рабочая программа по геометрии 8 класс(Муравин)
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Кравченко Ирина Андреевна

рабочая программа по геометрии 8 класс(Муравин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geometriya8klass.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

           

 Утверждаю

Директор Удельнинской гимназии

________________/Н.А. Арюлина/

                                                       ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

(базовый уровень)

8 А,Б,В класс

Составитель: Кравченко Ирина Андреевна,

учитель математики

 

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняха и И.И. Юдиной.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

ЦЕЛИ

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

 • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности.. мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически  некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;


4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

 
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;


7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 90°. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера. 

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.

 Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.

 Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на п равных частей, построение четвертого пропорционального отрезка.

Распределение учебных часов
по разделам программы
 

№ Темы

Название темы

Количество часов

1

Повторение курса геометрии 7 класса

2

2

Четырехугольники

14

3

Площадь

14

4

Подобные треугольники

19

5

Окружность

16

6

Повторение

3

          В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.


            На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:


• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

 
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

 
• формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
• совершенствование навыков решения задач на доказательство;
• отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
• расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.

В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.

Планируемые результаты изучения

курса геометрии в 8 классе

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения курса учащиеся должны:

 
знать:
• основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
• формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

 
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;


• изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;

 
• решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

 
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;


• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;


• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

 
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);


• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

• владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Календарно – тематическое планирование

Количество часов

всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Контрольных работ 6

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

(фактические сроки)

Повторение курса геометрии 7 класса. 2ч.

1.

Повторение. Решение задач.

01.09.2016-02.09.2016

2.

Повторение. Решение задач.

01.09.2016-02.09.2016

Четырехугольники. 14 ч.

3.

Многоугольники

05.09.2016 -09.09.2016

4.

Многоугольники

05.09.2016 -09.09.2016

5.

Параллелограмм

12.09.2016 – 16.09.2016

6.

Признаки параллелограмма

12.09.2016 – 16.09.2016

7.

Решение задач по теме «Параллелограмм»

19.09.2016 – 23.09.2016

8.

Трапеция

19.09.2016 – 23.09.2016

9.

Теорема Фалеса

26.09.2016 – 30.09.2016

10.

Задачи на построение «Деление отрезка на n равных частей»

26.09.2016 – 30.09.2016

11.

Прямоугольник

03.10.2016 – 07.10.2016

12.

Ромб. Квадрат.

03.10.2016 – 07.10.2016

13.

Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат».

10.10.2016 – 14.10.2016

14.

Осевая и центральная симметрия

10.10.2016 – 14.10.2016

15.

Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрия»

17.10.2016 – 21.10.2016

16.

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

17.10.2016 – 21.10.2016

Площадь. 14 ч.

17.

Площадь многоугольника

24.10.2016 – 28.10.2016

18.

Площадь прямоугольника

24.10.2016 – 28.10.2016

19.

Площадь параллелограмма

07.11.2016 – 11.11.2016

20.

Площадь треугольника

07.11.2016 – 11.11.2016

21.

Площадь треугольника

14.11.2016 – 18.11.2016

22.

Площадь трапеции

14.11.2016 – 18.11.2016

23.

Решение задач на вычисление площадей фигур

21.11.2016 – 25.11.2016

24.

Решение задач на вычисление площадей фигур.

21.11.2016 – 25.11.2016

25.

Теорема Пифагора.

28.11.2016 – 02.12.2016

26.

Теорема, обратная теореме Пифагора

28.11.2016 – 02.12.2016

27.

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

05.12.2016 – 09.12.2016

28.

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

05.12.2016 – 09.12.2016

29.

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

12.12.2016 – 16.12.2016

30.

Контрольная работа №2 по теме: «Площадь»

12.12.2016 – 16.12.2016

Подобные треугольники. 19ч.

31.

Определение подобных треугольников

19.12.2016 – 23.12.2016

32.

Отношение площадей подобных треугольников

19.12.2016 – 23.12.2016

33.

Первый признак подобия треугольников

26.12.2016 – 30.12.2016

34.

Второй и третий признаки подобия треугольников

26.12.2016 – 30.12.2016

35.

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

11.01.2017 – 13.01.2017

36.

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

11.01.2017 – 13.01.2017

37.

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

16.01.2017 – 20.01.2017

38.

Средняя линия треугольника

16.01.2017 – 20.01.2017

39.

Свойство медиан треугольника

23.01.2017 – 27.01.2017

40.

Пропорциональные отрезки

23.01.2017 – 27.01.2017

41.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

30.01.2017 – 03.02.2017

42.

Измерительные работы на местности

30.01.2017 – 03.02.2017

43.

Задачи на построение методом подобия

06.02.2017 – 10.02.2017

44.

Задачи на построение методом подобия

06.02.2017 – 10.02.2017

45.

Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике.

13.02.2017 – 17.02.2017

46.

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30, 45 и 60

13.02.2017 – 17.02.2017

47.

Соотношение между сторонами и углами в треугольнике

20.02.2017 – 24.02.2017

48.

Решение задач.

20.02.2017 – 24.02.2017

49.

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами в треугольнике»

27.02.2017 – 03.03.2017

Окружность 16ч.

50.

Взаимное расположение прямой и окружности

27.02.2017 – 03.03.2017

51.

Касательная к окружности

06.03.2017 – 10.03.2017

52.

Касательная к окружности

06.03.2017 – 10.03.2017

53.

Градусная мера дуги окружности

13.03.2017 – 17.03.2017

54.

Теорема о вписанном угле

13.03.2017 – 17.03.2017

55.

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

20.03.2017 – 25.03.2017

56.

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

20.03.2017 – 25.03.2017

57.

Свойство биссектрисы угла

03.04.2017 – 07.04.2017

58.

Серединный перпендикуляр

03.04.2017 – 07.04.2017

59.

Теорема о точке пересечения высот треугольника

10.04.2017 – 14.04.2017

60.

Вписанная окружность

10.04.2017 – 14.04.2017

61.

Свойство описанного четырехугольника

17.04.2017 – 21.04.2017

62.

Описанная окружность

17.04.2017 – 21.04.2017

63.

Свойство вписанного четырехугольника

24.04.2017 – 28.04.2017

64.

Решение задач по теме «Свойства вписанного и описанного четырехугольниках»

24.04.2017

28.04.2017

65.

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

03.05.2017 – 05.05.2017

Итоговое повторение 3ч.

66.

Повторение. Четырехугольники. Площади.

03.05.2017 – 05.05.2017

67.

Повторение. Подобные треугольники. Окружность.

10.05.2017 – 12.05.2017

68.

Итоговая контрольная работа

10.05.2017 – 12.05.2017

Итого 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...