Главные вкладки

    Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".
    методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

    Маленкина Светлана Алексеевна

    Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 22.04.2016

    Урок № 54

    Класс 7

    Предмет Геометрия

    МБОУ Шерекинская СОШ

    Тема урока: Прямоугольные треугольники. Решение задач.

    УМК Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. для 7-9 классов

    Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 13/5

    Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков и способов умственных действий.

    Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке

    Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке

    Знать и распознавать прямоугольный треугольник, знать и определять термин «катет», «гипотенуза», знать свойства и признаки прямоугольного треугольника, решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства и признаки, проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

    Построение прямого угла с помощью окружности

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Умение измерять углы треугольника и его стороны; умение делать выводы на основе полученных результатов (свойства прямоугольного треугольника); умение применять свойства прямоугольного треугольника к решению задач.

    обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач.

    Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, формированию потребности приобретения новых знаний.

    Технология обучения

    Форма обучения

    Метод обучения

    Развивающее обучение

    практикум

    объяснительно-иллюстративный

    Средства обучения

    Презентация по теме урока.

    Раздаточный материал.

    Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, скрепки

    Источники информации:

    для учителя

    для обучающихся

    конспект

    презентация, раздаточный материал, сайт http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2013/10/05 prezentatsiya-k-uroku-geometrii-v-7-klasse

    Цель урока:

    (определяется планируемыми результатами и способами их достижения)

    Задачи урока:

    (конкретизация цели)

    Закрепить основные свойства прямоугольных треугольников. Совершенствовать навыки применения основных свойств прямоугольных треугольников при решении задач. Развивающая – развивать самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира, настойчивость в достижении конечных результатов своей деятельности.

    Научить учащихся самостоятельно работать;

    высказывать предположения и догадки;

    уметь делать обобщение изучаемых факторов.


    Характеристики этапов урока

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Этап урока, время

    Цель этапа

    Формируемые УУД

    ФОУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Продукт деятельности учащихся

    Используемые на этапе СО

    Организационный момент, 2 мин.

    Создать благоприятный

    психологический

    настрой на работу

    самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    ф

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

    Готовятся к уроку

    Тетради, канцелярские принадлежности

    Актуализация знаний, 4 мин

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности

    контроль, оценка, умение слушать

    и, ф

    Контролирует выполнение работы

    Учащийся читает доклад, а затем задает вопросы учащимся

    Заметки в тетради

    сообщение

    Практическая работа, 7 мин

    Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

    проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

    и

    Организует практическую работу, осуществляет контроль выполнения.

    Выполняют задание

    Треугольник из скрепок, построенная окружность и прямой угол

    Презентация,

    Домашнее задание, 2 мин

    Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    и

    Дает пояснения к домашней работе

    Записывают домашнее задание

    Карточка с заданием в дневнике

    презентация

    Применение свойств прямоугольного треугольника при решении задач, 27 мин

    Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

    контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

    ф

    п

    ф

    Организует обсуждение способов решения.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Организует коллективную проверку.

    Выполняют задания, проговаривая и обосновывая конкретный способ решения задачи.

    Выявляют закономерность, записывают решение в опросный лист.

    Сравнивают свое решение с озвученным верным, анализируют и исправляют ошибки.

    Заполненный бланк с заданиями

    Презентация, раздаточный материал

    Подведение итогов, 3 мин

    адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    ф

    Дает оценку работы учащихся.

    Активное слушание.


    Ход урока

    1. Организационный момент (готовность к уроку).

    Мотивация

    Записываем тему урока в тетрадь.

    В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать особенности геометрических фигур.

    - Даю учащимся «установку»: развивать и тренировать свое геометрическое зрение.

    - То, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке геометрии, заинтересовало людей еще в VI веке до нашей эры. Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которых человек узнал еще в глубокой древности, т. к.  эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни.

    2. Актуализация знаний

    Докладчик. Изображения треугольников и задачи на треугольники встречаются во многих папирусах Древней Греции и Древнего Египта. Еще в древности стали вводить некоторые знаки обозначения для геометрических фигур.

    Древнегреческий ученый Герон (I век)  впервые применил знак Δ вместо слова треугольник.

    Треугольники получили очень широкое распространение в жизни человека.

    Почему для прочных конструкций используют именно треугольники, нам предстоит узнать в старших классах.

    Прямоугольный треугольник занимал почетное место в Вавилонской геометрии. Стороны прямоугольного треугольника: гипотенуза и катеты.

    Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «гипонейноуза», обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнегреческих арф, на которых струны натягиваются на концах двух взаимно-перпендикулярных подставок. Термин «катет» происходит от греческого слова «катетос», которое означает начало «отвес», «перпендикуляр».

    Евклид говорил: «Катеты – это стороны, заключающие прямой угол».

    А теперь ответьте на мои вопросы:

    Какой треугольник называется прямоугольным?

    Как называются стороны прямоугольного треугольника? Какая сторона большая? Показать по рисунку.

    Прямоугольный треугольник может быть равнобедренным? А равносторонним? Почему?

    3. Практическая работа

    - В Древней Греции уже был известен способ построения прямоугольного треугольника на местности. Для этого использовали веревку, на которой были завязаны 12 узелков, на одинаковом расстоянии друг от друга. Давайте и мы попробуем построить прямоугольный треугольник.

    Несмотря на то, что веревки были разной длины, принцип построения у всех одинаков: одна сторона содержит 3 отрезка, другая – 4 отрезка, третья – пять.

    При строительстве пирамид в Египте именно так изготавливали прямоугольные треугольники. Наверно поэтому прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5 и назвали египетским треугольником.

    Конечно, сейчас этот способ устарел, и я покажу вам один из простых способов построения прямоугольного треугольника. Для этого вам потребуется циркуль.  Обоснование этому способу построения вы дадите в старших классах.

    Ребята под диктовку строят:

    -Постройте окружность произвольного радиуса. Проведите в ней диаметр. Возьмите любую точку на окружности. Соедините отрезками эту точку с концами диаметра. Получили треугольник. Покажите свои треугольники. Проверьте, является ли он прямоугольным?

    Решение в рабочей тетради и у доски №142 стр.58, №144 стр. 59.

    4. Домашнее задание

    Через урок вы должны подготовить сообщение, где и как применяются прямоугольные треугольники в нашей жизни. Лучше, если вы это сделаете в виде небольшой презентации. (Открыть дневники, записать на пятницу).

    П.36 Применение свойств прямоугольного треугольника при решении задач

    №269-учебник, № 145 – рабочая тетрадь

    5. Подведение итогов. Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач" для 7 класса

    Презентация к открытому уроку по теме: "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

    Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс

    Технологическая карта урока  геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...

    Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"

    Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме : "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"...

    Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

    Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

    Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс

    Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...

    Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач."

    Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме " Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач"...

    Методическая разработка. Технологическая карта урока геометрии "Свойства прямоугольного треугольника. Решение задач"-7класс.

    Формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме Свойства прямоугольных треугольников»....