Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

Маленкина Светлана Алексеевна

Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.2016

Урок № 54

Класс 7

Предмет Геометрия

МБОУ Шерекинская СОШ

Тема урока: Прямоугольные треугольники. Решение задач.

УМК Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. для 7-9 классов

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 13/5

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков и способов умственных действий.

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке

Знать и распознавать прямоугольный треугольник, знать и определять термин «катет», «гипотенуза», знать свойства и признаки прямоугольного треугольника, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства и признаки, проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

Построение прямого угла с помощью окружности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.

обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач.

Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, формированию потребности приобретения новых знаний.

Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Развивающее обучение

практикум

объяснительно-иллюстративный

Средства обучения

Презентация по теме урока.

Раздаточный материал.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, скрепки

Источники информации:

для учителя

для обучающихся

конспект

презентация, раздаточный материал, сайт http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/10/05 prezentatsiya-k-uroku-geometrii-v-7-klasse

Цель урока:

(определяется планируемыми результатами и способами их достижения)

Задачи урока:

(конкретизация цели)

Закрепить основные свойства прямоугольных треугольников. Совершенствовать навыки применения основных свойств прямоугольных треугольников при решении задач. Развивающая – развивать самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира, настойчивость в достижении конечных результатов своей деятельности.

Научить учащихся самостоятельно работать;

высказывать предположения и догадки;

уметь делать обобщение изучаемых факторов.


Характеристики этапов урока

1

2

3

4

5

6

7

Этап урока, время

Цель этапа

Формируемые УУД

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт деятельности учащихся

Используемые на этапе СО

Организационный момент, 2 мин.

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

ф

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку

Тетради, канцелярские принадлежности

Актуализация знаний, 4 мин

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

контроль, оценка, умение слушать

и, ф

Контролирует выполнение работы

Учащийся читает доклад, а затем задает вопросы учащимся

Заметки в тетради

сообщение

Практическая работа, 7 мин

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

и

Организует практическую работу, осуществляет контроль выполнения.

Выполняют задание

Треугольник из скрепок, построенная окружность и прямой угол

Презентация,

Домашнее задание, 2 мин

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

и

Дает пояснения к домашней работе

Записывают домашнее задание

Карточка с заданием в дневнике

презентация

Применение свойств прямоугольного треугольника при решении задач, 27 мин

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

ф

п

ф

Организует обсуждение способов решения.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует коллективную проверку.

Выполняют задания, проговаривая и обосновывая конкретный способ решения задачи.

Выявляют закономерность, записывают решение в опросный лист.

Сравнивают свое решение с озвученным верным, анализируют и исправляют ошибки.

Заполненный бланк с заданиями

Презентация, раздаточный материал

Подведение итогов, 3 мин

адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

ф

Дает оценку работы учащихся.

Активное слушание.


Ход урока

1. Организационный момент (готовность к уроку).

Мотивация

Записываем тему урока в тетрадь.

В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать особенности геометрических фигур.

- Даю учащимся «установку»: развивать и тренировать свое геометрическое зрение.

- То, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке геометрии, заинтересовало людей еще в VI веке до нашей эры. Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которых человек узнал еще в глубокой древности, т. к.  эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни.

2. Актуализация знаний

Докладчик. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются во многих папирусах Древней Греции и Древнего Египта. Еще в древности стали вводить некоторые знаки обозначения для геометрических фигур.

Древнегреческий ученый Герон (I век)  впервые применил знак Δ вместо слова треугольник.

Треугольники получили очень широкое распространение в жизни человека.

Почему для прочных конструкций используют именно треугольники, нам предстоит узнать в старших классах.

Прямоугольный треугольник занимал почетное место в Вавилонской геометрии. Стороны прямоугольного треугольника: гипотенуза и катеты.

Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «гипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».

Евклид говорил: «Катеты – это стороны, заключающие прямой угол».

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какой треугольник называется прямоугольным?

Как называются стороны прямоугольного треугольника? Какая сторона большая? Показать по рисунку.

Прямоугольный треугольник может быть равнобедренным? А равносторонним? Почему?

3. Практическая работа

- В Древней Греции уже был известен способ построения прямоугольного треугольника на местности. Для этого использовали веревку, на которой были завязаны 12 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга. Давайте и мы попробуем построить прямоугольный треугольник.

Несмотря на то, что веревки были разной длины, принцип построения у всех одинаков: одна сторона содержит 3 отрезка, другая – 4 отрезка, третья – пять.

При строительстве пирамид в Египте именно так изготавливали прямоугольные треугольники. Наверно поэтому прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5 и назвали египетским треугольником.

Конечно, сейчас этот способ устарел, и я покажу вам один из простых способов построения прямоугольного треугольника. Для этого вам потребуется циркуль.  Обоснование этому способу построения вы дадите в старших классах.

Ребята под диктовку строят:

-Постройте окружность произвольного радиуса. Проведите в ней диаметр. Возьмите любую точку на окружности. Соедините отрезками эту точку с концами диаметра. Получили треугольник. Покажите свои треугольники. Проверьте, является ли он прямоугольным?

Решение в рабочей тетради и у доски №142 стр.58, №144 стр. 59.

4. Домашнее задание

Через урок вы должны подготовить сообщение, где и как применяются прямоугольные треугольники в нашей жизни. Лучше, если вы это сделаете в виде небольшой презентации. (Открыть дневники, записать на пятницу).

П.36 Применение свойств прямоугольного треугольника при решении задач

№269-учебник, № 145 – рабочая тетрадь

5. Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач" для 7 класса

Презентация к открытому уроку по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс

Технологическая карта урока  геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме : "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"...

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс

Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач."

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока геометрии "Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач"-7класс.

Формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме Свойства прямоугольных треугольников»....