Интерактивная доска -средство активизации процесса обучения
материал по геометрии (7 класс) на тему

Алекина Валентина Григорьевна

Интерактивная доска. Практика применения доски на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная доска-средство активизации процесса обучения

В. Г. Алекина - учитель математики МОУ «СОШ №20» 

Петроглифы Карелии – высеченные изображения на каменной основе с древнейших времён до средневековья   выбивались на стенах пещер, на скалах, на камнях. Это и были прототипы школьных досок. Школьные доски долгое время были грифельными и стеклянными, писали на них мелом.

В середине 20 века стали появляться безмеловые доски. «Венцом творения» в эволюции школьной доски стали интерактивные доски. В рамках Федеральной целевой программы развития образования в нашу школу комплект оборудования с интерактивной доской Interwrite Board поступил в 2008 году. Интерактивная доска - учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, присоединённый к компьютеру. Изображение с него передаёт на экран проектор. Доска основана на электромагнитной технологии, имеет высокую скорость реагирования на прикосновение, белого цвета, обладает твёрдой антибликовой поверхностью. Для рисования и управления доской  используется электронное перо. При этом ощущения от письма такие же естественные, как и при письме обычным маркером.

Интерактивная доска Interwrite Board совместно с мультимедийным проектором и компьютером предоставляет преподавателю широкие возможности для подготовки и проведения занятий. Они способствуют восприятию информации в том виде, к которому привык  современный школьник. Интерактивные средства обучения - это способ вовлечь в учебный процесс ученика, который довольно хорошо ориентируется  в цифровом мире и активно использует электронные устройства: телевизор, компьютер, сотовый телефон.

В нашей школе  интерактивная доска установлена в кабинете математики. Я изучала возможности доски самостоятельно. Шаг за шагом подробно разобрала режимы работ, инструменты, настройки. Хотя пользоваться интерактивной доской несложно, бывало, что несколько дней «ломала голову» над очередной её функцией. Нередко ученики были моими учителями в освоении мультимедийного оборудования.       Самым первым шагом в освоении интерактивной доски детьми я разрешила всем желающим порисовать на доске, делать записи, переносить картинки из коллекции, изменять их, пользоваться  цветным пером, ластиком, убирать записи с доски и т.д.  Концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования  ориентирована на развитие личности ребёнка. Реализовать новый стандарт невозможно без матапредметного подхода к обучению и воспитанию.

Моя тема самообразования - «Исследовательская работа на уроках математики с применением ИКТ - активизация процесса обучения» Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является исследовательско - поисковый метод. По своей дидактической сущности  он нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Данный метод ориентирован на активное применение школьной медиатеки и Интернет ресурсов. Особенностью его является интеграционный  характер, что позволяет  усилить межпредметные связи.   В ходе исследования у  учащихся появляется возможность делать что-то интересное в группе или индивидуально, проявлять себя, прилагать свои знания, приносить пользу и показывать публично достигнутый результат. Повышается самооценка ученика.

Например, в 5 классе провожу работу по определению стоимости ремонта школьных коридоров (проводятся измерения, вычисляется  общая площадь, узнаётся цена кг краски и определяется стоимость материалов для ремонта).

А шестиклассники весной определяют скорость течения реки Неглинка, на берегу которой стоит наша школа. Изучают материал о Неглинке, мастерят кораблики и на отведённом участке реки измеряют расстояние, засекают время прохождения корабликом этого расстояния, вычисляют скорость течения реки.  И не так важна точность в определении скорости.  Здесь большое значение имеет групповая работа на улице, положительные эмоции, грамотно выполненная презентация о ходе и итогах работы, публичное выступление.

Восьмиклассники, демонстрируя презентации, стараются использовать возможности доски. Например,  провожу  исследовательскую работу по определению высоты предмета. Задача одной из групп состоит  в том,  чтобы определить,  за каким столом должен сидеть ученик со сниженным зрением, чтобы видеть записи с доски так же, как и с учебника на расстоянии 30 см.  При решении задачи используется  признак подобия треугольников. Доказательство подобия треугольников было прикрыто шторкой, и оно открывается постепенно.

 Из встроенных шаблонов в 10-11 классах часто использую шаблон 4 координатных плоскостей. В теме «Исследование функции с помощью производной»  на одной верхней плоскости рисую график функции, под ней разными цветами ученики рисуют графики производной функции. Успешно отрабатывается взаимосвязь между графиком функции и графиком производной функции, монотонность функции, экстремумы. Работу можно выполнять многократно. Затем на верхней плоскости рисую график производной функции, а на нижней – график функции. И вновь ученики отвечают на вопросы исследования функции. Радует то, что даже в 11 классе желающих нарисовать графики предостаточно. На консультациях при подготовке к ЕГЭ задания группы В выбираются из открытого банка задач и выводятся на интерактивную доску. Решение записывается на доске, главное выделяется цветным пером.  Аналогично поступаю со сканированными работами из печатных источников, в том числе, вариантами Статграда.

В моём кабинете в комплект оборудования установлен комбайн (сканер + принтер). Я практикую проверку домашнего задания следующим образом: текст выполненного задания сканируется и выводится  на интерактивную доску. Работа проверяется, обсуждается, исправления выполняются  маркером на доске как в обычной тетради.

На уроках геометрии решаются задачи по готовым чертежам. Чертёж из презентации выводится на доску. Далее идёт решение задачи с краткими записями на  интерактивной доске. Базовые задачи таким образом можно решать неоднократно.

Графический способ решения уравнений и систем уравнений также удобно выполнять на интерактивной доске. Наглядно,  в темпе можно рассмотреть все случаи решения.

Материалы цифровых образовательных ресурсов использую при устном счёте. Задания типа «Заполни таблицу», «Поставь уравнению в соответствие его график» и др. аналогичны заданиям первой части ГИА в 9 классе и  полезны при изучении материала и повторении.  

При подготовке к урокам  объяснения нового материала можно заранее оформить страницы с записями, чертежами, графиками  и сохранить их, использовать при объяснении и закреплении изучаемого материала.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается  в активную работу на уроке. Обостряется восприятие, изменяется мотивация, повышается концентрация внимания, удаётся привлечь и удержать внимание ученика, улучшается понимание и запоминание материала. Известно, что человек запоминает 5 % услышанного, 20 % увиденного. Следовательно, повышается КПД урока. Использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования  учебного процесса, активизирует и делает творческой совместную работу учащихся и учителей. Однако доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит  от мастерства учителя и качества специализированного программного обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от молодого поколения жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноц...

СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...

интерактивная доска -средство активизации процесса обучения

Применение интерактивной доски на уроках математики...

3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА

Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...