рабочая программа по геометрии 10 кл к Атанасяну
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Ахмедова Людмила Мюгюдиновна

рабочая программа по геометрии  10 кл к Атанасяну

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа составлена  на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  утвержденный  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  6. Учебный план РМЛИДОД на 2016-2017 учебный год.
  7. Программа для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы (к учебному комплекту по геометрии для 10 - 11 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2009.

  Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

  • изучение свойств пространственных тел;
  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По базисному учебному плану для образовательных учреждений для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится 68 ч (2 часа в неделю).

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

РАЗДЕЛ

ЧАСЫ

КР

Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия

5

0

Параллельность прямых и плоскостей

19

2

Перпендикулярность прямых и плоскостей

20

1

Многогранники

12

1

Векторы в пространстве

7

1

Повторение курса геометрии 10 класса

5

1

Всего

68

6

4 .   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения геометрии в 10 классе ученик должен знать и уметь:

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях,  площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
  • строить сечения многогранников;
  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления  площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Введение (аксиомы стереометрии и их следствия).

Представление раздела геометрии – стереометрии. Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их следствия. Многогранники: куб, параллелепипед, прямоугольный параллелепипед, призма, прямая призма, правильная призма, пирамида, правильная пирамида. Моделирование многогранников из разверток и с помощью геометрического конструктора.

Цель: ознакомить учащихся с основными свойствами и способами задания плоскости на базе групп аксиом стереометрии и их следствий.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, познакомить с основными пространственными фигурами и моделированием многогранников.

Особенностью учебника является раннее введение основных пространственных фигур, в том числе, многогранников. Даются несколько способов изготовления моделей многогранников из разверток и геометрического конструктора. Моделирование многогранников служит важным фактором развития пространственных представлений учащихся.

2. Параллельность прямых и плоскостей.

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве. Классификация взаимного расположения двух прямых в пространстве. Признак скрещивающихся прямых. Параллельность прямой и плоскости в пространстве. Классификация взаимного расположения прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Параллельность двух плоскостей. Классификация взаимного расположения двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Признаки параллельности двух прямых в пространстве.

Цель: дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятии параллельности и о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, систематически изучить свойства параллельных прямых и плоскостей, познакомить с понятиями вектора, параллельного переноса, параллельного проектирования и научить изображать пространственные фигуры на плоскости в параллельной проекции.

В данной теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельных прямых. Большую помощь при иллюстрации свойств параллельности и при решении задач могут оказать модели многогранников.

Здесь же учащиеся знакомятся с методом изображения пространственных фигур, основанном на параллельном проектировании, получают необходимые практические навыки по изображению пространственных фигур на плоскости. Для углубленного изучения могут служить задачи на построение сечений многогранников плоскостью.

3. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного  угла. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности  двух плоскостей. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями.

Цель: дать учащимся систематические знания о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, систематически изучить свойства перпендикулярных прямых и плоскостей, познакомить с понятием центрального проектирования и научить изображать пространственные фигуры на плоскости в центральной проекции.

В данной теме обобщаются известные из планиметрии сведения о перпендикулярных прямых. Большую помощь при иллюстрации свойств перпендикулярности и при решении задач могут оказать модели многогранников.

В качестве дополнительного материала учащиеся знакомятся с методом изображения пространственных фигур, основанном на центральном проектировании. Они узнают, что центральное проектирование используется не только в геометрии, но и в живописи, фотографии и т.д., что восприятие человеком окружающих предметов посредством зрения осуществляется по законам центрального проектирования. Учащиеся получают необходимые практические навыки по изображению пространственных фигур на плоскости в центральной проекции.

4. Многогранники.

Многогранные углы. Выпуклые многогранники и их свойства. Правильные многогранники.

Цель: сформировать у учащихся представление об основных видах многогранников и их свойствах; рассмотреть правильные многогранники.

О с н о в н а я   ц е л ь – познакомить учащихся с понятиями многогранного угла и выпуклого многогранника, рассмотреть теорему Эйлера и ее приложения к решению задач, сформировать представления о правильных, полуправильных и звездчатых многогранниках, показать проявления многогранников в природе в виде кристаллов.

Среди пространственных фигур особое значение имеют выпуклые фигуры и, в частности, выпуклые многогранники. Теорема Эйлера о числе вершин, ребер и граней выпуклого многогранника играет важную роль в различных областях математики и ее приложениях. При изучении правильных, полуправильных и звездчатых многогранников следует использовать модели этих многогранников, изготовление которых описано в учебнике, а также графические компьютерные средства.

5. Векторы в пространстве.

Векторы в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур на плоскости. Сечения многогранников. Исторические сведения.

Цель: сформировать у учащихся понятие вектора в пространстве; рассмотреть основные операции над векторами.

  1. Повторение.

Цель: повторить и обобщить материал, изученный в 10 классе.

6. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2008-2010
  2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.

   

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Многогранники

  • Призма,  пирамида, правильная усечённая пирамида, правильные многогранники                                         

2.Чертёжные инструменты

  • Циркуль
  • Треугольник
  • Линейка
  • Транспортир

3.Проектор, компьютер, экран.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номера

уроков

Примерные сроки изучения

Содержание учебного материала

Тип урока

1

2

3 – 5

6

7

8 – 10

11

12

13 –14

 15

16

 17

18

 19

20 – 21

22-23

24

25

26

27

28 –29 30

31

32

33 – 35

36

37

 38

39 – 40

41 – 43

44

45

46

47-48

49

50

51

52-53

54

55

56

57

58

 59

60 – 61

62

63

64 – 66

67

68

01.09 – 17.09

18.09 – 03.12

04.12 –20.02

21.02 –14.04

14.04 – 06.05

I полугодие,  32 ч

Введение.  Аксиомы стереометрии

 и их следствия (5 ч)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

Некоторые следствия из аксиом.

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. Самостоятельная работа № 1 (20 мин)

Глава I. Параллельность прямых и плоскостей (19 ч)

§ 1. Параллельность прямых, прямой и плоскости 

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых .

Параллельность прямой и плоскости .

Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости. Самостоятельная работа №2 (15 мин)

§ 2.Взаимное расположение прямых в пространстве.

Угол между двумя прямыми

Скрещивающиеся прямые.

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми

Повторение теории, решение задач.

Контрольная работа № 1

§ 3.Параллельность плоскостей

Параллельные плоскости.

Свойства параллельных плоскостей

§ 4.Тетраэдр и параллелепипед

Тетраэдр.

 Параллелепипед
Задачи на построение сечений

Повторение теории, решение задач

Контрольная работа № 2

Глава  II.  Перпендикулярность прямых и плоскостей    (20 ч)

§ 1. Перпендикулярность прямой и плоскости

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости  

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

Теорема о прямой, перпендикулярной плоскости

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа  № 3

§ 2. Перпендикуляр и наклонные.  Угол между прямой и плоскостью

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендик-х  

Угол между прямой и плоскостью

II полугодие,  36 ч

Повторение теории. Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью. Самостоятельная работа  № 4

§ 3. Двугранный угол.  Перпендикулярность плоскостей

Двугранный угол.

Признак перпендикулярности двух плоскостей  

Прямоугольный  параллелепипед

Повторение теории и решение задач

Контрольная работа  №3

Глава  III.  Многогранники  (12 ч)

§ 1. Понятие многогранника.  Призма

Понятие многогранника.

 Призма.

Решение задач. Самостоятельная работа  №  5 (20 мин)

§ 2. Пирамида

Пирамида.

Правильная пирамида.

 Усеченная пирамида

Решение задач. Самостоятельная работа  №6 (20 мин)

§ 3. Правильные многогранники

Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников

Контрольная работа №  4        

Глава IV. Векторы  в  пространстве  (7 ч)

§ 1. Понятие вектора в пространстве

Понятие вектора. Равенство векторов

§ 2. Сложение и вычитание векторов.  Умножение

вектора на число

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число

§ 3. Компланарные векторы

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам

Контрольная работа №5

Повторение курса геометрии 10 класса.

Итоговая контрольная работа №6

Заключительный урок-беседа по курсу геометрии X класса

УИНМ

УЗИМ

УПЗУ

УИНМ

УИНМ

УПЗУ

УИНМ

КУ

УПЗУ

УКОЗ

УИНМ

КУ

УПИ

УИР

УП

УКОКЗ

УИНМ

УИНМ

УЗИМ

УП

УКОКЗ

УИНМ

УП

УПИМ

УПЗУ

УКОКЗ

УИНМ

УПИ

УП

УСОЗ

УКОКЗ

УИНМ

УПИ

УПЗУ

УИНМ

УПЗУ

КУ

УКОКЗ

УПИ

УП

УКОКЗ

УИНМ

УПИ

УП

УИНМ

КУ

УКОКЗ

УОСЗ

УКОЗ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 класс (Л.С.Атанасян)

Рабочая программа курса геометрии разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и соответствует требованиям государственного образовательного стан...

Рабочая программа по геометрии -9 УМК Атанасян Л.С.

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 9   класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной ...

Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян

Содержит посянительную записку к рабочей программе по геометрии 9 класс  к учебнику Атанасяна и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии. 8 класс.Атанасян

Рабочая программа по геометрии.8 класс.Атанасян...

Рабочая программа по геометрии.7 класс.Атанасян

Рабочая программа по геометрии в 7 классе.Атанасян...

Рабочая программа по геометрии 8 класс Атанасян

Рабочая программа и планирование по учебнику Атанасяна Геометрия 8 класс...

Рабочая программа по геометрии 7-9 Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии  для  7 - 9  классов образовательной школы создана на основе нормативных документов:·        Стандарт среднего ...