открытый урок по теме "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Гиниятуллин Айрат Минуллович

Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу учёному принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_teorema_pifagora.doc44 КБ
Файл urok_8-o1.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Утверждаю        

                                                                                                Руководитель отдельной дисциплины

                                                                                                             ______________ Ж. Калинина

                                                                                    «___» _____________ 2017г.

План-конспект

проведения открытого урока по геометрии

Тема урока: Теорема Пифагора.

Вид урока:  Изучение нового материала.

Учебные и воспитательные цели:

  1. Изучить теорему Пифагора.
  2. Сформировать умение вычислять неизвестные стороны в прямоугольном треугольнике.
  3. Развитие первоначальных умений и навыков в решении задач на применение теоремы Пифагора.
  4. Продолжить развитие грамотной математической речи.
  5. Развитие логического мышления, познавательного интереса, внимания, памяти.
  6. Способствовать формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.

Метод проведения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Место проведения: кабинет № 308.

Время проведения: 45 минут.

Материальное обеспечение: компьютер, интерактивная доска.

Руководство и пособия: учебник Л.С.Атанасян. Геометрия. 7-9 кл., презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

Вводная часть – 2 мин.

Преподаватель проверяет наличие суворовцев, готовность к занятию. Доводит тему, учебные и воспитательные цели урока.

Основная часть – 41 мин.

Этапы урока

Время (мин)

Действия преподавателя

Действия суворовцев

1

2

3

4

  1. Мотивация познавательной деятельности

4 минуты

Проблемная задача.

Слайд 2.

Фронтальная беседа с взводом.

Создание условий для необходимости изучения важной теоремы.

Обдумывают, высказывают предположения.

  1. Актуализация знаний

4 минут

Слайд 4-7.

Фронтальная работа с взводом.

Устно решают задачи. Отвечают на вопросы.

  1. Изучение нового материала.

15 минут

а) Практическая работа исследовательского характера

Организует работу суворовцев и путем исследовательской деятельности подводит к выводу формулы.

Слайд 8 - 15.

б) Работа над теоремой.

Организует работу суворовцев и путем логических рассуждений подводит к выводу теоремы Пифагора.

Слайд 16 - 17.

б) Историческая справка теоремы Пифагора.

Слайд 18 - 22

в) Решение проблемной задачи.

Предлагает суворовцам вернуться к первоначальной задаче.

Слайд 23 - 24.

Делают необходимые записи в тетрадях.

Выдвигают различные гипотезы. Находят связь между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника.

Делают необходимые записи в тетрадях. Выдвигают различные гипотезы.

Слушают значение теоремы Пифагора и другие его открытия.

Высказывают свои предположения.

  1. Закрепление материала.

18 минут

Организует самостоятельную работу суворовцев с последующей проверкой. Проверка ответов на интерактивной доске.

Слайд 25 - 28.

Практическое применение теоремы Пифагора (задачи из ОГЭ и ЕГЭ). Организует работу суворовцев у доски. Вызывает желающих.

Слайд 29 - 32.

Работают на индивидуальных карточках, применяя алгоритм  нахождения неизвестной стороны прямоугольного треугольника.  

Один суворовец работает у доски остальные решают задачи в тетрадях.

Сверяют свои ответы.

  1. Итоги урока.

2 минуты

Проводит опрос суворовцев. Слайд 33 - 34.

Подводит итоги урока.

Дает задание на самоподготовку.

Слайд 35 - 36.

Отвечают на вопросы. Внимательно слушают, записывают задание на самоподготовку в тетрадях.

Преподаватель:                                                              Гиниятуллин А.М.

«20» ноября 2017г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа 23 . 11 .201 7

Слайд 3

Классная работа Теорема Пифагора 23 . 11 .201 7

Слайд 4

Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?  A +  B = 90° Чему равна площадь этого треугольника? A C B a b c

Слайд 5

A B C D E S ABCDE = S ABC + S A C D + S ADE

Слайд 6

1 3 2 Найти  3, если  1+  2 = 90°.

Слайд 7

A B C D H a b h

Слайд 8

Практическая работа исследовательского характера : a b c

Слайд 9

Практическая работа исследовательского характера : a b c 5 12 13

Слайд 10

Практическая работа исследовательского характера : a b c 5 12 13 8 15 17

Слайд 11

Практическая работа исследовательского характера : a b c 5 12 13 8 15 17 9 12 15

Слайд 12

Практическая работа исследовательского характера : a 2 b 2 c 2 Вывод :

Слайд 13

Практическая работа исследовательского характера : a 2 b 2 c 2 25 144 169 Вывод :

Слайд 14

Практическая работа исследовательского характера : a 2 b 2 c 2 25 144 169 64 225 289 Вывод :

Слайд 15

Практическая работа исследовательского характера : a 2 b 2 c 2 25 144 169 64 225 289 81 144 225 Вывод : c 2 = a 2 + b 2

Слайд 16

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Теорема Пифагора A B C D K a c Доказательство: Дано: ∆ AKD,  A = 90 0 AK = a, AD = b, DK = c Доказать: c 2 = a 2 + b 2 ABCD - трапеция, AD = b, BC = a, AB = a + b. b a b c

Слайд 17

A B C a b c c 2 = a 2 + b 2 В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Слайд 24

A B C c 2 = a 2 + b 2 a c b a 2 b 2 c 2

Слайд 25

A B C a b c а b c 6 8 5 16 с² = а² + b ² с² = а² + b ² с² = а² + b ² c 2 = c 2 = b² = a² = c = b² = a² = b = a =

Слайд 26

A B C a b c а b c 6 8 10 5 16 с² = а² + b ² с² = а² + b ² с² = а² + b ² c 2 = 36 + 64 c 2 = 1 00 b² = a² = c = 1 0 b² = a² = b = a =

Слайд 27

A B C a b c а b c 6 8 10 5 6 16 с² = а² + b ² с² = а² + b ² с² = а² + b ² c 2 = 36 + 64 61 = 25 + b ² c 2 = 1 00 b² = 61 – 25 a² = c = 1 0 b² = 36 a² = b = 6 a =

Слайд 28

A B C a b c а b c 6 8 1 0 5 6 8 16 с² = а² + b ² с² = а² + b ² с² = а² + b ² c 2 = 36 + 64 61 = 25 + b ² 256 = a ² + 192 c 2 = 1 00 b² = 61 – 25 a² = 256 - 192 c = 1 0 b² = 36 a² = 64 b = 6 a = 8

Слайд 29

Задание ОГЭ и ЕГЭ

Слайд 30

Задание 1. Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м ?

Слайд 31

Задание 2. Два тепл охода вышли из порта, следуя один на север, другой на запад. Скорости их равны соответственно 10 км/ч и 24 км/ч . Какое расстояние (в километрах) будет между ними через 2 часа ?

Слайд 32

Решение 20 км 48 км ?

Слайд 33

A B C a b c c 2 = a 2 + b 2 В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Слайд 34

3 4 6 8 5 4 5

Слайд 35

A B C a b c Задание на самоподготовку Вычислить длину а, b , с прямоугольного треугольника: 2 . От столба к дому натянут провод длиной 17 м, который закреплён на стене дома на высоте 4 м от земли. Вычислите высоту столба, если расстояние от дома до столба равно 15 м. . № a b c 1 21 29 2 3 5 3 28 45

Слайд 36

На обоих берегах реки растет по дереву, одна против другой. Высота одной 30 метров, другой -20 метров. Расстояние между их основаниями - 50 метров. На верхушке каждого дерева сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между деревьями. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокого дерева появилась рыба?