачи на применение формулы длины окружности.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

28

Площадь круга.

1

формула площади круга

Уметь решать задачи на применение формулы площади круга.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

29

Площадь круга.

1

 

Уметь решать задачи на применение формулы площади круга.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

30

Площадь кругового сектора.

1

круговой сектор

Уметь решать задачи на применение формулы площади круга, площади кругового сектора.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

31

Решение задач.

1

 

Уметь решать задачи на применение формулы длины окружности, площади круга, площади кругового сектора.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

32

Решение задач.

1

 

Уметь решать задачи на применение формулы длины окружности, площади круга, площади кругового сектора.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

33

Контрольная работа №4 по теме "Длина окружности и площадь круга".

1

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме "Длина окружности и площадь круга".

Контрольно-измерительный дифференцированный материал.

 

Движения.

8

 

 

 

 

34

Понятие движения.

1

отображение плоскости на себя, движение.

Знать понятия отображения плоскости на себя, движения.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

35

Понятие движения.

1

свойства движений, осевая и центральная симметрии

Знать свойства движений, уметь применять свойства движений при решении задач.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

36

Понятие движения.

1

 

Иметь навыки решения задач на построение фигур при осевой и центральной симметриях.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

37

Параллельный перенос.

1

параллельный перенос

Знать определение параллельного переноса, уметь применять параллельный перенос при решении задач

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

38

Параллельный перенос.

1

поворот

Иметь представление о повороте, уметь осуществлять поворот фигуры.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

39

Параллельный перенос.

1

 

Иметь навыки решения задач на построение с использованием параллельного переноса и поворота.

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

40

Решение задач.

1

 

Уметь решать задачи с применением движений

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

41

Контрольная работа №5 по теме "Движение".

1

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме "Движение"

Контрольно-измерительный дифференцированный материал.

 

Повторение по теме " Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.

1

 

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по темам "Начальные геометрические сведения", "Параллельные прямые".

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

62

Повторение по теме "Треугольники".

1

 

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по темам "Треугольник".

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

63

Повторение по теме "Окружность".

1

 

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по теме  "Окружность".

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

64

Повторение по темам "Четырёхугольники", "Многоугольники".

1

 

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по темам "Четырехугольники", "Многоугольники".

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

65

Повторение по темам "Векторы", "Метод координат".

1

 

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по темам "Векторы", "Метод координат".

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

66

Повторение по темам "Векторы", "Метод координат".

1

 

Знать теоретический материал, уметь его обобщать и систематизировать, а также уметь решать задачи по темам "Векторы", "Метод координат".

Слайд-презентация, иллюстрация на доске.

 

67

Итоговый тест.

1

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по всем темам геометрии 7-9 класса.

Контрольно-измерительный дифференцированный материал.

 

68

Обобщающий урок.

1

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по всем темам геометрии 7-9 класса.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие

Пояснительная записка   Данная рабочая программа разработана на основе:·        Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ...

Рабочая программа по геометрии 9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе:·        Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ...

Рабочая программа по геометрии 10 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе:·        Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ...

Рабочая программа по геометрии 11 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе:·        Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ...