" Сумма углов в треугольнике"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Купоросова  Валентина  Витальевна

Урок 7 классе по теме "Сумма углов в треугольнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл summa_uglov_treugolnika_.docx488.06 КБ

Предварительный просмотр:

Купоросова Валентина Витальевна

МОУ «Хохломская средняя школа»

Геометрия – 7 класс

-Краткая аннотация конкурсной работы:  Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна 7-9классы.

Тема:  Сумма углов треугольника;

Класс – 7;

Разработка урока: «Сумма углов треугольника»

Тема урока: Сумма углов треугольника

Цель урока: Вывести свойство углов треугольника. Сформировать умение использовать эти свойства при решении задач.

 Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): Практическим путем выяснить чему равна сумма углов треугольника, познакомиться с формулировкой теоремы о сумме углов треугольника, доказать теорему.

- Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать пространственное воображение учащихся,геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно, добывать знания, побуждать к любознательности.

- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать сознательное отношение к учебному труду,развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.

Планируемые результаты.

Предметные:

•​ Знать формулировку теоремы о сумме углов треугольника.

•​ Уметь: доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач.

Личностные:

  • Уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных проблем, уметь анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые).

Метапредметные:

  • Уметь проводить синтез и анализ материала, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием системно-деятельностного подхода.

Формы работы учащихся: исследовательская, фронтальная работа, групповая.

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА:

(Дети заранее разбиты на 3 группы)

Учитель:  Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок и хорошего настроения. Спасибо!

-А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами. Удачи!

Учитель: - Посмотрите на ваши столы (на столах лежит раздаточный материал: треугольники различного вида, карты для заполнения практической работы, оценочные листы). Как вы думаете с какой фигурой будет связан наш урок?

Ученики: Тема урока связана с треугольниками и углами.

Учитель: Давайте вспомним всё, что вы знаете о треугольниках и углах.

Ученики:

Учитель

У треугольника три стороны и три угла

Составляет на доске по результатам опроса кластер. По ходу заполнения кластера ведёт диалог с учениками с целью актуализации знаний.

Перечислите свойства равнобедренных треугольников

Когда треугольник можно назвать равносторонним.

Треугольники бывают равными.

Признаки равенства треугольников.

Треугольники бывают равнобедренными.

Треугольники бывают равносторонними.

Учитель: А какие вы знаете углы и свойства связанные с углами?

Ученики:

Учитель

Углы бывают

1.​ Острыми, тупыми, развернутыми, прямыми

 Как отличить эти углы?

Углы бывают разные

Уточните

-острые углы <900;

- тупые углы больше 900 и меньше 1800;

- прямой угол = 900;

- развернутый угол = 1800

Подписывает данные в кластер.

По ходу заполнения кластера ведёт диалог с учениками с целью актуализации знаний.

2.​ Смежными

Что вам известно о смежных углах?

Сумма смежных углов = 1800

Подписывает данные в кластер

3.​ Вертикальными

Сформулируйте свойство вертикальных углов

Вертикальные углы равны

Подписывает данные в кластер

4.​ Накрест лежащими

В каких случаях можно вести речь об этих углах?

5.​ Соответственными

6.​ Односторонними

При пересечении двух прямых секущей

Учитель: Как вы думаете всё ли вы знаете о треугольниках и углах?

Ученики: Наверно нет.(Возможно кто-то скажет, что знает всё о треугольниках)

Учитель: Попробуем решить две задачи, которые записаны на доске.

1 задача:  известен один угол, образованный при пересечении двух параллельных прямых секущей, найти все остальные углы.

2 задача: известны два угла треугольника, найти третий угол

Ученики:первую задачу решили быстро, а вот со второй возникли проблемы.

Учитель: Возможно, существует такое свойство треугольника, которого мы не знаем. Давайте поставим с вами цель нашего урока.

Ученики: Попробуем вывести и доказать свойство, связанное с углами треугольника.

Учитель: Треугольники бывают разные и углы в треугольниках тоже могут быть разными. Как вы думаете,  а сумма углов разных треугольников разная или одинаковая? А давайте проверим это выполнив практическую работу и заполните карточки на ваших столах! Приложение №1 (Заполняют карты и делают выводы, выдвигают гипотезы)

Ученики: Все ребята на местах изображают произвольный треугольник  и с помощью транспортира измеряют углы треугольников, записывают свои измерения и находят сумму углов треугольника.

Учитель: Что заметили? - Все суммы близки к 180°. Значит, сумма углов треугольника равна 1800.

Учитель: Итак, ребята, у вас появилась гипотеза, сумма углов треугольника равна180° . Способ хорош, но он имеет недостатки. Как вы думаете какие?

Ученики: Могли допустить неточность при измерении углов, по результатам измерения углов нескольких треугольников нельзя утверждать обо всех треугольниках.

Учитель: Давайте проверим наше предположение ещё одной практической работой.

На столах лежат треугольники. Путем перегибания соберем углы треугольника в одну точку.

Ученики: Мы ещё раз убедились, что сумма углов треугольника равна 180º

Учитель: Что всегда требуется для теоремы?

Ученики: Доказать её!

Учитель: Давайте решим задачу, может она нам поможет доказать нашу теорему! Задача на карточке у каждой группы на столе.

А теперь попробуйте доказать теорему опираясь на способ, используемый в задаче.

Ученики: Доказывают теорему в группах (один из учащихся доказывает теорему у доски)

Рефлексия и д/з.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

Организационный

2 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую учащихся, знакомлю с технологическими картами, которые они будут заполнять, узнаю их настроение (используя смайлики)

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные:самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные:планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

Актуализация знаний

8 мин

Актуализация знаний, повторение ранее изученного материала.

Заполняю кластер

Дают определение треугольнику, рассказывают всё что они знают о треугольниках и углах

Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные:выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Участие в устной работе, понимание необходимости анализировать

Создание проблемной ситуации

6 мин

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Ставлю проблемную ситуацию (нахождение третьего угла треугольника)

Решая задачи, обнаруживают, что не могут решить одну из задач.

Познавательные:анализируя и выполняя  задания, извлекают необходимую информацию для введения нового свойства

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется новое свойство для треугольников, участвуют в диалоге, делают вывод

Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости введения новой теоремы

Вывожу на формулировку темы и целей урока.

Четко проговаривают цель урока. Формулируют тему урока. Пытаются выполнить задание делают вывод

Познавательные:анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель,

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появление новой теоремы позволяет им очень быстро решить поставленную задачу, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Открытие нового знания

10 мин

Проводят исследование.

Доказательство теоремы

Даю практическую задачу по измерению углов треугольника и нахождения их суммы. Предлагаю выполнить ещё одно практическое задание, подтверждающее их вывод.

Организую работу по доказательству теоремы, путем подводящего диалога побуждаю учащихся к доказательству теоремы

Выполняют практическую задачу и делают вывод, затем выполняют второе практическое задание, убеждаются в правильности своих выводов

Доказывают теорему, применяя ранее изученный материал, опираясь на ранее решённую задачу.

Познавательные:выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные:планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Открывают новые свойства и их применение

3 мин

физкультминутка

Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально  ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально. И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись! Глаза открой ты наконец. Зарядка окончилась, ты молодец!

Первичное закрепление

4 мин

Решение задачи

А можем мы теперь решить задачу, в которой у нас возникли проблемы?

Учатся применять теорему в процессе работы. Решают задачу самостоятельно.

Познавательные: 

используют полученную  информацию для решения учебной задачи.

Регулятивные: 

выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные:  планируют сотрудничество с одноклассниками при возникновении затруднений

Рефлексия

8 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Выполнить самооценку.

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Кто смог достичь цели поставленные в начале урока? Какие у вас возникли проблемы и в какой момент? Я сегодня…

Заполнить оценочные листы.

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Личностные:проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные:проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные:планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Домашние задание

1 мин

Придумать две задачи на теорему о сумме углов треугольника и решить их.

Приложение№3

Приложение

Приложение№2

http://festival.1september.ru/articles/526904/img4.gifhttp://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/24/23937/img38.jpghttp://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/24/23937/img36.jpg

Приложение№1

Практическая работа

  1. Измерьте углы треугольников
  2. Результаты измерений запишите в таблицу
  3. Найдите сумму углов каждого треугольника
  4. Занесите результаты вычислений в таблицу
  5. Сделайте вывод

Треугольник

Углы треугольника

Сумма углов треугольников

       АВС

Угол А

Угол B

Угол C

 MNO

Угол M

Угол N

Угол O

KRF

Угол K

Угол R

Угол F

          2 работа

http://festival.1september.ru/articles/579703/img4.jpg

Приложение№4

Критерии оценки:

1) Принимал активное участие в работе группы (0-2 балла)

2) Поведение в группе, умение сотрудничать (0-2 балла)

3) Решил задачу (самостоятельно, с помощью) (0-2 балла)

4) Сумел доказать теорему (0-2 балла)

5)Внимательно слушал товарищей по группе (0-2 балла)

8-10б. – «5»; 5-7 б. «4»; 3-4б. – «3»;

 0-2б.- нужно приложить усилия и терпение, и у тебя всё получится!

Оценочный лист

Ф.И.

Самооценка

Оценка капитана

Оценка учителя

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к контрольной работе по теме "Сумма углов в треугольнике" в 7 классе

Материал в форме презентации предназначен для повторения и обобщения тем: "Сумма углов треугольника", "Свойство внешнего угла  теугольника", " Соотношение между сторонами и углами треугольника", ...

Презентация на тему Сумма углов в треугольнике

Данная презентация может быть использована для объяснения нового материала по теме Сумма углов в треугольнике по учебнику Л.С. Атанасян 7-9 классы...

Модуль к обобщающему уроку "Сумма углов в треугольнике"

Модульная программа – это программа деятельности ребёнка по изучению или закреплению какой-либо темы. На уроке формируется понятие о сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника, свойстве...

Геометрия -7, "Сумма углов в треугольнике"

Разработка урока геометрия -7, по теме "Сумма углов в треугольнике", Л.С.Атанасян и др....

Геометрия -7, "Сумма углов в треугольнике"(презентация к уроку)

Презентация к уроку "Сумма углов в треугольнике", 7 класс....

"Сумма углов в треугольнике"

Данная презентация подготовлена к уроку обобщения и систематизации знаний по теме "Сумма углов в треугольнике"....