Рабочая программа Геометрия 10-11 класс
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Дикалов Дмитрий Геннадьевич

Рабочая программа по геометрии в 10-11 классах к учебнику Атанасяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_10-11.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №1 от «30» августа 2017 года

Утверждено приказом директора МБОУ «Глуховская СОШ»

№___  от «____»                         20___ года

Рабочая программа по

Геометрии

Уровень  обучения (класс): среднее общее образование (10-11 классы)

Учитель:      Дикалов Дмитрий Геннадьевич

Количество часов: 1.5ч в неделю (2ч. в нед. в I полугодии, 1ч. в нед. во II полугодии) всего 102ч.

Глухово – 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по геометрии 10-11 классы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (от 05.03.2004 №1089) и примерной программы среднего (полного) общего образования по математике. Рабочая программа составлена на основе программы группы авторов: Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. и ориентирована на изучение дисциплины на базовом уровне.

  Используемый учебник:  Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., - М.: Просвещение, 2012.

   Общая характеристика дисциплины. При изучении курса геометрии в 10-11 классах на базовом уровне решаются следующие задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

В обязательный минимум содержания программы по геометрии в 10-11 классах входит следующий материал:

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.

Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.

Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

Сечения куба, призмы, пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате изучения геометрии на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1,5 часа в неделю

№ главы

Содержание материала

Количество часов

10 класс

Введение

3

I

Параллельность прямых и плоскостей

16

II

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

III

Многогранники

12

Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

3

51 час

11 класс

IV

Векторы в пространстве

6

V

Метод координат в пространстве

11

VI

Цилиндр, конус, шар

13

VII

Объёмы тел

15

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии.

6

51 час

ИТОГО

102 часа

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГЕОМЕТРИЯ 10 КЛАСС

Введение        

   Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

Глава I. Параллельность прямых и плоскостей

   Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей        

Перпендикулярность прямой и плоскости.  Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Многогранный угол.

Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.

Глава III. Многогранники

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

Основная цель – повторить и обобщить материал, изученный в 10 классе.

ГЕОМЕТРИЯ, 11 КЛАСС

Глава IV. Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы

Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о              векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы. Характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Глава V. Метод координат в пространстве

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения.

Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является прямым продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов (без доказательства, см. планиметрию) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости. В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная, осевая, зеркальная симметрии.

Глава VI. Цилиндр, конус, шар

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

      Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения -  цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, вводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности, описанные и вписанные призмы и пирамиды.

Глава VII. Объёмы тел

Объём прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель – ввести понятие объёма тела и вывести формулы для вычисления объёмов основных многогранников и круглых тел. Понятие объёма тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объёмов и на их основе выводится формула объёма прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра. Формулы объёмов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объёма шара используется для вывода формулы площади сферы.

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

Основная цель – повторить и обобщить материал, изученный в 10-11 классе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения геометрии в 10-11 классах обучающийся должен знать и уметь:

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях,  площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
  • строить сечения многогранников.

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По геометрии в 10-11 классах проводятся  письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.

Контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения  контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебного года (итоговая контрольная работа).

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так
на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

Календарно-тематическое планирование по геометрии

в 10 классе (1,5 ч. в неделю. Всего 51 час)

дата

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во час.

1-3

Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Первые следствия из теорем.

3

I

Параллельность прямых и плоскостей.

16

4-7

Параллельность прямых, прямой и плоскости.

4

8-10

Взаимное расположение прямых в пространстве.

3

11

Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей».

1

12-13

Параллельность плоскостей.

2

14-17

Тетраэдр и параллелепипед.

4

18

Зачет.

1

19

Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей».

1

II

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

17

20-24

Перпендикулярность прямой и плоскости.

5

25-30

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.

6

31-34

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

4

35

Зачёт.

1

36

Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

1

III

Многогранники.

12

37-39

Понятие многогранника. Призма.

3

40-42

Пирамида.

3

43-46

Правильные  многогранники.

4

47

Зачёт.

1

48

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники».

1

49-51

Повторение курса геометрии 10 класса.

3

Календарно-тематическое планирование по геометрии

в 11 классе (1,5 ч. в неделю. Всего 51 час)

дата

№ раздела, урока

Наименование раздела, темы урока

Кол-во часов

IV

Векторы в пространстве

6

1

Понятие вектора в пространстве.

1

2-3

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

2

4-5

Компланарные векторы.

2

6

Зачёт

1

V

Метод координат в пространстве.

11

7-10

Координаты точки и координаты вектора.

4

11-15

Скалярное произведение векторов.

5

16

Зачёт.

1

17

Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве».

1

VI

Цилиндр, конус, шар.

13

18-20

Цилиндр.

3

21-23

Конус.

3

24-28

Сфера.

5

29

Зачёт.

1

30

Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар».

1

VII

Объёмы тел.

15

31-32

Объём прямоугольного параллелепипеда.

2

33-35

Объём прямой призмы и цилиндра.

3

36-39

Объём наклонной призмы, пирамиды, конуса.

4

40-43

Объём шара и площадь сферы.

4

44

Зачёт.

1

45

Контрольная работа №3 по теме «Объёмы тел».

1

46-51

Повторение. Подготовка к итоговой аттестации.

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нормативные документы

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике
  2. Методическое письмо «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

Сборники программ

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы./сост. Бурмистрова Т. А. – М: «Просвещение», 2010

Методические пособия

  1. Геометрия. 10 класс. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/ Сост. В.Я.Яровенко. – М.: ВАКО,2010
  2. Геометрия. 11 класс. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс/ Сост. В.Я.Яровенко. – М.: ВАКО,2010
  3. Математика. Задачи и решения. 7-11 классы. Методическое пособие/ А.А. Прокофьев, И.Б. Кожухов. – М.: Махаон, 2012

Учебник

  1. Геометрия: 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2011

Дидактические материалы

  1. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2012
  2. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2012

Сборники заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации

1.        ЕГЭ 2017. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С)/ И.Р.Высоцкий, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский,  А.В. Семенов, И.В.Ященко; под ред. А.Л. Семенова, И.В.Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2016

2. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2017

Адреса Интернет-ресурсов с ЦОР

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

2.  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Адрес сайта: http://fcior.edu.ru

3. Открытый колледж: Математика

Адрес сайта: http://college.ru/matematika/

4. КВАНТ Физико-математический научно-популярный журнал для школьников и студентов.

Адрес сайта: http://www.kvant.info

5. Образовательный математический сайт Exponenta.ru

Адрес сайта: http://www.exponenta.ru

6. ФИПИ. Открытый банк заданий. Математика

Адрес сайта:  http://www.fipi.ru/

  1. Решу егэ

Адрес сайта: https://mathb-ege.sdamgia.ru/

  1. Подготовка к егэ

адрес сайта - http://alexlarin.net/

Перечень учебного компьютерного оборудования:

1.        Компьютер с соответствующим программным обеспечением

2.        Мультимедийный проектор

3.        Экран (монитор, интерактивная доска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа геометрия, алгебра 7 класс

Планирование по геометрии  составлено на основе :1.      Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:Сборник “Программы для общеобразовательных школ, г...

Рабочая программа Геометрия 7-9 классы

Программа разработана на основе программы по геометрии для общеобразовательных учреждении. Автор: Т.А. Бурмистрова, авторы – составители: Л.С. Атоносян, В.Ф. Бутузов, 2009. – с. и Федерального компоне...

Рабочие программы Геометрия 7 - 9 классы Атанасян

Рабочие  программы по геометрии  7 - 9 классы Атанасян...

Рабочая программа Геометрия 7-9 класс

Рабочая программа по геометрии 7-9 классы...

Рабочая программа Геометрия 10-11 класс

Рабочая программа  по геометрия 10-11 классы...

Рабочие программы, геометрия-7-9 классы

Календарно-тематическое планирование, 7-9 классы. Л.С. Атанасян и др....

Рабочая программа геометрия 7-9 классы

Рабочая программа геометрия 7-9 классы...