Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Атанасяна Л. С.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Самошина Ольга Владимировна

     Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора Ю.Н. Макарычева «Алгебра 9» Издательство: Москва, «Просвещение», 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_9_klass.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»

            Рассмотрено.

Руководитель ШМО:

___________/Самошина О. В./

Протокол №________

 «      » _____________2017г.

         Согласовано.

Заместитель директора:

__________/Мельникова И. Е./

 «       » _____________2017г.

               Утверждаю.

        Директор МБОУ г.Мценска «Средняя школы №4»:

     __________Ефремова В.В.

    Приказ № _____

     «     » ____________2017г.

Рабочая программа

по геометрия

9 класс

2 часа в неделю, всего 68 часов

(базовый уровень)

Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора  Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9» издательство: М.  «Просвещение»  2014г.

Учитель: Самошина О.В.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по геометрии для 7 - 9 классов, авторской программы к УМК  Л.С. Атанасян,   В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., учебного плана МБОУ г. Мценска « Средняя школа №4»  на 2017 – 2018 учебный год, Федерального перечня учебников на 2017 – 2018 учебный год. Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. Уровень обучения – базовый.

Преподавание предмета ведется по учебнику Л.С. Атанасяна  Геометрия 7 – 9, М.: «Просвещение», 2014 год

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметикаалгебрагеометрияэлементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

                Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится  2 часа в неделю, итого 68 часов.

В том числе:

Контрольных работ - 5

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение,  ИКТ.

Содержание учебного предмета.

Повторение (1 час)

Векторы. (9 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число)

 Метод координат. (11 ч.)

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (12 часов)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга. (12 часов)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

        В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.

        Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

 Движения. (11 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах геометрии. (2 часа)

Беседа об аксиомах геометрии.

Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

        Повторение.  (10часов)

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ОГЭ.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 9 классе

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельностиприобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Календарно – тематическое планирование

 

урока

Содержание

Дата

по плану

фактически

1

Повторение. (1 ч.)

Глава  IX. Векторы (9ч.)

2

Понятие вектора. Равенство векторов.п.79,80

3

Откладывание вектора от данной точки. п.81

4

Сума двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.п.82,83

5

Сумма нескольких векторов. п.84

6

Вычитание векторов. П.85

7

Произведение вектора на число. п.86

8

Применение векторов к решению задач. п.87

9

Средняя линия трапеции. п.88

10

Контрольная работа №1 «Векторы»

Глава  X. Метод координат (11ч.)

11

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. п.89,90

12

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора.

13

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора.

14

Простейшие задачи в координатах. п.91,92

15

Простейшие задачи в координатах

16

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. п.93,94

17

Уравнение прямой. п.95

18

Взаимное расположение двух окружностей.  п.96

19

Решение задач

20

Решение задач

21

Контрольная работа №2 «Метод координат»

Глава XI.  Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (12 ч.)

22

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла.  п.97

23

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. п.98

24

Формулы для вычисления координат точки.  п.99

25

Теорема о площади треугольника.  п.100

26

Теорема синусов.  п.101

27

Теорема косинусов.  п.102

28

Решение треугольников.  п.103

29

Решение треугольников

30

Решение треугольников

31

Скалярное произведение векторов.  п.105,106

32

Скалярное произведение в координатах.  п.107,108

33

Контрольная работа №3  «Решение треугольников»

Глава  XII.  Длина окружности и площадь круга. (12 ч.)

34

Правильный  многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.  п.109,110

35

Окружность, вписанная в  правильный многоугольник.  п.111

36

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.  п.112

37

Построение правильных многоугольников.  п.113

38

Длина окружности.  п.114

39

Площадь круга.  п.115

40

Площадь кругового сектора.  п.116

41

Решение задач

42

Решение задач

43

Решение задач

44

Решение задач

45

Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга».

Глава  XIII.  Движения. (11ч.)

46

Отображение плоскости на себя.  п.117

47

Отображение плоскости на себя

48

Понятие движения.  п.118

49

Понятие движения

50

Параллельный перенос. п.120

51

Параллельный перенос

52

Поворот.  п.121

53

Поворот

54

Решение задач

55

Решение задач

56

Контрольная работа №5

57, 58

Об аксиомах геометрии (2 ч.)

Повторение  (10 ч.)

59

Треугольники. Равенство треугольников

60

Четырехугольники

61

Четырехугольники

62

Подобие треугольников

63

Вписанные углы

64

Вписанные и описанные треугольники

65

Теорема Пифагора

66

Решение треугольников

67

Площади

68

Площади

Требования к уровню  подготовки обучающихся.

В результате изучения геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать        

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Геометрия

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно – методическое обеспечение

  1.   1.Атанасян Л. С. Геометрия 7 – 9 класс. М.: «Просвещение», 2014 г.

2.Атанасян Л. С. И др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. М.: Просвещение,2004

    3. Б.Г. Зив и др. Задачи по геометрии 7 -11 классы. М.: Просвещение. 2003г.           4.А.И. Ершова, В.В. Головобородько. Алгебра и геометрия. Самостоятельные и контрольные работы 9 класс. М.: Илекса. 2015г.

    5.Т.В. Абросимова. Математика. ОГЭ. Тематические работы. Саратов: Лицей, 1015.

    6. И. М. Сугоняев. Математика (геометрия). Подготовка к ОГЭ. Саратов: Лицей, 2016.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по геометрии 7-9 (учебник Атанасяна)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, презентации к урокам 8 класс...

Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы ос...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной поли...

Рабочая программа по геометрии 7класса ( по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.)

Рабочая программа по геометрии 7класса разработана на 2014-2015учебный год, она состоит из пояснительной записки, краткого курса геометрии 7класса, тематического планирования и календарно-тематическог...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...