Предметный курс "Наглядная геометрия" 5 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

  1. Предмет

    Предметный курс «Наглядная геометрия»

    Класс

    Нормативная  база

     

    Рабочая программа по предметному курсу составлена на основе:

    1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897(ред. от 31.12.2015);
    2. Основной образовательной программы образовательного учреждения,   протокол педагогического совета от 24.06 2016 г. № 12;
    3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год

    Основные цели и  задачи реализации содержания предмета

    Цель: развитие понятия геометрия, выработка умений выполнять  геометрические построения, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению  предметного курса   геометрии.

    Задачи:

    • Формировать устойчивый  интерес учащихся к геометрии;
    • Выявлять и развивать  математические способности обучающихся;
    • Обеспечивать усвоение обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развивать умения самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
    • Формировать и развивать  аналитическое и  логическое мышление;
    • Расширять математические представления учащихся по определённым темам, включённым в систематический курс геометрии.
    • Развивать коммуникативные и общеучебные  навыки работы в группе, самостоятельной работы, умения вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.    

    Срок реализации

    2018-2019 учебный год

    Место предмета в учебном плане

     1 час в неделю, всего 34 часа в год

    Структура курса

     

    • Основные понятия геометрии
    • Отрезки и углы
    • Ломаные и многоугольники
    • Многогранники
    • Окружность. Геометрические места точек
    • Графы. Кривые
    • Симметрия

    Структура рабочей программы

    1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

    2)  содержание учебного предмета;

    3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pk_naglyadnaya_geometriya_5b.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Абатская средняя общеобразовательная школа № 1

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики МАОУ Абатская СОШ №1

______________Бурмистрова Е.Ю.

«___»__________________2018 г.

протокол  № _________________

«Согласовано»

заместитель директора по УВР МАОУ Абатская СОШ №1

__________Т.В. Сухарева

«___»___________2018 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Абатская СОШ №1

__________ Н.В.Куликова

Приказ  № _____________

 от «___»_________ 2018 г.

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

     в 5 «б» классе на

2018-2019 учебный год

Составитель: Е.Ю. Бурмистрова,

учитель математики

МАОУ Абатская СОШ №1 первой квалификационной категории

с. Абатское

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предметному курсу составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897(ред. от 31.12.2015);
  2. Основной образовательной программы образовательного учреждения,   протокол педагогического совета от 24.06 2016 г. № 12;
  3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.

Учебно-методический комплект:

  1. Смирнов В. А., Смирнова И. В., Ященко И. В.         Наглядная геометрия. - М.: МЦНМО. 2013. - 272 с.
  2. Смирнов В. А., Смирнова И. В., Ященко И. В.         Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №1.- М.: МЦНМО. 2012. - 88 с.
  3. Смирнов В. А., Смирнова И. В., Ященко И. В.         Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №2.- М.: МЦНМО. 2012. - 88 с.
  4. Смирнов В. А., Смирнова И. В., Ященко И. В.         Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №3.- М.: МЦНМО. 2012. - 88 с.
  5. Смирнов В. А., Смирнова И. В., Ященко И. В.         Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь №4.- М.: МЦНМО. 2012. - 88 с.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты, восприятию геометрических форм, развитию воображения и пространственных представлений.  

Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметики правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Содержание линии предметного курса «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.

В программе  предметного курса «Наглядная геометрия»  учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).  Данный курс предназначен для учащихся 5  класса и имеет практико-ориентированную направленность. Курс  включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера.

Сознательное овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

                Цель изучения  предметного курса – развитие понятия геометрия, выработка умений выполнять  геометрические построения, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению  предметного курса   геометрии.

                Задачи предметного курса:

  • Формировать устойчивый  интерес учащихся к геометрии;
  • Выявлять и развивать  математические способности обучающихся;
  • Обеспечивать усвоение обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развивать умения самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • Формировать и развивать  аналитическое и  логическое мышление;
  • Расширять математические представления учащихся по определённым темам, включённым в систематический курс геометрии.
  • Развивать коммуникативные и общеучебные  навыки работы в группе, самостоятельной работы, умения вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.    

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Познавательные УУД:

  • смысловое чтение;
  • умение делать выводы в результате работы, в т.ч. совместной работы класса и учителя;
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие творческого, логического мышления;
  • развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
  • развитие способности к самопознанию;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

в результате занятий предметного курса учащиеся должны уметь:

Основные понятия геометрии

- понимать, идеализацией каких объектов являются точки, прямые и плоскости;

- изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки;

- устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости;

- решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости.

Отрезки и углы

- сравнивать отрезки и устанавливать их равенство;

- измерять длины отрезков с помощью линейки;

- откладывать отрезки заданной длины;

- изображать, обозначать и называть углы;

- устанавливать виды углов;

- сравнивать углы и устанавливать их равенство;

- проводить биссектрису угла;

- измерять градусные величины углов с помощью транспортира;

- изображать углы заданных градусных величин;

- решать задачи на нахождение длин отрезков и величин углов.

Ломаные и многоугольники

- изображать, обозначать и называть ломаные и многоугольники;

- устанавливать вид многоугольников;

- проводить диагонали многоугольника;

- находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Треугольники и четырехугольники

- изображать, обозначать и называть треугольники и четырёхугольники;

- устанавливать вид треугольников и четырёхугольников;

- проводить высоты, медианы и биссектрисы треугольника;

- решать задачи на нахождение сторон и углов треугольников и четырёхугольников.

Окружность. Геометрические места точек

- изображать окружности и круги;

- отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды

окружности;

- устанавливать взаимное расположение двух окружностей;

- находить приближённое значение длины окружности;

- решать задачи на нахождение и изображение геометрических

мест точек.

Графы. Кривые

- приводить примеры графов и изображать графы;

- устанавливать универсальность графов;

- решать задачи на раскрашивание карт;

- изображать кривые, как траектории движения точек: циклоиду,

кардиоиду, астроиду и др.

Симметрия

- изображать фигуру, центрально-симметричную данной;

- устанавливать центральную симметричность фигур и находить

их центр симметрии;

- изображать фигуру, симметричную данной относительно заданной оси;

- находить и изображать оси симметрии заданных фигур;

- изображать фигуру, полученную поворотом данной фигуры на данный угол вокруг данной точки;

- выяснять порядок симметрии данной фигуры и изображать центр симметрии;

- изображать паркеты на плоскости, выяснять возможность построения паркетов из заданных многоугольников.

Многогранники

- изображать многогранники;

- устанавливать выпуклость и невыпуклость многогранников;

- находить число вершин, рёбер и граней многогранников;

- изготавливать развёртки многогранников;

- моделировать многогранники.

CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные понятия геометрии

Точки, прямые, плоскости. Лучи и отрезки. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Параллельные и перпендикулярные прямые.

Отрезки и углы

Сравнение отрезков. Равенство отрезков. Сложение и вычитание отрезков. Измерение длин отрезков. Единицы измерения длины. Полуплоскость и угол. Виды углов: острые, прямые, тупые углы, развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы. Сравнение углов. Равенство углов. Сложение и вычитание углов. Биссектриса угла. Градусная величина угла. Измерение величин углов.

Ломаные и многоугольники

Ломаная. Простые и замкнутые ломаные. Длина ломаной. Многоугольник. Диагонали многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. 3вёздчатые многоугольники. Периметр многоугольника.

Треугольники и четырехугольники

Треугольник. Остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние треугольники. Гипотенуза и катеты прямоугольного треугольника. Высота, медиана и биссектриса треугольника.

Четырёхугольник. Выпуклые и невыпуклые четырёхугольники. Прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция. Равнобедренная и прямоугольная трапеции.

Многогранники

Понятие многогранника. Вершины, рёбра и грани многогранника. Выпуклые и невыпуклые многогранники. Куб, параллелепипед, призма, пирамида. Правильные, полуправильные и звёздчатые многогранники. Развёртки. Моделирование многогранников.

Окружность. Геометрические места точек

Окружность и круг. Центр и радиус окружности. Хорда и диаметр окружности. Взаимное расположение двух окружностей. Длина окружности.

Геометрическое место точек Примеры.

Графы. Кривые

Графы. Вершины и рёбра графов. Примеры графов. Уникурсальные графы. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах. Задачи о раскрашивании карт.

Кривые, как траектории движения точек: циклоида, кардиоида, астроида.

Симметрия

Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры. Примеры.

Осевая симметрия. Примеры. Поворот. Примеры. Паркеты на плоскости. Правильные паркеты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

   Дата проведения

всего

теория

практика

План

Факт

Основные понятия геометрии

1

1

Точки, прямые, плоскости

1

0,5

0,5

03.09

 Лучи, отрезки

1

0,5

0,5

10.09

Отрезки и yглы

1

3

Измерение длин отрезков

1

0

1

17.09

Полуплоскость и угол

1

0,5

0,5

24.09

Измерение величин углов

2

0,5

1,5

01.10

08.10

Ломаные и многоугольники

1

2

Ломаные

1

0,5

0,5

15.10

Многоугольники

2

0,5

1,5

22.10

29.10

Треугольники и четырехугольники

1

3

Треугольники

2

0,5

1,5

12.11

19.11

Четырёхугольники

2

0,5

1,5

26.11

03.12

Многогранники

2,5

7,5

Многогранники

2

0,5

1,5

10.12

17.12

Моделирование многогранников

2

0,5

1,5

24.12

14.01

Правильные многогранники

2

0,5

1,5

21.01

28.01

Полуправильные многогранники

2

0,5

1,5

04.02

11.02

3вёздчатые многогранники

2

0,5

1,5

18.02

25.02

Окружность. Геометрические места точек

1

2

Окружность и круг

2

0,5

1,5

04.03

11.03

Геометрические места точек

1

0,5

0,5

18.03

Графы. Кривые

1

1

Графы

1

0,5

0,5

01.04

Раскрашивание карт

1

0,5

0,5

08.04

Симметрия

2

4

Центральная симметрия

2

0,5

1,5

15.04

22.04

Осевая симметрия

2

0,5

1,5

29.04

06.05

Поворот

1

0,5

0,5

13.05

Паркеты

1

0,5

0,5

20.05

ИТОГО

34

10,5

23,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружной предметный мониторинг 6 класс

Окружной предметный мониторинг по английскому языку 2012-13 учебный год для 6 класса...

окружной предметный мониторинг 8 класс

окружной-предметный мониторинг по английскому языку 8 класс 2012-2013  учебный год...

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика

Таблицы содержат требования по модулю 1 "Укрощение компьютера" по прогрмме Горячева 7 класс (1-я четверть)...

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика 2 модуль

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика 2 модуль "Создание печатных изданий" ФГОС, по программе Горячева...

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика 3 модуль

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика 3 модуль по программе Горячева (3 четверть)...

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика 4 модуль

Таблицы требований к формированию предметных действий 7 класс информатика 4 модуль "Общение в сети Интернет" (4 четверть)...

График мониторинга предметных результатов. 5 класс, предмет "Физика и химия"

График мониторинга предметных результатов по предмету "Физика и химия" для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС ООО....