Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс) на тему

Зваричук Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов УМК: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_geometriya_7_-9_klass.docx113.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано:

с заместителем директора по УВР

______________ / Г. М. Меньшикова /

«     » сентября 2016г.

Утверждено:

Директор МБОУ «ОСОШ №1»

  ___________    /С. И. Жаворонков/

Приказ №      от «   » сентября  2016г.        

Рабочая программа

по геометрии

для  7 – 9 классов

на 2016 – 2019учебные годы

Учитель: Зваричук Татьяна Анатольевна

I квалификационная категория

п.Октябрьский, 2016

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования по математике:

  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
  • Норм Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • Сборника нормативных документов. Математика / Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАОА. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, Составитель — Е. С. Савинов./ М.: «Просвещение», 2012;
  • Примерной программы по курсу геометрии (7 – 9 классы), созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной  А.Г.Мерзляком, В.Б.Полонским, М.С.Якиром, Д.А. Номировским, включенных в систему «Алгоримт успеха» (М.: Вентана-Граф, 2014) и обеспечена УМК для 7-9-го классов «Геометрия – 7», «Геометрия – 8» и «Геометрия – 9»/  А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/М.: Вентана-Граф, 2014.

В данных документах учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

В основу настоящей программы положено Фундаментальное ядро содержания общего образования, требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются домирующие идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуютформированию ключевой компетентности – умения учиться.

В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.

Практическая значимость школьного курса геометрии 7 – 9 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные  отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и т.д.).

Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важнымфакторомявляется формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение геометрии даёт возможностьшкольникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать  у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития геометрии  как науки формирует у учащихся представление о геометрии как о части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями  на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, предлагается алгоритм  или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

Для реализации программы используется следующийучебно-  методический комплекс

  1. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015. № в Федеральном перечне учебников 1.2.3.3.5.1
  2. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2013.
  3. Геометрия: 7 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015.
  4. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015. № в Федеральном перечне учебников 1.2.3.3.5.2
  5. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015
  6. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2013.
  7. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф, 2015№ в Федеральном перечне учебников 1.2.3.3.5.1

  1.  Геометрия: 9 класс : дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф. Геометрия: 9 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана-Граф. ,2015

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

            2) в метапредметном направлении:

  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

            3) в предметном направлении:

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В организации  учебно – воспитательного  процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения. Важным условием правильной организации этого процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.

          Целью изучения курса математике в 7 - 9 классах является развитие вычислительных умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования задач, осуществление функциональной подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать практические задачи.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Таблица 1. Приоритетные формы и  методы

работы с обучающимися.

Формы учебных занятий

- урок открытия новых знаний

- урок – практикум по решению задач

- урок – исследование

- урок – экскурсия

- урок – конференция

- урок – семинар

Методы обучения

- проблемно – диалогический

- исследовательский

- поисковый

- проектно-исследовательский

- наглядно – иллюстративный

В основу организации работы по освоению курса физики обучающимися положен системно - деятельностный подход. Однако, для реализации его принципов планируется использование следующих педагогических технологий:

- технология развития критического мышления;

- технология проектно-исследовательской деятельности;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающая технология;

- кейс - технология.

-тьюторские технологии

- технология едеятельностного метода

Таблица 2. Приоритетные формы и виды контроля.

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

- проверочная работа

- самостоятельная работа

- диктант

- тестирование

- работа с кроссвордом

- тематическое тестирование

- тематическая контрольная работа

- тематическая кратковременная контрольная работа

- тематический зачёт в устной форме

- итоговая (по результатам учебного года) дифференцированная контрольная работа

Сроки реализации данной программы  с сентября 2016 года по май 2019года.

Раздел2 .Описание места учебного предмета, курса  в учебном плане.

Классы, в которых изучается предмет в среднем звене

7 – 9

Количество часов для изучения предмета в классах

68

Количество учебных недель

34

Недельная нагрузка по учебному предмету

2 часа

Количество контрольных работ в 7 классе

5

Количество контрольных работ в 8 классе

7

Количество контрольных работ в 9 классе

6


Раздел3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Поурочное планирование по геометрии в 7 классе

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

Глава I.  Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов)

Точки и прямые

1

Проектор,

презентация

Приводить примеры геометрических фигур.Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.

Формулировать:
определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;
свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.
Классифицировать углы.
Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальныхуглов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).
Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.
Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.
Пояснять, что такое аксиома, определение.

Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения

Точки и прямые

1

Отрезоки его длина

1

Проектор,

презентация

Отрезоки его длина

1

Отрезоки его длина

1

Луч. Угол.Измерение углов

1

Проектор,

презентация

Луч. Угол.Измерение углов

1

Луч. Угол.Измерение углов

1

Смежные и вертикальные углы

1

Проектор,презентация.

Смежные и вертикальные углы

1

Смежные и вертикальные углы

1

Перпендикулярные прямые

1

Аксиомы

1

Повторение и систематизация учебного материала.

1

Раздаточный        

материал

Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства »

1

Раздаточный материал.

Глава II.Треугольники (18 часов)

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

Проектор, презентация.

Тренажёры для устного счёта.

Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.
Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.
Классифицировать треугольники по сторонам и углам.
Формулировать:
определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;
свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;
признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.
Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.
Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.

Решать задачи на вычисление и доказательство.

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Проектор, презентация.

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Тренажёры для устного счёта.

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Первый и второй признаки равенства треугольников

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Проектор, презентация.

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Тренажёры для устного счёта.

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Равнобедренный треугольник и его свойства

1

Признаки равнобедренного треугольника

1

Проектор,презентация.

Раздаточный материал.

Признаки равнобедренного треугольника

1

Третий признак равенстватреугольников

1

Проектор,презентация.

Третий признак равенстватреугольников

1

Раздаточный материал.

Теоремы

1

Проектор,презентация.

Раздаточный материал.

Повторение и систематизация учебного материала.

1

Контрольная  работа № 2 по теме: «Треугольники»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава III.Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч)

Параллельные прямые

1

Проектор,презентация.

Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые.

Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.Формулировать определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;

свойства: параллельных прямых; углов, образованныхпри пересечении параллельных прямых секущей; суммы углов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство папаллельных прямых;

признаки: параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.

Доказывать:  теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.

Решать задачи на вычисление и доказательство.

Признаки параллельности прямых

1

Тренажёры для устного счёта.

Признаки параллельности прямых

1

Свойства параллельных прямых

1

Проектор,презентация.

Свойства параллельных прямых

1

Раздаточный материал.

Свойства параллельных прямых

1

Сумма углов треугольника

1

Проектор,презентация.

Сумма углов треугольника

1

Сумма углов треугольника

1

Тренажёры для устного счёта.

Сумма углов треугольника

1

Раздаточный материал.

Прямоугольный треугольник

1

Проектор,презентация.

Прямоугольный треугольник

1

Раздаточный материал.

Свойства прямоугольного треугольника

1

Проектор,презентация.

Свойства прямоугольного треугольника

1

Тренажёры для устного счёта.

Повторение и систематизация учебного материала.

1

Раздаточный материал.

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника».

Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Геометрическое место точек. Окружность и круг.

1

Проектор,презентация.

Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.

Изображать на рисунках окружность и её элементы;касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой. ;
Формулировать определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, окружности, вписанной в треугольник;

свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника;точки пересечения биссектрис углов треугольника;

признаки касательной.

Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной..

Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построениетреугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ.

Строить треугольник по трем сторонам.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение.

Геометрическое место точек. Окружность и круг.

1

Раздаточный материал.

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

1

Проектор,презентация.

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

1

Раздаточный материал.

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности.

1

Описанная и вписанная окружности треугольнника

1

Проектор,презентация.

Описанная и вписанная окружности треугольнника

1

Раздаточный материал.

Описанная и вписанная окружности треугольнника

1

Раздаточный материал.

Задачи на построение

1

Проектор,презентация. Раздаточный материал.

Задачи на построение

1

Задачи на построение

1

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

Проектор,презентация.

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

Раздаточный материал.

Метод геометрических мест точек в задачах на построение

1

Повторение и систематизация учебного материала.

1

Раздаточный материал.

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными».

Контрольная работа № 4 по теме  «Окружность и круг. Геометрические построения»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Упражнения для повторения курса 7 класса

1

Раздаточный материал.

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения за 7 класс. Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Упражнения для повторения курса 7 класса

1

Раздаточный материал.

Итоговая контрольная работа №5

1

Раздаточный материал.

Поурочное планирование по геометрии в 8 классе

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Глава I.Четырехугольники.  (22 часа)

Четырёхугольник и его элементы

1

Проектор,презентация. Тренажёры для устного счёта.

Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.

Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.

Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.

Формулировать:


определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;

свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;

признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач

Четырёхугольник и его элементы

1

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

1

Проектор,презентация.

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

1

Раздаточный  материал.

Признаки параллелограмма

1

Проектор,презентация

Признаки параллелограмма

1

Раздаточный  материал

Прямоугольник

1

Проектор,презентация. Раздаточный  материал

Прямоугольник

1

Ромб

1

Проектор,презентация. Раздаточный  материал

Ромб

1

Квадрат

1

Проектор,презентация.  

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники»

1

Раздаточный  материал

Средняя линия треугольника

1

Проектор,презентация.

Трапеция

1

Проектор,презентация.

Трапеция

1

Раздаточный материал.

Трапеция

1

Проектор,презентация.

Тренажёры для устного счёта.

Трапеция

1

Центральные и вписанные углы

1

Проектор,презентация. Раздаточный  материал

Центральные и вписанные углы

1

Вписанные и описанные четырёхугольники

1

Проектор,презентация. Тренажёры для устного счёта.

Вписанные и описанные четырёхугольники

1

Раздаточный  материал

Контрольная работа № 2 по теме: «Свойства и признаки четырехугольников»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава II . Подобие треугольников. (16 часов)

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

1

Проектор,презентация.

Формулировать:
определение подобных треугольников;
свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.

Доказывать:
теоремы:
 Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника;

свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

1

Раздаточный материал. Тренажёры для устного счёта.

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

1

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

1

Проектор,презентация.

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

1

Раздаточный материал. Тренажёры для устного счёта

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

1

Подобные треугольники

1

Проектор,презентация..

Первый признак подобия треугольников

1

Проектор,презентация.

Первый признак подобия треугольников

1

Проектор,презентация.

Первый признак подобия треугольников

1

Раздаточный материал.

Первый признак подобия треугольников

1

Проектор,презентация.

Первый признак подобия треугольников

1

Раздаточный материал.

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

Проектор,презентация

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

Раздаточный материал. Тренажёры для устного счёта

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава III.Решение прямоугольных треугольников. (14 часов)

§18, №602,606,609,613

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

1

Проектор,презентация.

Формулировать:
определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника;
свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.
Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.
Решать прямоугольные треугольники.
Доказывать:
теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;
формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Теорема Пифагора

1

Проектор,презентация. Раздаточный  материал

Теорема Пифагора

1

Раздаточный материал.

Теорема Пифагора

1

Проектор,презентация.

Теорема Пифагора

1

Теорема Пифагора

1

Контрольная работа № 4 по теме  «Теорема Пифагора»

1

Раздаточный материал.

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

1

Проектор,презентация.

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

1

Тренажёры для устного счёта.

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

1

Раздаточный материал.

Решение прямоугольных треугольников

1

Проектор,презентация.

Решение прямоугольных треугольников

1

Раздаточный  материал

Решение прямоугольных треугольников

Контрольная работа № 5 по теме  «Решение прямоугольных треугольников»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава IV.Многоугольники. Площадь многоугольника. (10 часов)

Многоугольники

1

Проектор, презентация. Раздаточный  материал

Пояснять, что такое площадь многоугольника.
Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Формулировать:
определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;
основные свойства площади многоугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Понятие площади
многоугольника.

Площадь прямоугольника

1

Проектор, презентация. Раздаточный  материал

Площадь параллелограмма

1

Площадь параллелограмма

1

Площадь треугольника

1

Проектор,презентация. Раздаточный  материал

Площадь треугольника

1

Площадь трапеции

1

Проектор,презентация. Раздаточный  материал

Площадь трапеции

1

Площадь трапеции

1

Контрольная работа № 6 по теме  «Многоугольники»

1

Раздаточный  материал

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Повторение и систематизация учебного материала.  (6часов)

Упражнения для повторения курса 8 класса

1

ДМ

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения за 8 класс.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Упражнения для повторения курса 8 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 8 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 8 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 8 класса

1

ДМ

Итоговая контрольная работа №7

1

Раздаточный материал.

Поурочное планирование по геометрии в 9 классе

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Глава I.Решение треугольников.  (16 часов)

Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°

1

Проектор,презентация. Тренажёры для устного счёта.

Формулировать:
определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла от 0° до 180°;
свойство связи длин диагоналей и сторон параллелограмма.

Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций.

Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов, о площади описанного многоугольника.

Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°

1

Теорема косинусов

1

Проектор,презентация.

Теорема косинусов

1

Раздаточный  материал.

Теорема косинусов

1

Теорема синусов

1

Проектор,презентация.

Теорема синусов

1

Раздаточный  материал

Теорема синусов

1

Решение треугольников

1

Проектор,презентация.

Решение треугольников

1

Решение треугольников

1

 Раздаточный  материал  

Формулы для нахождения площади треугольника

1

Проектор,презентация.

Формулы для нахождения площади треугольника

1

Раздаточный  материал

Формулы для нахождения площади треугольника

1

Раздаточный        

материал

Формулы для нахождения площади треугольника

1

Контрольная работа № 1 по теме «Решение треугольников»

1

Раздаточный        

материал

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава II . Правильные многоугольники. (8 часов)

Правильные многоугольники и их свойства

1

Проектор,презентация.

Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга.
Формулировать:
определение правильного многоугольника;
свойства правильного многоугольника.
Доказывать свойства правильных многоугольников.
Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга.
Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника.
Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Правильные многоугольники и их свойства

1

Раздаточный материал. Тренажёры для устного счёта.

Правильные многоугольники и их свойства

1

Правильные многоугольники и их свойства

1

Раздаточный материал.

Длина окружности. Площадь круга

1

Проектор,презентация. Тренажёры для устного счёта

Длина окружности. Площадь круга

1

Длина окружности. Площадь круга

1

Контрольная работа № 2 по теме: «Правильные многоугольники»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава III.Декартовы координаты на плоскости. (11 часов)

§18, №602,606,609,613

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

1

Проектор,презентация.

Описывать прямоугольную систему координат.

Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых.

Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка.

Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом.

Доказывать необходимое и достаточное условие параллельности двух прямых.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

1

Тренажёры для устного счёта.

Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка

1

Раздаточный материал.

Уравнение фигуры. Уравнение окружности

1

Проектор,презентация.

Уравнение фигуры. Уравнение окружности

1

Раздаточный материал.

Уравнение фигуры. Уравнение окружности

1

Уравнение прямой

1

Проектор,презентация.

Уравнение прямой

1

Тренажёры для устного счёта.

Угловой коэффициент прямой

1

Проектор,презентация.

Угловой коэффициент прямой

1

Раздаточный материал.

Контрольная работа № 3 по теме: «Декартовы координаты на плоскости»

1

Раздаточный материал

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава IV.Векторы. (12 часов)

Понятие вектора

1

Проектор,презентация.

Описыватьпонятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора.
Формулировать:
определения: модуля вектора, коллинеарных векторов, равных векторов, координат вектора, суммы векторов, разности векторов, противоположных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов;
свойства: равных векторов, координат равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора разности двух векторов, коллинеарных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов.
Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности.
Находить косинус угла между двумя векторами.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Понятие вектора

1

Раздаточный материал.

Координаты вектора

1

Проектор,презентация.

Сложение и вычитание векторов

1

Проектор,презентация.

Сложение и вычитание векторов

1

Раздаточный материал.

Умножение вектора на число

1

Проектор,презентация.

Умножение вектора на число

1

Раздаточный материал.

Умножение вектора на число

1

Раздаточный материал.

Скалярное произведение векторов

1

Проектор,презентация.

Скалярное произведение векторов

1

Раздаточный материал.

Скалярное произведение векторов

1

Раздаточный материал.

Контрольная работа № 4 по теме: «Векторы»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Глава V.Геометрические преобразования. (13 часов)

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос

1

Проектор,презентация.

Приводить примеры преобразования фигур.

Описывать преобразования фигур: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, гомотетия, подобие.

Формулировать:
определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии; подобных фигур;
свойства: движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии.

Доказывать теоремы: о свойствах параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, об отношении площадей подобных треугольников.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос

1

Раздаточный материал.

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос

1

Раздаточный материал.

Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос

1

Раздаточный материал.

Осевая и центральная симметрии. Поворот

1

Проектор,презентация.

Осевая и центральная симметрии. Поворот

1

Раздаточный материал.

Осевая и центральная симметрии. Поворот

1

Раздаточный материал.

Осевая и центральная симметрии. Поворот

1

Раздаточный материал.

Гомотетия. Подобие фигур

1

Проектор,презентация.

Гомотетия. Подобие фигур

1

Раздаточный материал.

Гомотетия. Подобие фигур

1

Раздаточный материал.

Гомотетия. Подобие фигур

1

Раздаточный материал.

Контрольная работа № 5 по теме: «Геометрические преобразования»

1

Раздаточный материал.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Повторение и систематизация учебного материала.  (8 ч.)

Упражнения для повторения курса 9 класса

1

ДМ

Обобщить приобретенные знания, навыки и умения за 9  класс.

Научиться применять  приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности.

Упражнения для повторения курса 9 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 9 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 9 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 9 класса

1

ДМ

Упражнения для повторения курса 9

класса

1

ДМ

Итоговая контрольная работа №6

1

Раздаточный материал.


Раздел 4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащися личностных ,метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Математика» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями  развития  средствами предмета.

7–9 классы

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.

Средством достижения этих результатов является:

  • система заданий учебников;
  • представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
  • использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.

Метапредметныерезультаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя нолвые задания в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, опеределятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)  делать выводы;
  5. умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
  6. компетентностьв области использования информационно-коммуникационных технологий;
  7. первоначальные предстваления  об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
  8. умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  9. умение находить в различных источниках информации, необходимую для решения математических проблем,  и предствалять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятной информации;
  10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.)дляиллюстрации, интерпритации, аргументации;
  11. умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
  12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  1. осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
  2. представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. развитие умений работать с учебником математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической технологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  5. систематические знания о фигурах и их свойствах;
  6. практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
  • проводить практические расчеты.

Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной

жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования

на базовом уровне)

Геометрические фигуры

- Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

-извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную

на чертежах в явном виде;

-применять для решения задач геометрические факты, если условия

их применения заданы в явной форме;

- решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам

или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:88

-использовать свойства геометрических фигур для решения типовых

задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического

содержания.

Отношения

Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные

фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых,

перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр,

наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 использовать отношения для решения простейших задач,

возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

 Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью

инструментов для измерений длин и углов;

применять формулы периметра, площади и объема, площади

поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные

имеются в условии;

 применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические

соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших

случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях,

площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях

в повседневной жизни.

Геометрические построения

 Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от

руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 выполнять простейшие построения на местности, необходимые в

реальной жизни.89

Геометрические преобразования

 Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и

точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

распознавать движение объектов в окружающем мире;

 распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

 Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов,

произведение вектора на число, координаты на плоскости;

 определять приближенно координаты точки по ее изображению на

координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

использовать векторы для решения простейших задач на

определение скорости относительного движения.

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для

обеспечения возможности успешного продолжения образования на

базовом и углубленном уровнях

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 оценивать вероятность реальных событий и явлений.

Геометрические фигуры

 Оперировать понятиями геометрических фигур;

извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о

геометрических фигурах, представленную на чертежах;

применять геометрические факты для решения задач, в том числе,

предполагающих несколько шагов решения;

 формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

 доказывать геометрические утверждения;

владеть стандартной классификацией плоских фигур

(треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 использовать свойства геометрических фигур для решения задач

практического характера и задач из смежных дисциплин.98

Отношения

Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры,

равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность

прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие

фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

 применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных

отрезках при решении задач;

 характеризовать взаимное расположение прямой и окружности,

двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

использовать отношения для решения задач, возникающих в

реальной жизни.

Измерения и вычисления

 Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как

величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при

решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а

требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул

длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур

(окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами,

применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных

случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и

равносоставленности;

- проводить простые вычисления на объемных телах;

- формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и

решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- проводить вычисления на местности;

- применять формулы при вычислениях в смежных учебных

предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

-Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному

описанию;

- свободно оперировать чертежными инструментами в несложных

случаях,

- выполнять построения треугольников, применять отдельные

методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие

исследования числа решений;

- изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью

простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в

реальной жизни;

- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

- Оперировать понятием движения и преобразования подобия,

владеть приемами построения фигур с использованием движений и

преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в

смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;

- строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами

подобия для обоснования свойств фигур;

- применять свойства движений для проведения простейших

обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- применять свойства движений и применять подобие для

построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

- Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов,

произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное

произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;100

- выполнять действия над векторами (сложение, вычитание,

умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в

простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора

на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться

формулой вычисления расстояния между точками по известным

координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;

- применять векторы и координаты для решения геометрических

задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- использовать понятия векторов и координат для решения задач по

физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

-Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие

математики и иных научных областей;

- понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

- Используя изученные методы, проводить доказательство,

выполнять опровержение;

- выбирать изученные методы и их комбинации для решения

математических задач;

- использовать математические знания для описания

закономерностей в окружающей действительности и произведениях

искусства;

- применять простейшие программные средства и электронно-

коммуникационные системы при решении математических задач.

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для успешного

продолжения образования на углубленном уровне

Геометрические построения

-Оперировать понятием набора элементов, определяющих

геометрическую фигуру,

- владеть набором методов построений циркулем и линейкой;111

- проводить анализ и реализовывать этапы решения задач на

построение.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- выполнять построения на местности;

- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

- Оперировать движениями и преобразованиями как метапредметными

понятиями;

- оперировать понятием движения и преобразования подобия для

обоснований, свободно владеть приемами построения фигур с помощью

движений и преобразования подобия, а также комбинациями движений,

движений и преобразований;

- использовать свойства движений и преобразований для проведения

обоснования и доказательства утверждений в геометрии и других учебных

предметах;

- пользоваться свойствами движений и преобразований при решении

задач.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

- применять свойства движений и применять подобие для построений

и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

- Свободно оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов,

произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты

на плоскости, координаты вектора;

- владеть векторным и координатным методом на плоскости для

решения задач на вычисление и доказательства;

- выполнять с помощью векторов и координат доказательство

известных ему геометрических фактов (свойства средних линий, теорем о

замечательных точках и т.п.) и получать новые свойства известных фигур;112

- использовать уравнения фигур для решения задач и самостоятельно

составлять уравнения отдельных плоских фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

-использовать понятия векторов и координат для решения задач по

физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

- Понимать математику как строго организованную систему научных

знаний, в частности владеть представлениями об аксиоматическом построении

геометрии и первичными представлениями о неевклидовых геометриях;

-рассматривать математику в контексте истории развития

цивилизации и истории развития науки, понимать роль математики в развитии

России.

Методы математики

-Владеть знаниями о различных методах обоснования и

опровержения математических утверждений и самостоятельно применять их;

- владеть навыками анализа условия задачи и определения

подходящих для решения задач изученных методов или их комбинаций;

-характеризовать произведения искусства с учетом математических

закономерностей в природе, использовать математические закономерности в

самостоятельном творчестве.

Контрольно-измерительные материалы составлены на основе материалов

Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский  Геометрия

 Методическое пособие 7 класс Москва Издательский центр «Вентана-Граф, 2015

        

Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский  Геометрия

 Методическое пособие 8 класс Москва Издательский центр «Вентана-Граф, 2015

Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский  Геометрия

 Методическое пособие 9 класс Москва Издательский центр «Вентана-Граф, 2015

Приложения к программе

Общая характеристика учебного предмета «Геометрия»

Содержание курса геометрии в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Геометрия в историческом развитии».

           Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира.            

           Главная цель данного раздела — развить у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.

          Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.

          Содержание разделов «Координаты», «Векторы» расширяет и углубляет представления учащихся о методе координат, развивает умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач, а также задач смежных дисциплин.

          Раздел «Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала как сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

V.Содержание учебного предмета «Геометрия»

7 – 9 классов

Простейшие геометрические фигуры

Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.

Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники

Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Точки пересечения медиан, биссектрис, высот треугольника, серединных перпендикуляров сторон треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов.

Четырёхугольники. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Геометрические построения

Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности и её свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и признаки. Вписанные и описанные многоугольники.

Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ.

Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.

Измерение геометрических величин

Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Периметр многоугольника.

Длина окружности. Длина дуги окружности.

Градусная мера угла. Величина вписанного угла.

Понятия площади многоугольника. Равновеликие фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Понятие площади круга. Площадь сектора. Отношение площадей подобных фигур.

Декартовые координаты на плоскости

Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнения окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.

Векторы

Понятие вектора. Модуль (длина) вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.

Геометрические преобразования

Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.

Элементы логики

Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное условия. Употребление логических связок если...,  то ..., тогда и только тогда.

Геометрия в историческом развитии

Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Тригонометрия — наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея координат.

Н.И. Лобачевский. Л. Эйлер. Фалес. Пифагор.

  • 7 класс:

1.        Простейшие геометрические фигуры и их свойства

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В        данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики  1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия  равенства  геометрических  фигур  на  основе  наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Контрольных работ: 1

2.        Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Контрольных работ: 1

3.        Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Контрольных работ: 1

4.        Окружность и круг. Геометрические построения.

Сумма углов треугольника.  Соотношение между сторонамии углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Контрольных работ: 1

5.        Обобщение и систематизация знаний учащихся

Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.

Контрольных работ: 1

  • 8 класс:

1.        Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырехугольники Осевая и центральная симметрии.

Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Контрольных работ: 2

2.        Подобие треугольников

Подобные треугольники. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Свойства медианы, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей

Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

Контрольных работ: 1

3.        Решение прямоугольных треугольников

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометричекие функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

Основная цель: вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника и свойства,,,,,,,,,,,,,,,,,,, выражающие метрические соотношения в прямоугольном  треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Запись и вывод тригонометрических формул, выражающих связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла, значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°, а также введение основного тригонометрического тождества.  Применение всего изученного к решению прямоугольных треугольников и к решению задач.

Контрольных работ: 2

4.        Многоугольники. Площадь многоугольника

Понятия многоугольника, равновеликих многоугольников  и площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции..

Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники. Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Доказательство теоремы о сумме углов выпуклого п-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника и площади трапеции. Применение изченных определений, теорем и формул к решению задач.

Контрольных работ: 1

5.        Повторение. Решение задач

Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 8 классе.

Контрольных работ: 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса

учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...

Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс):    основное общее образование...