Информационные технологии в обучении
статья по математике

В статье рассматриаются возможности повышения качества образовательного процесса за счет  применения информационных технологий.  Как источник учебной информации и наглядное пособие при обучении математике в школе, информационные технологии, делают образовательный процесс значительно более продуктивным. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulagina_m.e._statya.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Кулагина М.Е.

Применение информационных технологий как источника учебной информации и наглядного пособия при обучении математике в школе делает образовательный процесс значительно более продуктивным. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. В конечном итоге, это значительно повышает качество образовательного процесса.

При изучении геометрического материала в курсе математики 5-6 класса практически не вводятся точные математические определения, не доказываются теоретические факты, при этом у учащихся должны быть сформированы образы изучаемых понятий. Минимизировать эти проблемы позволяет использование интерактивного оборудования, которое:

- способствует созданию наиболее целостных образов таких сложных математических понятий как «площадь» и «объем»;

- позволяет работать с проекциями объемных геометрических тел на плоскость, с развертками геометрических фигур (для этого можно использовать как компьютерные презентации, так и программное обеспечение к интерактивной доске).

При первичном изучении математических формул учащиеся, у которых ещё не развито в полной мере абстрактное мышление, сталкиваются с трудностями и с большим трудом осваивают материал. В этом случае, также очень целесообразно опираться на образные компоненты мышления и не только записывать формулы с помощью букв латинского алфавита, но и создавать интерактивные схемы, в которые с помощью компьютерной анимации можно подставлять различные значения; это облегчает понимание объективно сложного материала курса математики.

При изучении понятия функциональной зависимости и работой с разными видами функций, также можно использовать различные интерактивные образные схемы. Кроме этого, возможности компьютерной среды Ехсеl, позволяют задавать функциональные зависимости разными способами, в том числе графически. Работу учащихся по построению графиков функций с помощью компьютерной программы, можно организовывать по-разному: предлагать выполнение лабораторных и практических работ или предлагать в качестве домашнего задания.

Кроме этого, интерактивное оборудование позволяет делать наглядным процесс преобразования графиков функций, например: - растяжение и сжатие графика вдоль осей координат; - движение графика вдоль осей координат; - отображение относительно осей координат. Таким образом, использование интерактивного оборудования делает процесс изучения абстрактных математических понятий, более доступным и понятным большему количеству учащихся.

При изучении математики, и особенно, геометрии учащиеся должны использовать механизмы логических действий: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей для обоснования решения, поэтому весь теоретический материал удобно представлять в схемах и таблицах. Компьютерные презентации, дополненные соответствующей анимацией,  позволяют выполнить наиболее целостные схемы, отражающие взаимосвязь изучаемых теоретических фактов. Это способствует не заучиванию материала, а его осознанному пониманию. Интерактивное оборудование, позволяет не только создавать такие схемы, но и организовывать на уроке работу с ними. Такая работа помогает выделять в любой теореме условие и заключение, классифицировать ее как признак, свойство или теорему существования, запоминать, на основании каких теоретических фактов она доказывается.

Важным отличием урока геометрии с использованием информационных технологий, являются качественные чертежи, для выполнения которых удобно пользоваться прикладными программными средствами, например, «Живая геометрия». Использование компьютерных технологий позволяет проиллюстрировать изучаемый материал примерами из окружающей действительности, тем самым обратиться к жизненному опыту ребенка, и сделать этот материал для него лично значимым.

Принципиальным отличием современного подхода к учебному процессу является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности,

В современных условиях на уроке необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Примером работы с информацией, её интерпретации в наглядном виде, для последующего анализа и применения в практической деятельности может служить урок в 5 классе по теме «Диаграммы». В процессе урока учащиеся при выполнении практической работы создают в среде Excel и анализируют диаграммы различных типов, отражающие результаты анкетирования школьников и результаты выполнения самостоятельной работы..

В качестве домашнего задания к данному уроку, учащимся предлагается выполнить работу на отдельном листе, включающую 10 заданий, направленных на повторение курса математики 5 класса. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью интерактивной доски, решения заранее отсканированы и вынесены на слайды, комментируются учащимися класса. Полученные результаты проверки работы учащиеся заносят в соответствующую таблицу, а затем отвечают на вопросы анкеты, позволяющие учителю определить разделы, которые вызвали у них наибольшие затруднения и время на их выполнение.

Для того, чтобы проанализировать полученные результаты работы, спроектировать работу по организации повторения курса математики 5 класса, необходимо полученную информацию представить в наглядной форме. Для этого можно использовать различные диаграммы. Использование интерактивного оборудования позволяет привести учащимся примеры линейных, столбчатых, круговых диаграмм. Одна из задач урока  состоит в том, чтобы для полученных результатов анкетирования и написания самостоятельной  работы, создать аналогичные диаграммы.

Собираются и распределяются на группы следующие материалы: 1) проверенное домашнее задание; 2) ответы анкетирования № 1; 3) ответы анкетирования № 2; 4) ответы анкетирования № 3.

Класс делится на 3 группы, которые выполняют практическое задание: обрабатывает результаты, заполняют таблицу результатов в среде Excel, создают круговые, линейные и столбчатые диаграммы в среде Excel. Затем проводится анализ полученных результатов. Представители каждой группы демонстрируют результаты работы, учащиеся сравнивают полученные в компьютерном виде круговые диаграммы и линейные диаграммы. Обсуждаются результаты: - на какие разделы требуется обратить больше внимания при организации повторения курса математики? - какие разделы усвоены лучше? - насколько самостоятельно выполнена домашняя работа? - насколько быстро выполнена домашняя работа? - в каких случаях удобно представлять информацию в виде диаграмм? - какую предварительную работу необходимо провести, чтобы построить линейную или круговую диаграмму? - насколько удобно при создании диаграмм пользоваться компьютерными программами?

При наличии интерактивного оборудования в кабинете, информационные технологии применяются в той или иной степени на каждом уроке, что не только способствует повышению качества знаний по предмету, но и развивает умение работать с информацией, умение оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в различных сферах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

В преподавании английского языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционал...

Информационные технологии в обучении информатики и математики

Творческая группа  метод объединения  математиков работает над темой: Информационные технологии в обучении математике и информатике.   Пути  повышения эффективности обучения ищут ...

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...

презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест

презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии  Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....