План-конспект урока + Презентация по геометрии "Параллельный перенос и поворот" 9 класс
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему

Антонова Лилия Александровна

План-конспект+Презентация урока по геометрии "Параллельный перенос и поворот" 9 класс. К учебнику "Геометрия 7-9 класс" Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

  1. Ф.И.О. учителя: Антонова Лилия Александровна
  2. Класс: 9             Дата:                  Предмет: геометрия  
  3. Тема урока: «Параллельный перенос и поворот».
  4. Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел «Движения», урок №49
  5. Цель урока:
  • Повторить понятие движения и его виды;
  • развивать умения выполнять построения при повороте;
  • прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера

Задачи:

  • научить строить виды движений (поворот).

Оборудование:

  • мультимедийная установка, презентация;
  • карточки для работы в классе и дома;
  • анкеты для рефлексии;
  • оформлена доска

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Учащиеся рассаживаются на свои места).

2. Ввод темы и целей урока:

Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомним виды движения. Вы научитесь строить фигуры с помощью поворота. И, я думаю, без труда сумеете определять этот вид движения на рисунках, в природе и т.д.

Но сначала повторим, какие виды движения мы уже изучили на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Здесь изображены различные виды движения. Назовите известный вам вид движения и соотнесите к нему рисунок.

Ученики: (Ответы учащихся)

- Осевая симметрия  2,4,6,7,9;

- Центральная симметрия 1,3,10.

- Параллельный перенос 5,8,11.

- Поворот  8.

Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков, то можно сделать вывод, что  на них изображены известные нам движения. Как вы считаете, чему будет посвящен наш урок?

Итак, давайте определим цели урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

3. Изучение нового материала.        

Учитель: - Преобразование , при котором каждая точка фигуры поворачивается на один и тот же угол  вокруг заданной точки, называется поворотом. (слайды)

Учитель: -  Точное определение поворота есть в вашем учебнике на странице 301, и есть на слайде.

Сейчас вы в тетрадях построите  поворот точки М на угол в 60 0  вокруг точки О.   При построении вы можете опираться на слайд.

  1. Отметим точки М и О.
  2. Проведем луч ОМ.
  3. Отложим с помощью транспортира угол в 60 0.
  4. На проведенном луче циркулем отложим отрезок, равный ОМ.
  5. Поставим точку М1.

Учитель просматривает работы учащихся.

Учитель: - А теперь попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение - поворот отрезка АВ на угол в 120 0 . Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране

( появляется алгоритм весь полностью).

Учитель: -  Отлично, большинство из вас справились с этой задачей. А теперь посмотрите на слайд,  где выполняется поворот многоугольника, и попробуйте  определить на какой угол нужно повернуть многоугольник вокруг своего центра, чтобы его вершины совпали.

Ученики: Квадрат на 90 0. Равносторонний треугольник на 1200. Правильный шестиугольник на 600.

Учитель: - Давайте, выполним 2 задание на листах. Поверните предложенный вам треугольник на угол в 900 вокруг одной из его вершин и вокруг точки О в его внутренней области (два чертежа). Можно показать порядок выполнения на доске с чертежным угольником. 

Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения. Что общего вы заметили в них?

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Значит, поворот также как и параллельный перенос  является движением.

Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №19, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Скажите, какие виды движений вы увидели на этих картинах?

Ученики: (Поворот. Параллельный перенос. Центральная симметрия.)

4. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.

Учитель: 

1.Итак, с каким новым видом движения мы сегодня познакомились? ( Поворот)

2.С помощью каких чертежных инструментом мы строили повороты фигур? (Транспортир, линейка, циркуль).

3. Как называется точка, вокруг которой производят поворот? (центр поворота).

 Я думаю, что все вы научились определять этот вид движения и поэтому легко справитесь с домашним заданием. Всем ученикам выставляются оценки.

Ученики заполняют анкету по рефлексии.

5. Домашнее задание.

Учитель:  Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, подготовите сообщения на темы по выбору:
- симметрия в архитектуре;

- симметрия в природе;

- симметрия в искусстве.

А также определитесь с уровнем полученных знаний и выполните: 

1 уровень - № 1166,1167

2 уровень - № 1166,1168

                                                                                                                 Приложение 1

Анкета

ФИО                                                                    класс

Приложение 2

Фамилия, имя  -                                           , класс -                                 .

№ 1.Построить поворот отрезка АВ на угол в 1200 относительно точки О против часовой стрелки.

                               

                                                     

                                                                                                                                   

                                                                                                                                  А

                                                                        О  

                                                                           

                                                                                    В

№2. а). Построить поворот на 900  треугольника вокруг его вершины.

б). Построить поворот на 900 треугольника вокруг точки О, лежащей в его внутренней области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Параллельный перенос и поворот Геометрия 9 класс Учитель математики МБОУ «ЯСШ №10» г.Ялта Антонова Лилия Александровна К учебнику Л.С. Атанасян , В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Геометрия. 7-9 классы

Слайд 2

Определите виды движения 1 2 3 4 5 7 6 8 9 10 11

Слайд 3

Цели: повторить понятие движения и его виды; развивать умения выполнять построения при повороте; прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера .

Слайд 4

Вспомним: Движение. Виды движения. Движение плоскости – это отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояния. Виды движения: 1. Симметрия: ─ осевая, ─ центральная, 2. Параллельный перенос. 3. Поворот.

Слайд 6

М Параллельным переносом на вектор называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М 1 , что вектор ММ 1 равен вектору a a a М 1

Слайд 7

a В А С B 1 C 1 A 1

Слайд 8

a Параллельный перенос

Слайд 9

Что это за вид симметрии?

Слайд 10

Осевая симметрия в природе

Слайд 11

Что это за вид движения???

Слайд 12

O Поворотом плоскости вокруг точки О на угол называется отображение плоскости на себя , при котором каждая точка М отображается в такую точку М 1 , что ОМ = ОМ 1 и угол МОМ 1 равен М М 1

Слайд 13

Поворот отрезка. O

Слайд 14

10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 Угол поворота 60 0 М О М 1

Слайд 15

10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 О В А В 1 А 1 Угол поворота 120 0

Слайд 16

Поворот отрезка. O O

Слайд 17

O Центр поворота фигуры может быть во внутренней области фигуры и во внешней…

Слайд 18

O При повороте многоугольника надо повернуть каждую вершину.

Слайд 19

Картины Эшера Мауриц Корнелис Эшер — нидерландский художник-график (17 июня 1898 — 27 марта 1972, Нидерланды)

Слайд 20

Параллельный перенос

Слайд 24

Домашнее задание Выполнить 1 уровень - № 1166,1167 2 уровень - № 1166,1168 Подготовить сообщения по темам на выбор: 1. симметрия в природе 2. симметрия в архитектуре. 3. симметрия в искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект) интегрированного урока, презентация к уроку.

Учебно – методический материал: Музыкальные образы в мультипликации» (план – конспект)  интегрированного урока, презентация  к уроку....

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...

План - конспект виде - урока презентации "Сластёна" для 2 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок направлен на культивирование нравственного воспитания и прививания культуры питания у учащихся вторых классов....

План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....

План - конспект видео - урока презентации "Погода и времена года" для 3 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок направлен на развитие эстетического воспитания - ознакомлением с погодными условиями и культурой иной страны....