Рабочая программа по геометрии. 8 класс.Атанасян
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме

Чанышева Светлана Рустамовна

Рабочая программа по геометрии.8 класс.Атанасян

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО

______________

Москаленко Н.Д.

Протокол № 8 от

«   8   » июня 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МБОУ СОШ № 4

 г. Белгорода

________________

Шевченко В.И.

«28»июня 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

№ 4 г.Белгород

______________

Самойлова Т.Н.

Приказ № 291

 от «30» августа2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

 по геометрии

Классы: 8 «Б», 8 «К»  

Учитель: Чанышева С.Р.

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                      Рабочая  программа по геометрии в 8 классе для общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) на основе авторской программы (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).

Учебник: Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.

                        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 8 класса  изучаются наиболее важные виды четырехугольников:  параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорема Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

        Цель изучения:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  5. приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Основные задачи:

  1. развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
  2. овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;
  3. развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

Место предмета в учебном плане МОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов

Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» для успешного усвоения курса отводит на изучение геометрии  в 8 - ом классе 2 часа в неделю, всего 70 часов.

В связи с особенностями календарно - учебного графика, выпадения праздничных дней, рабочая программа составлена на 67 часов. Корректировка произведена за счёт уплотнения уроков повторения.Срок реализации программы один учебный год.        

Расчет учебных часов программы:

Раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1.

2.  Четырехугольники

14

14

3.  Площадь

14

14

4. Подобные треугольники

19

19

5. Окружность

17

17

Повторение. Решение задач.

4

3

Итого

68

67

Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Зив Б.Г. .Геометрия:   дидакт.   материалы  для   8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
  3. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.
  5. Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 60 с.

Формы организации учебного процесса

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Требования к математической подготовке учащихся

В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  7. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  8. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  4. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  5. в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  6. проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  7. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  8. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  9. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  10. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Календарно-тематическое планирование


№ урока

п/п

№ урока в разделе

Наименование раздела и тем

Дата по программе

Дата фактически

Примечание

1 четверть


Повторение. Решение задач (2 часа)

1

Вводное повторение

4.09

2

Вводное повторение

8.09


Глава V. Четырехугольники.(14 часов)

3

1

Многоугольники (п. 39 - 41).

11.09

2

Многоугольники (п. 39 - 41).

15.09

3

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

18.09

4

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

22.09

5

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

25.09

6

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

29.09

7

Параллелограмм и трапеция

 (п. 42 - 44).

2.10

8

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44). Самостоятельная работа

6.10

9

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

9.10

10

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

13.10

11

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

16.10

12

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

20.10

13

Решение задач (п. 39 - 47)

23.10

14


Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

27.10

2 четверть


Глава VI. Площадь.(14 часов)

1

Площадь многоугольника (п. 48 -50)

6.11

2

Площадь многоугольника (п. 48 -50)

10.11

3

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

13.11

4

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

17.11

5

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

20.11

6

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53)

24.11

7

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

27.11

8

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

1.12

9

Теорема Пифагора (п. 54 - 55)

4.12

10

Теорема Пифагора (п. 54 - 55)

8.12

11

Теорема Пифагора (п. 54 - 55). Тест

11.12

12

Решение задач (п. 48 - 55)

15.12

13

Решение задач (п. 48 - 55)

18.12

14

Контрольная работа №2 по теме "Площадь"

22.12


Глава VII. Подобные треугольники.(19 часов)

1

Определение подобных треугольников (п. 56 - 58)

25.12

2

Определение подобных треугольников (п. 56 - 58)

29.12

3 четверть

3

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

15.01

4

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

19.01

5

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

22.01

6

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

26.01

7

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

29.01

8

Контрольная работа №3 по теме  "Признаки подобия треугольников".

2.02

9

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

5.02

10

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

9.02

11

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

12.02

12

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

16.02

13

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

19.02

14

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

26.02

15

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65). Самостоятельная работа 

2.03

16

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)

5.03

17

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)

9.03

18

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)

12.03

19

Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника".

16.03


Глава VIII. Окружность.(17 часов)

20.03

1

Касательная к окружности (п. 68 - 69)

19.03

2

Касательная к окружности (п. 68 - 69)

23.03

4 четверть

3

Касательная к окружности (п. 68 - 69)

6.04

4

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

9.04

5

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

13.04

6

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

16.04

7

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

20.04

8

Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)

23.04

9

Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)

27.04

10

Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)

30.04

11

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

4.05

12

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

7.05

13

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

11.05

14

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

14.05

15

Решение задач

18.05

16

Решение задач

21.05

17

Контрольная работа №5 по теме "Окружность".

25..05


Повторение. Решение задач (1 час)

1

Повторение. Решение задач Тест

28.05

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Глава 5.  Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Глава 6.  Площадь (14часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная  и описанная окружности.

Повторение. Решение задач. (3 часа)

Формы и средства контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, математический диктант, тест,  работа по карточке, устное решение задач по готовым чертежам.

        

№ пункта

Тема

СР

КР

Тест

1

39 - 47

Четырёхугольники

1

1

2

48 - 55

Площадь

1

1

3

56 -67

Подобные треугольники

1

2

4

68 - 75

Окружность

1

5

Повторение. Решение задач

1

Итого

5

Для проведения самостоятельных работ по курсу геометрии 8 класса используются:

 1.Сборник «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.» и «Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)».

2.АлтыновП.И.Геометрия. Тесты.7-9 класс. Учебно-методическое пособие.М.Дрофа,1998

           Контрольные работа даются на 45 минут, самостоятельные работы и тесты – на 20-25 минут, иногда на весь урок и оцениваются дифференцированно для диагностики усвоения знаний учащихся

Класс

Предмет

Сроки проведения

8БК

Геометрия. Контрольные работы.

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

октябрь

Контрольная работа №2 по теме "Площадь"

декабрь

Контрольная работа №3 по теме  "Признаки подобия треугольников".

февраль

Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника".

март

Контрольная работа №5 по теме "Окружность".

май

Геометрия. Тестовый контроль по основным темам.

Тест по теме « Теорема Пифагора»

декабрь

Учебно-методические средства обучения

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).
  3. Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
  5. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
  6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)
  7. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.
  8. Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 60 с.
  9. А.В.Фарков Тесты по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна «Геометрия 7-9». –М.:  Экзамен, 2009.
  10. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. Тематические тесты к учебнику «Геометрия 7 - 9» авт. Атанасян Л.С.- М.: «Просвещение», 2008.
  11. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия 7 - 9» авт. Атанасян Л.С.- М.: Просвещение»,  2010.
  12. Оборудование: линейка, транспортир, циркуль, математические модели

Дополнительная литература

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
  2. Математические диктанты. Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.
  3. Математические диктанты. Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.
  4. Тематические тесты: по геометрии: учебное пособие к учебникам Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы», А. В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы», И. Ф. Шарыгина «Геометрия. 7 – 9 классы»: 7-й кл. / Т. М. Мищенко. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 111 с.
  5. Кукарцева Г. И. 500 задач по геометрии в рисунках и тестах. Для средней школы. 7 – 9 кл. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. – 128 с.

Материально-техническое обеспечение.

Рекомендованное количество

% от рекомендованного количества


1.Библиотечный фонд

Стандарт основного общего образования по математике

Д

100%

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)

Д

100%

Учебник геометрии для 8 класса

К

100%

Авторские программы по курсам математики

Д

100%

Дидактические материалы по геометрии

К

100%

Научная, научно-популярная, историческая литература.

П

100%

Комплект материалов для подготовки к ГИА

Ф

100%

Учебные пособия по элективным курсам

Ф

100%

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

100%

Методические пособия для учителя

Д

100%


2.Печатные пособия

Таблицы по геометрии для 8 класса

Д

100%

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

100%


3.Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Д

100%


4.Технические средства обучения

1.

Мультимедийный компьютер

Д

100%

2.

Принтер лазерный

Д

100%

3.

Средства телекоммуникации

Д

100%


5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник

Д

100%


6.        СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

Компьютерный стол

Д

100%

Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

Д

100%

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...