Рабочая программа по геометрии для 8 класса (УМК А.Г. Мерзляк)
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Сергиенко Юлия Александровна

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, преподавание ведётся по учебнику А.Г. Мерзляка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._geometriya_8klass_merzlyak.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Муринский центр образования №1»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №  1  от

«___» августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_________________________

«___» августа     2017 г.

«Утверждено»

Приказом   № ___        

 от «__ » августа 2017 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ГЕОМЕТРИИ

Уровень  образования (класс) основное общее образование, 8 класс

Количество часов: 68                      

                               Учитель: Сергиенко Ю.А.

2017 г.

Пояснительная записка.

   Настоящая программа по геометрии для 8 класса средней  общеобразовательной школы  составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);
  • Примерной программы основного общего образования по математике (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-1263)
  • Математика: Программы: 5-11 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.

     Уровень рабочей программы – базовый.

     Учебно-методическое обеспечение:

  1. Методические  и учебные пособия.
  • Геометрия. 8 класс. /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
  • Геометрия: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович и др./- М.: Вентана - Граф, 2017.
  • Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./- М.: Вентана - Граф, 2016.
  • Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2005.
  • Сборники по подготовке к ОГЭ 2009-2018.
  1. Оборудование и приборы.
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
  • ПК
  1. Дидактический материал.
  • Карточки для проведения самостоятельных работ по темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по темам курса.
  • Тесты.
  • Таблицы.
  1. Медиа-продукты.
  • Интерактивные модели на уроках математики. Электронное учебное издание. Волгоград, «Учитель»,  2010.
  • Открытая математика.  Электронное учебное издание. М.,  «Физикон», ЗАО «Новый диск», 2006
  • Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация для выпускников. Электронное учебное издание.  М., Просвещение - Медиа, 2003
  • Презентации в программе PowerPoint
  1. Информационные источники

http://4ege.ru

http://mathege.ru

http://opengia.ru/

http://festival.1september.ru

http://www.uchportal.ru

http://zavuch.ru

http://alexlarin.net

http://school-collection.edu.ru

     http://pedsovet.ru

 

   Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшей в своей профессиональной деятельности  будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников вне зависимости от специальности, которую они выберут в дальнейшем. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информационную речь, уметь отбирать наиболее подходящие языковые средства.

       Цели обучения математике в школе:

  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Требования к результатам обучения и освоению содержания курса «Геометрия» (8 класс)

 в направлении личностного развития:

  • Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • Уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • Проявлять инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
  • Иметь представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.

в метапредметном направлении:

  • Иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • Уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • Уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • Уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассужден6ий, видеть различные стратегии решения задач;
  • Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • Уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.  

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • пользоваться геометрическим языком  для описания предметов  окружающего  мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • существо понятия алгоритма;
  • распознавать и строить четырёхугольники и их элементы,  определять виды  четырехугольников, применять  их свойства;
  • распознавать, строить и  находить среднюю  линию  треугольника, среднюю  линию  трапеции;
  • распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
  • строить вписанную в четырехугольник  окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
  • оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
  • применять теорему  Пифагора;  метрические  соотношения в прямоугольном треугольнике;
  • формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций  основных углов;
  • распознавать многоугольники, равновеликие  многоугольники, понятие площади многоугольника;
  • находить площади четырехугольников  различных видов, различных треугольников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
  • для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления и  применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

         

Формы организации учебного процесса:  индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные. Известно, что для развития ученика необходимо включать его в самостоятельную деятельность по решению проблем. Поэтому основными  методами работы должны стать проблемный, частично – поисковый и исследовательский методы обучения.

Средства обучения: предметные (наглядные пособия, вспомогательные средства);

практические (построение графиков, письменные упражнения);  интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и т.д.); эмоциональные.

Формы контроля:

  • Текущий. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;  содержание  определяется учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса.

Содержание.

1.Повторение  курса 7 класса. (1 час) Треугольник,  виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые.  Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

2.Четырехугольники (26 часов, из них 2 часа на к/р). Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции.  Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

3.Подобие треугольников. (12часов, из них 1 час на к/р) Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

4.Решение прямоугольных треугольников.(15 часов, из них 2 часа на к/р) Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

5.Многоугольники. Площадь многоугольника. (12 часов, из них 1 час на к/р) Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции, параллелограмма.

6.Повторение курса 8 класса. (2часа) Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.

Календарно-тематическое планирование.

Количество часов: 68

Количество планируемых к/р: 6

№ п/п

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Повторение материала 7 класса

1

Четырёхугольники.

26

2

Четырёхугольник и его элементы.

1

3

Решение задач по теме «Четырёхугольник и его элементы».

1

4

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

1

5

Свойства параллелограмма.

1

6

Решение задач по теме «Свойства параллелограмма»

1

7

Признаки параллелограмма

1

8

Решение задач по теме «Признаки параллелограмма»

1

9

Прямоугольник.

1

10

Прямоугольник. Решение задач.

1

11

Ромб.

1

12

Ромб. Решение задач.

1

13

Квадрат.

1

14

Квадрат. Решение задач.

1

15

Контрольная работа №1 по теме: «Параллелограмм. Виды параллелограмма"

1

16

Средняя линия треугольника

1

17

Средняя линия треугольника. Решение задач.

1

18

Трапеция. Виды трапеций.

1

19

Свойства равнобедренной трапеции.

1

20

Средняя линия трапеции.

1

21

Трапеция. Решение задач.

1

22

Центральные углы.

1

23

Вписанные углы.

1

24

Описанная окружность четырехугольника.

1

25

Вписанная окружность четырехугольника.

1

26

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Трапеция»

1

27

Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция».  

1

Подобие треугольников

12

28

Теорема Фалеса.

1

29

Теорема о пропорциональных отрезках

1

30

Решение задач по теме «Теорема Фалеса»

1

31

Подобные треугольники

1

32

Первый признак  подобия треугольников

1

33

Первый признак  подобия треугольников. Решение задач.

1

34

Второй признак подобия треугольников

1

35

Второй признак  подобия треугольников. Решение задач.

1

36

Третий признак  подобия треугольников

1

37

Третий признак  подобия треугольников. Решение задач.

1

38

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Подобие треугольников»

1

39

Контрольная работа №3 по теме:    «Подобие треугольников»

1

Решение прямоугольных треугольников

15

40

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

1

41

Решение задач.

1

42

Теорема Пифагора

1

43

Теорема Пифагора. Решение задач.

1

44

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

45

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

46

Контрольная работа №4 по теме: «Теорема Пифагора»

1

47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

1

48

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое свойство.

1

49

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение задач.

1

50

Решение прямоугольных треугольников

1

51

Решение прямоугольных треугольников

1

52

Решение задач

1

53

Повторение и систематизация учебного материала

1

54

Контрольная работа №5 по теме: «Решение  прямоугольных треугольников»

1

Многоугольники. Площадь многоугольника.

12

55

Многоугольники.

1

56

Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника.

1

57

Площадь параллелограмма

1

58

Площадь параллелограмма. Решение задач.

1

59

Площадь треугольника

1

60

Площадь треугольника. Решение задач.

1

61

Решение задач по теме «Площадь треугольника»

1

62

Площадь трапеции

1

63

Площадь трапеции. Решение задач

1

64

Решение задач по теме «Площадь трапеции»

1

65

Повторение и систематизация учебного материала

1

66

Контрольная работа №6  по теме:

 «Площади четырехугольников»

1

67

Повторение. Многоугольники.

1

68

Повторение. Подобные треугольники.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 8 класс (Мерзляк)

продолжение программы 7 класса...

Рабочая программа по геометрии 7 класс А.Г. Мерзляк

Рабочая  программа  составлена на основе:1)      федерального государственного образовательного стандарта (приказ МОиНРФ от 17.12.2010 № 1897);2)...

Рабочая программа по геометрии 8 класс УМК Мерзляк

Рабочая программа  составлена  из расчета 2 урока геометрии в неделю, 70 уроков в год....

Рабочая программа по геометрии 9 класс УМК Мерзляк

Рабочая программа составлена из расчета 2 урока в неделю, 68 уроков в год. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 8 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Рабочая программа по геометрии 8 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...

Рабочая программа по геометрии 9 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Рабочая программа по геометрии 9 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...

Рабочая программа по геометрии 7 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Рабочая программа по геометрии 7 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир...