урок геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Видясова Елена Васильевна

Урок-исследование по геометрии в 7 классе п теме "Сумма углов треугольника". Урок- изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geometrii_7_klass.docx142.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по геометрии в 7-м классе 
по теме 
"Сумма углов треугольника".

- “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь” древняя китайская пословица.

Учитель: Видясова Е.В.

Цели:1.  Повторить и закрепить: свойства параллельных прямых, виды треугольников, тренировать способность к нахождению углов треугольника, тренировать вычислительные навыки и навыки решения уравнений.

2. С помощью эксперимента подвести детей к формулировке теоремы о сумме углов треугольника, доказать ее и научить применять полученные знания в решении задач.

3. Закрепить знание и уточнить понимание шагов учебной деятельности, умение правильно их выполнять

4. Развитие познавательной деятельности, мышления, внимания.

Формируемые УУД:

ЛичностныеСамоопределение (мотивация учения), Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него)

Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно), Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий), Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)

ПознавательныеОбщеучебные формулирование познавательной цели

Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы на уроке: практическая групповая работа, фронтальный опрос, научный эксперимент.

Наглядные пособия и технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, модели треугольников.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение
  3. Устная работа.
  4. Постановка проблемы, определение путей ее решения.
  5. Выдвижение гипотезы.
  6. Подтверждения гипотезы.
  7. Доказательство теоремы.
  8. Решение заданий на закрепление изученной теоремы.
  9. Подведение итогов урока (рефлексия), задание на дом.

Ход урока

1. Оргмомент (проверяется готовность класса к уроку).

Сегодня наш класс превратится в научно-исследовательский институт, а вы станете его сотрудниками. И мы не только познакомимся с работой научно-исследовательского института, но и сами будем делать открытия!

И так: научно-исследовательский институт имеет подразделения:

1. Лаборатория экспериментов.

2.Лаборатория научных доказательств.

3. Лаборатория испытаний.

2. Повторение.

На предыдущих уроках мы с вами изучали признаки параллельности прямых и свойства углов при параллельных прямых. И сегодня на уроке, полученные по этой теме знания, помогут сделать открытие.

- Дайте определение параллельных прямых.

(Две прямые на плоскости называется параллельными, если они не пересекаются)

http://textarchive.ru/images/972/1943869/965f2eb0.png 

Устный опрос

1. Укажите:

а) пару накрест лежащих углов;

б) пару односторонних углов.

2. Свойства накрест лежащих и односторонних углов.

3. Определение равнобедренного треугольника и его свойства.

4. Определение равностороннего треугольника и его свойства

5. Определение развернутого угла и его свойство.

1) Сформулируйте определение треугольника.

(ТРЕУГОЛЬНИК – это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки)

2) Назовите элементы треугольника. (Вершины, стороны, углы)

3) Какие треугольники различают? (По сторонам: разносторонние, равносторонние, равнобедренные; карточки – треугольники)

4) Треугольники различают и по углам. Давайте с вами составим рассказ по теме: “УГОЛ”. Для этого используем план:

1. Угол – это фигура, … (Угол – это фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи называют сторонами угла, а точку – вершиной) 2. Если …, то угол называют … (Если величина угла 900, то угол называют прямым. Если – 1800, то угол называют развернутым.

Если больше 00,. но меньше 900, то называют острым.

Если больше 900, но меньше 1800, то угол называют тупым) Т. о. углы бывают тупые, острые, прямые и развернутые. 3. Внутренний угол треугольника – это …. Внутренний угол треугольника – угол, образованный его сторонами, вершина треугольника является вершиной его угла.

Значит, в треугольнике углы могут быть различными: тупыми, острыми и прямыми.

Лаборатория экспериментов

Начертите угол: (3 ученика работают у доски, остальные - на месте)

1 – ряд – тупой; 2 – ряд – прямой; 3 – ряд острый.

Дополните рисунок до треугольника. Что для этого нужно сделать?

(Взять по точке на сторонах угла и соединить их отрезками)

Полученные треугольники можно назвать: тупоугольными, прямоугольными и остроугольными. (Карточки – треугольники)

Обратите внимание, что у остроугольного треугольника все углы острые.

Физкультминутка для глаз. 
1. Голова неподвижна. Движутся только глаза. В вытянутой руке карандаш. Движение карандаша: влево- вправо- вверх-вниз (3раза)

2. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении - (6 - 7 раза)
3. Нарисуйте глазами треугольники: маленький, средний, большой

На доске размещены треугольники, которые предложены ребятам для работы.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_5.jpeg

Все ребята на местах измеряют произвольный треугольник и с помощью транспортира измеряют углы треугольников, записывают свои измерения и находят сумму углов треугольника. 
- Что заметили? 
- Величина градусной меры суммы углов треугольников близка к 180 градусам.

Выдвигаем гипотезу «Сумма углов треугольника равна 180 градусам»

- Итак, ребята, у вас появилась гипотеза, сумма углов треугольника равна180° . Однако, у многих из вас получились результаты, близкие к 180°, но не 180°, Почему? Измеряя, мы получаем приближенные значения. Сумма углов треугольника была практическим путем установлена, вероятно, еще в Древнем Египте, Прокл утверждал, что доказательство этого факта было известно еще в V в. до н. э. Однако у нас с вами есть гипотеза: сумма углов треугольника равна 180° , которую можно проверить еще одной практической работой: где еще сегодня называли это число? Величина развернутого угла.

На столах лежат треугольники. Путем перегибания соберем углы треугольника в одну точку.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_6.jpeg

Что у нас получилось? Что сумма углов треугольника равна 1800.

Лаборатория научных доказательств.

Для этого перейдем в лабораторию доказательств и здесь мы с вами докажем научно, что это действительно так!!!

Записываем формулировку нашего открытия – теорему.

Сумма углов треугольника равна 1800.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_7.jpeg

Дано: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_8.jpegАВС

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg2, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 – внутренние

Доказать: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1+ https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg2+https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 3=1800

Док-во: Попробуем доказать теорему, “собрав” все углы треугольника в одну вершину (на доске выполняется чертеж). “ Собрать углы” - значит, “ взять углы”, равные данным.

Когда https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg4=https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 1 (https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 5=https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 3)? (При параллельности прямой а и стороны АС)

Известно:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg5 +https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg2 + https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg=180°. (развернутый угол)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1 +https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 2+ https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 = 180°.

Повторить теорему, делая кратную запись:

ДАНО: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_8.jpegАВС, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg2, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 - внутренние.

ДОКАЗАТЬ: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1 +https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 2 + https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 = 180°.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО:

1) Проведем прямую а // АС, Вhttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_32.jpegа.

При вершине В получились 3 угла, которые в сумме составляют развернутый угол, т.е. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg4, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg2, https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg5

2) https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg5 +https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 2 +https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 4 = 180°. (развернутый угол)

3) https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg5 = https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 (внутренние накрест лежащие при а // АС и секущей ВС )

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg4 =https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 1(внутренние накрест лежащие при а // АС и секущей АВ)

4) Заменим в равенстве (*)https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg 5 на https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 , https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg4  на https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1 и получим https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg1 + https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg2 +https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_9.jpeg3 = 180°. Ч.т.д.

Повторить план доказательства:

- провести прямую через одну из вершин параллельно противолежащей стороне;

- составить пары равных углов;

- представить развернутый угол в виде суммы углов;

- заменить слагаемые равными им углами треугольника.

Лаборатория испытаний (практическое применение)

1. Чему равен третий угол в треугольнике, если один из углов 40°, второй 60°? (80°)

2. Чему равен угол равностороннего треугольника? (60°)

3. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (90°)

4. Чему равен острый угол прямоугольного равнобедренного треугольника? (45°)

5. Задачи по готовым чертежам.

Сегодня мы сделали научное открытие: сумма углов треугольника равна 180°.

Мы узнали, как в жизни происходит открытие, т.е. как ученые делают открытия, их доказывают и находят применения своим открытиям.

Подведение итогов урока: выставление оценок учащимся с обоснованием их, домашнее задание  П.30; №223.
Задание творческого характера: предлагаю обдумать следующую ситуацию 
(задание для самостоятельных размышлений дома).

Летели на корабле, сгорела часть карты. Нужно найти угол между двумя прямыми (от этого зависит жизнь тех, кто летел на корабле).


https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54871ed0e3c9d/urok-issliedovaniie-po-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika_50.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии 7 класс "Свойство медианы равнобедренного треугольника"

Презентация для доказательства теоремы на уроке геометрии по теме  "Свойство медианы равнобедренного треугольника"...

Урок геометрии 7 класс Некоторые свойства прямоугольных треугольников

Разработка и презентация к уроку геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"...

самостоятельная работа по геометрии 7 класс, тема "Сумма углов треугольника"

Работа представлена в виде презентации, позволяет закрепить изученный материал и подготовить обучающихся к контрольной работе...

Презентация к уроку геометрия 7 класс "Первый признак равенства треугольников"

Презентация к уроку геометрия 7 класс "Первый признак равенства треугольников"...

Презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Решение треугольников".

Презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Решение треугольников"....

Презентация к уроку геометрии 9 класс "Соотношения в прямоугольном треугольнике"

Презентация к уроку геометрии 9 класс "Соотношения в прямоугольном  треугольнике"...

К уроку геометрии 8 класс по теме: "Площадь треугольника"

Конспект урока и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Площадь треугольника"...