Рабочая программа по геометрии для 7 класса
календарно-тематическое планирование по геометрии (7 класс) на тему

Ирина Николаевна Ушакова

Рабочая программа по геометрии для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_7_klass.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

ГЕОМЕТРИИ

ДЛЯ 7 КЛАССА

Составила  учитель математики

Ушакова Ирина Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и приняты в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.

Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

Общая характеристика курса 

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: "Наглядная геометрия", "Геометрические фигуры", "Измерение геометрических величин", "Координаты", "Векторы", "Логика и множества", "Геометрия в человеческом развитии".

Материал, относящийся к линии "Наглядная геометрия" (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов "Геометрические фигуры" и "Измерение геометрических величин" нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развивать логическое мышление и показать применение свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач.

Материал, относящийся к содержательным линиям "Координаты" и "Векторы", в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии "Логика и множества" является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия "Геометрия в историческом развитии" предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Место предмета в учебном плане.

На изучение геометрии в 7 классе отводится по 2 ч в неделю. Всего 70 часов.

            Целью изучения курса геометрии в 7 классе  является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

Требования к уровню подготовки учащихся (предметные результаты (умения)).

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен:

  • распознавать на чертежах, рисунках и моделях основные фигуры (отрезки, лучи, прямые, треугольники, окружности, круги); различать виды углов (прямые, острые, тупые), виды треугольников (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные, равнобедренные, равносторонние);
  • овладеть практическими геометрическими навыками: изображать геометрические фигуры схематически; выполнять чертежи по условию задачи; измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины; измерять величину угла и строить угол заданной величины;
  • научиться решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки (построение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам; деление отрезка и угла пополам);
  • решать несложные задачи на вычисление и доказательство с использованием изученных свойств; проводить аргументацию в процессе решения задач.
  • существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Содержание программы по геометрии в 7 классе

Содержание тем учебного курса по геометрии в 7 классе

№ п/п

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Начальные геометрические сведения

11

1

2.

Треугольники

18

1

3.

Параллельные прямые

13

1

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

2

5.

Повторение

6

1

6.

Подготовка и защита проектов

2

Всего

70

6

1. Начальные геометрические сведения (11 ч).

       Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство  отрезков. Длина отрезка и её свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и её свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

       О с н о в н а я  ц е л ь – систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

       Знать – что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных и смежных углов.

       Уметь – изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые, обозначать их; сравнивать отрезки и углы, работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.

2. Треугольники (18 ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

О с н о в н а я  ц е л ь – сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Знать и доказывать – признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности.

Уметь – применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, биссектрисы, высоты; выполнять с помощью циркуля и линейки построения биссектрисы угла, отрезка равного данному; середины отрезка; прямую, перпендикулярную данной.

3. Параллельные прямые (13 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

О с н о в н а я   ц е л ь – дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.

Знать – формулировки  и доказательства теорем, выражающих признаки параллельности прямых; теоремы о свойствах углов при параллельных прямых и секущей.

Уметь – доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.  

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

О с н о в н а я  ц е л ь – расширить знания обучающихся о треугольниках.

Знать – теорему о сумме углов треугольника и её следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной и расстояния от точки до прямой.

Уметь – доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трём элементам.

5. Повторение. (6 ч)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных за курс геометрии 7 класса.

Календарно-тематическое планирование по геометрии в 7 классе

(всего 70 часов)

урока

пункта

Содержание учебного материала.

Рекомендуемый тип урока.

Дата урока

план

факт

Ι четверть (2 урока в неделю; 9 недель; 18 уроков за четверть)

Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 ч).

§ 1. Прямая и отрезок (1 ч).

1/1

1, 2

Прямая и отрезок

Изучение и закрепление новых знаний.

 

§ 2. Луч и угол (1 ч).

2/1

3, 4

Луч и угол

Изучение и закрепление новых знаний.

 

§ 3. Сравнение отрезков и углов (1 ч).

3/1

5, 6

Сравнение отрезков и углов

Изучение и закрепление новых знаний.

 

§ 4. Измерение отрезков (2 ч).

4/1

7, 8

Измерение отрезков

 

Изучение новых знаний.

 

5/2

Закрепление новых знаний.

 

§ 5. Измерение углов (1ч).

6/1

9, 10

Измерение углов

Изучение и закрепление новых знаний.

 

§ 6. Перпендикулярные прямые (5 ч).

7/1

11

Смежные и вертикальные углы

Изучение и закрепление новых знаний.

8/2

12, 13

Перпендикулярные прямые

Изучение новых знаний.

9/3

Закрепление новых знаний.

10/4

К.р. № 1. Начальные геометрические сведения

Контроль знаний.

11/5

Анализ контрольной работы

Комплексное применение новых знаний.

Глава 2. Треугольники (18 ч).

§ 1. Первый признак равенства треугольников (3 ч).

12/1

14

Треугольник

Изучение и закрепление новых знаний.

13/2

15

Первый признак равенства треугольников

Изучение и закрепление новых знаний.

14/3

Комплексное применение новых знаний.

§ 2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника (3 ч).

15/1

16, 17

Медианы, биссектрисы и высоты

Изучение и закрепление новых знаний.

16/2

18

Свойства равнобедренного треугольника

Изучение новых знаний.

17/3

Закрепление новых знаний.

§ 3. Второй и третий признаки равенства треугольников (4 ч).

18/1

19

Второй признак равенства треугольников

Изучение новых знаний.

ΙΙ четверть (2 урока в неделю; 7 недель; 14 уроков за четверть)

19/2

Решение задач

Закрепление новых знаний.

20/3

20

Третий признак равенства треугольников

Изучение новых знаний.

21/4

Закрепление новых знаний.

§ 4. Задачи на построение (8 ч).

22/1

21, 22

Окружность

Изучение и закрепление новых знаний.

23/2

23

Примеры задач на построение

Изучение новых знаний.

24/3

Закрепление новых знаний.

25/4

Решение задач на применение признаков равенства треугольников

Комплексное применение новых знаний.

26/5

Комплексное применение новых знаний.

27/6

Комплексное применение новых знаний.

28/7

К.р. № 2. Треугольники

Контроль знаний.

29/8

Анализ контрольной работы

Комплексное применение новых знаний.

Глава 3. Параллельные прямые (13 ч).

§ 1. Признаки параллельности двух прямых (4 ч).

30/1

24, 25

Признаки параллельности прямых

Изучение новых знаний.

31/2

Закрепление новых знаний.

32/3

26

Практические способы построения параллельных прямых

Изучение новых знаний.

ΙΙΙ четверть (2 урока в неделю; 10 недель; 20 уроков за четверть)

33/4

Решение задач на построение

Закрепление новых знаний.

§ 2. Аксиома параллельных прямых (9 ч).

34/1

27, 28

Аксиома параллельных прямых

Изучение новых знаний.

35/2

29

Свойства параллельных прямых

Изучение новых знаний.

36/3

Закрепление новых знаний.

37/4

Решение задач

Комплексное применение новых знаний.

38/5

Комплексное применение новых знаний.

39/6

Комплексное применение новых знаний.

40/7

Комплексное применение новых знаний.

41/8

К.р. № 3. Параллельные прямые

Контроль знаний.

42/9

Анализ контрольной работы

Комплексное применение новых знаний.

Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч).

§ 1. Сумма углов треугольника (2 ч).

43/1

30

Сумма углов треугольника

Изучение и закрепление новых знаний.

44/2

31

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники

Изучение и закрепление новых знаний.

§ 2. Соотношение между сторонами и углами треугольника (6 ч).

45/1

32

Соотношение между сторонами и углами треугольника

Изучение новых знаний.

46/2

Закрепление новых знаний.

47/3

33

Неравенство треугольника

Изучение новых знаний.

48/4

Закрепление новых знаний.

49/5

К.р. № 4. Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Контроль знаний.

50/6

Анализ контрольной работы

Комплексное применение новых знаний.

§ 3. Прямоугольные треугольники (4 ч).

51/1

34

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

Изучение новых знаний.

52/2

Закрепление новых знаний.

ΙV четверть (2 урока в неделю; 9 недель; 16 уроков за четверть)

53/3

35

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Изучение и закрепление новых знаний.

54/4

36

Уголковый отражатель

§ 4. Построение треугольника по трем элементам (8 ч). 

55/1

37

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

Изучение и закрепление новых знаний.

56/2

38

Построение треугольника по трем элементам

Изучение и закрепление новых знаний.

57/3

Комплексное применение новых знаний.

58/4

Комплексное применение новых знаний.

59/5

Комплексное применение новых знаний.

60/6

Комплексное применение новых знаний.

61/7

К.р. №5. Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам

Контроль знаний.

62/8

Анализ контрольной работы

Комплексное применение новых знаний.

Повторение (6 ч.)

63/1

Начальные геометрические сведения

Комплексное применение новых знаний.

64/2

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

Комплексное применение новых знаний.

65/3

Параллельные прямые

Комплексное применение новых знаний.

66/4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Комплексное применение новых знаний.

67/5

Задачи на построение

Комплексное применение новых знаний.

68/6

К.р. № 6. Итоговая

 Контроль знаний.

69, 70

Подготовка и защита проектов (2 ч)

Литература

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений/ - 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Бутузов В.Ф. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/В.Ф.Бутузов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Зив Б. Г. и др. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии, 7 класс – М.: «Просвещение», 2003.
  5. Мельникова Н.Б. Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы» /Н.Б.Мельникова, Г.А.Захарова. – М. :Издательство «Экзамен», 2013.
  6. Мельникова Н.Б. Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна, и др. «Геометрия. 7 – 9» / Н.Б. Мельникова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  7. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты к учебнику Л.С.Атанасяна и др. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...