Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»

8 класс

 

 

ТЕМЕ:   ТЕОРЕМА ПИФАГОРА

ЦЕЛЬ УРОКА:   Рассмотреть теорему Пифагора и показать её

                                      применение в ходе решения задач. Научить учащихся

                                      решать задачи по теме урока.

 

                                  ХОД   УРОКА.

 

1.     Организационный момент:

Сообщить тему урока, сформулировать цель.

 

2.     Актуализация знаний учащихся.

1. Решение задач по готовым чертежам с целью подготовки учащихся к восприятию

    нового материала ( используется  кодоскоп или интерактивная доска для всех

    заданий)

 

№ 1.                                                          Какой треугольник изображен

                                                                  на рис.1?  ( прямоугольный)

 

                                                                        Как называются стороны прямоугольного

                                                                        треугольника?  (катеты, гипотенуза)

 

                                                                        Какая сторона называется гипотенузой?

                                                                        (сторона, лежащая против угла в 90º)

 

                                                                              Какие стороны называются катетами?

                                                                              ( стороны, образующие угол 90º)

 

 

                                                                              По рис.1 назовите катеты и гипотенузу.

 

 № 2. По данным рисункам найдите угол image. Объясните свое решение.

 

       № 3.                                                                   № 4.

 

Найти: Sтреуг. АВСД                                       Доказать, что АРДВ – квадрат

№ 5. По рис. Составить математическое предложение:

                     « Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов».

 

а)                                                           Задание:

                                               -  Назвать гипотенузу

                                               -  Записать: «квадрат гипотенузы»

                                               -  Найти катеты

                                               -  Записать: «квадрат катета»

                                               -  Записать: «квадрат гипотенузы равен сумме

                                                   квадратов катетов»

                                               -   Сделать вычисления

 

         5 ² = 3 ² + 4 ²

         25 = 9 + 16

         25 = 25 , верное равенство.

 

б)     Аналогично:                       10 ² = 6 ² + 8 ²

                                                      100 = 100, верно

 

в)    Аналогично                         13 ² = 12 ² + 5²

                                                       169 = 169, верно

 

Учитель:  Мы рассмотрели три задачи в которых по рис. составили утверждения:

                 « квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»

                             - и что, всегда получали?  ( верное равенство)

                             -  с какими треугольниками мы работали? ( прямоугольными)

 

Учитель:  Итак, мы познакомились с теоремой, которую знают все ученики. Но сначала

                  послушаем о математике, чьё имя она носит.

 

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПИФАГОРЕ ( задание дано ученику заранее)

 

Учитель:  Знаете ли вы что-нибудь связанное с именем Пифагора? (выслушить)

Учитель:  Обо всем этом мы и поговорим

                  Запишем тему урока: «Теорема Пифагора»

 

3.     Изучение нового материала

 

У каждого ученика лежит листок с готовым чертижом для доказательства теоремы.

Условие и док-во теоремы ученики пишут на этом листке ( Приложение 1)

 

 

                                                                     Дано:

 

 

                                                                     Док-ть:

 

 

 

                                    Доказательство:

 

Доказательство теоремы идет под руководством учителя, на доске и в тетрадях учеников.

 

4.     Закрепление изученного материала

 

1)      По карточке  А сделать математическую запись теоремы Пифагора, если это возможно.

      ( У каждого ученика есть такая карточка на парте. Эти же рис на доске.

Ученики по очереди выходят к доске и делают записи с объяснениями)

 

Учитель:  Всегда ли можно использовать теорему Пифагора?  ( Нет)

 

Вывод:    Чтобы использовать теорему Пифагора надо:

1)      Убедится, что треугольник прямоугольный;

2)      Найти гипотенузу, катеты;

3)      Записать теорему Пифагора  с ² = а ² + в ²

2)      Решить № 484 (а) – ученик на доске;

                                (б) – самостоятельно с последующей проверкой;

                                (г) – ученик на доске.

      Решить № 486 (а)  - работа по готовым чертежам, запись в тетрадях

                                        самостоятельно

 

                        Решить № 487 – разобрать по готовому чертежу, в тетрадях записать сам-но.

 

3)      Работа в микрогруппах  (парах). Заполнить таблицу. Карточка Б.

 

5.     Итог урока:

 

           -  Что нового узнали на уроке?

           -  Как формулируется теорема Пифагора?

           -  Для использования теоремы Пифагора, что необходимо учитывать?

 

6.     Домашнее задание:

 

              П.54, теорема, вопрос 8,  № 483 (в, г), 484 (в, д), 486 (в),

              Творческое задание : дополнить таблицу Б

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Теорема Виета и ее применение"

Этот урок я провела в рамках городского семинара учителей математики....

Конспект открытого урока по теме "Теорема Пифагора" 8 класс

Конспект открытого урока по геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора". Первый вводный урок по данной теме. На уроке рассказывается о Пифагоре, о теореме Пифагора, простейшие доказательства и зад...

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Этапы урока: Актуализация знаний. Постановка проблемы. Доказательство теоремы. Решение задач. Подведение итогов урока....

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока, презентация, приложения и самоанализ урока....

Открытый урок по теме "Теорема Виета"

Разработка открытого урока по алгебре для 8 класса по теме "Теорема Виета"....

открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

Пифагор сделал много важных открытий, но наибольшую славу учёному принесла доказанная им теорема, которая сейчас носит его имя....

Открытый урок по теме "Теорема Виета", 8-й класс.

Открытый урок по алгебре по теме "Квадратные уравнения.Теорема Виета."...