Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме: «Решение задач на вычисление площадей фигур».
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Колосова Галина Владимировна

Урок посвящен решению задач на вычисление площадей фигур многоугольников и направлен на закрепление ранеее изученных формул. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач на вычисление площадей фигур».

Класс: 8 класс. 

Учитель: Колосова Г.В.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цель: Создать условия для применения учащимися навыков при решении задач различного уровня сложности.  

Задачи:

-Личностные:

  • Создать условия для развития интереса к изучаемой теме.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;

- Метапредметные:

  • Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • Учить контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

- Предметные:

  • Извлекать  необходимую информацию из текста задачи;
  • Использовать  формулы площадей при решении задач;

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, презентация по теме урока, карточки с с/р.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии: ИКТ, уровневая дифференциация,  здоровьесберегающая

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Самоопреде-ление к учебной деятельности

(мотивация)

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность, способствует созданию комфортной ситуации для усвоения знаний.

Приветствует обучающихся, объявляет девиз урока:

«Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни что – то достигает»

Демонстрируют готовность  к работе, слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок.

Самоопределе-ние к деятельности- (Л);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- (К).

2

Актуализа-ция знаний. Проверка д/з.

Тест по вариантам, с взаимопроверкой.

Вариант 1.

1.Выберите верные утверждения:

 Площадь параллелограмма равна:

а) произведению его сторон;

б) произведению его высот;

в) произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне.

2. Закончите фразу: площадь трапеции равна:

а) произведению ее стороны на высоту, проведенную к ней;

б) произведению полусуммы ее оснований  на высоту;

в) половине произведения основания на  высоту.

3. По какой формуле можно вычислить площадь ромба:

а) S = 1/2 ah;

б) S =         1/2d 1d 2

в) S = a2.

4. Выберите верное утверждение:

а) если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна произведению площадей этих многоугольников

б) равные многоугольники имеют равные площади;

в) площадь фигуры может выражаться любым числом.  

Вариант 2.

1.Выберите верные

утверждения:

 Площадь квадрата равна:

а) произведению всех его сторон;

б) квадрату его стороны;

в) произведению его стороны на 4.

2. Закончите фразу: площадь  треугольника равна:

а) произведению его сторон;

б) произведению его высот;

в) половине произведения основания  на высоту.

3. По какой формуле можно вычислить площадь трапеции:

а) S = 1/2 ah;

б) S =         1/2d 1d 2

в) S =         h

4. Выберите неверное утверждение:

а) площадь измеряется квадратами со стороной 1 см;

б) равные многоугольники имеют равные площади;

в) площадь фигуры может выражаться любым числом.  

 

Выполняют самостоятельную работу. Проводят взаимопроверку по слайду.

Вариант 1.

1

2

3

4

в

б

б

б

Вариант 2.

1

2

3

4

б

в

в

в

Умение структурировать знания, контроль  процесса и результатов деятельности – (П);

 анализ, сравнение, синтез – (Л).

3

Целеполага-ние.

Создает условия для формулирования темы  и задач урока.

-Ребята, последние несколько уроков,  что мы изучали?

-Да, мы изучали много формул и рассмотрели решение задач на применение данных формул. И сегодня мы  будем с вами закреплять и продолжать решать задачи.  Как можно сформулировать  тему сегодняшнего урока? Какие задачи мы должны решить?

Отвечают на вопросы учителя.

-Мы изучали  формулы площадей многоугольников.

-Формулируют тему: «Решение задач на вычисление площадей фигур».

Задачи урока: Уметь решать задачи на применение формул площадей.

Умение поставить учебные задачи – (Р); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; выделять и формулировать цели – (П);

4

Решение задач.

Предлагает решить  задачи:

1. (Из банка ФИПИ) Основания равнобедренной трапеции равны 5 и 17, а ее боковые стороны равны 10. Найдите площадь трапеции.

2. Решение задачи по готовому чертежу. (Из банка ФИПИ) Сторона ромба равна 5, а диагональ равна 6. Найдите площадь ромба.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=12388

Физкультминутка. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты, для  снятия утомления на уроке. Последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно).

3. В треугольнике  KMP высота  MB делит сторону KP на отрезки 6см и 8см, 0. Найдите площадь треугольника KMP.

4.В параллелограмме   ABCD на стороне AD отмечена точка M так, что  AM : MD=3:2. Найдите площадь треугольника ABM , если площадь параллелограмма равна 60 см2.

1. Ученик решает у доски и объясняет (остальные пишут в тетради)

Проведём высоты в трапеции и введём обозначения как показано на рисунке. В четырёхугольнике  HBCK BC||HK и BH||CK, следовательно, он параллелограмм. Угол BHK=900 значит, HBCK -прямоугольник, откуда BH=CK и BC=HK=5. Поскольку трапеция равнобедренная, углы BAH и CDK равны.

Треугольники ABH и CDK прямоугольные, BH=CK, BAH= CDK,следовательно, эти треугольники равны, откуда AH=KD= = Из треугольника ABH по теореме Пифагора найдём высоту BH= =8

 

Найдём площадь трапеции:S=

Ответ: 88.

2. Ученик у доски решает и объясняет: (остальные пишут в тетради)

Диагонали ромба пересекаются под углом 90° и точкой пересечения делятся пополам. Из прямоугольного треугольника, катетами которого являются половины диагоналей ромба, а гипотенузой — сторона ромба, по теореме Пифагора найдем половину неизвестной диагонали: 

 Тогда вся неизвестная диагональ равна 8.

Площадь ромба равна половине произведения диагоналей:  d1d2=  Ответ: 24.

Выполняют физкультминутку.

3. Ученик у доски решает и объясняет: (остальные пишут в тетради):

 Треугольник KMB прямоугольный т.к. MB высота (по условию).

< MKP = 450 (по условию), по теореме о  сумме углов треугольника < KMB = 450   треугольник KMB равнобедренный.

KB=MB=6 см

S=1/2KP·MB

S=1/2·(6+8)·6=1/2·14·6=42 см²

Ответ: 42 см2

 

4. Ученик у доски решает и объясняет: (остальные пишут в тетради)

https://ru-static.z-dn.net/files/d55/f5351a4f4b88c5cf8180e8a80172ad48.jpgSABCD=AD·h, отсюда h=S/AD=60/AD

Рассмотрим треугольник АВМ. По условию AM : MD = 3 : 2, AD равна 5 частям, отсюда

АМ=3/5·AD

S ABM = 1/2·AM·h

Подставим в это выражение значение h и АМ:

SABM=1/2·3/5·AD·60/AD=

=18см²

Ответ: 18 см2

Поиск и выделение необходи-мой информации –(П); умение слушать и понимать речь других –(К); умение планировать самостоя-тельную деятельность –(Р).

5

Итог урока. Рефлексия.

Предлагает обучающимся подвести итог урока. Заполнить таблицу. Провести самопроверку по слайду.

Многоугольники

Формулы для вычисления площадей

Квадрат

Прямоугольник

Ромб

Параллелограмм

Трапеция

Треугольник

 

Учитель предлагает сделать самооценку своей деятельности:

-Подводят итог урока. Заполняют таблицу. Проводят самопроверку по слайду.

Многоугольни-ки

Формулы для вычисления площадей

Квадрат

Прямоугольник

Ромб

Параллелограмм

Трапеция

Треугольник

Лист самооценки

На уроке я работал…

активно

пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

Материал урока мне…

понятен

не понятен

Осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха и неуспеха; подводят итоги своей познавательной и учебной деятельнос-ти – (Р).

6

Домашнее задание.

Раздает карточки с разноуровневым  заданием по теме: «Площади многоугольников». Дает комментарии к выполнению д/з.

1 уровень:

1. Найдите площадь параллелограмма, если одна из его сторон равна 4 сма высота, проведенная к этой стороне, равна 7 см.

2. Найдите площадь прямоугольника, если его длина 110 см, а ширина 10 м.

3.Основания трапеции 6см и 8 см, высота 2 см. Найдите площадь трапеции.

2 уровень.
 1.Стороны параллелограмма равны 10 см и 18 см и угол между ними 150 градусов. Найдите площадь параллелограмма.

2.Найдите высоту прямоугольного треугольника, проведённую к гипотенузе, если его катеты 8 см и 15 см.

3. Ширина окна прямоугольной формы 8 дм, а длина в 3 раза больше. Вычислите площадь окна.

3уровень.
 1.Стороны параллелограмма равны 8 см и 15 см и угол между ними 120 градусов. Найдите площадь параллелограмма.

2.Найдите высоту прямоугольного треугольника, проведённую к гипотенузе, если его катеты 10 см и 18 см.

Записывают домашнее задание.

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществля-ют поиск средств её выполнения – (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на вычисление площадей фигур.

Вашему вниманию представлена презентация к уроку геометрии  по теме " Решение задач на вычисление площадей фигур". Материал можно использовать на уроках обобщения и повторения  главы " Площа...

Урок по геометрии в 8 классе по сингапурской методике на тему "Решение задач на вычисление площадей фигур".

Урок по геометрии в 8 классе по сингапурской  методике на тему "Решение задач на вычисление площадей фигур".Материал к уроку:Презентация к уроку по геометрии в 8 классе на тему "Решение задач на ...

Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме "Решение задач на вычисление площадей фигур"

Разработка урока по геометрии в 8 классе по теме "Решение задач на вычисление площадей фигур". Тип урока: комбинированный, расчитан на 2 урока. Цели: 1. Закрепить теоретический материал по теме "Площа...

Урок геометрии в 8 классе «Решение задач на вычисление площадей фигур»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе по теме «Решение задач на вычисление площадей фигур».  Данный материал рассчитан для учителей средней школы....

Урок по геометрии “Решение задач на вычисление площадей фигур” 8кл.

Структура урока1. Организационный момент.2. Актуализация знаний.3. Формирование умений и навыков.4. Контроль знаний. Самостоятельная работа.5. Итог урока. 6. Домашнее задание....

Методическая разработка. Технологическая карта урока геометрии "Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач"-7класс.

Формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме Свойства прямоугольных треугольников»....