Рабочая программа по геометрии для 11 класса по учебнику Мордковича А.Г. 2 часа
рабочая программа по геометрии (11 класс)

Короткова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

C:\Users\Учитель\Desktop\11 б геометрия.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                        

1.  Пояснительная записка …………………………...............................................2                                                                                          

2.  Требования к уровню подготовки учащихся …………………………………3              

3.  Содержание учебного предмета      …………………………………………....4

4. Тематическое планирование…………………………………………………….6

5. Приложение. Календарно-тематическое планирование………………………7

Данная рабочая программа составлена на основе

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (геометрия), авторской программы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. «Программа по геометрии (базовый и профильный уровни) 10-11 классы», 2012 г.
  2.  Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа рассчитана на обучение учащихся 11Б (физико-математического) класса в объеме 70 ч. в год, 2ч. в неделю, включает 6 контрольных работ.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения   и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Курс геометрия входит в число дисциплин, включенных в учебный план.

Целью прохождения настоящего курса является:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

В ходе ее достижения решаются задачи: изучение свойств  пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1) математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

2) значении практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;

3) универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности;

знает (предметно-информационная составляющая результата образования):

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

умеет (деятельностно - коммуникативная составляющая результата образования):

-овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения геометрии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
  • возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
  • вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;

уметь

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание обучения

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

  1. Векторы в пространстве (10 час)

Векторы в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур на плоскости. Сечения многогранников. Исторические сведения.

Цель: сформировать у учащихся понятие вектора в пространстве; рассмотреть основные операции над векторами

2.Метод координат в пространстве. Движения (15 час)

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом  решения задач.

Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии

Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.

Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.

3.Цилиндр, конус, шар (16 ч)

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.

Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.

В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

4. Объемы тел (17 ч).

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей.

Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

 Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.

Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,

так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.

О с н о в н а я   ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.

Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.

Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.

5.Повторение (12 ч.)

Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.

Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения.

Тематическое планирование

№пп

Тема

Количество часов

Векторы в пространстве

10

Метод координат в пространстве. Движения

15

Цилиндр, конус, шар

16

Объемы тел

17

Повторение

12

ИТОГО

70


ПРИЛОЖЕНИЕ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС ГЕОМЕТРИЯ (ПРОФИЛЬНЫЙ).

№ п/п

Тема урока

Дата урока

Примечания

По плану

По факту

Векторы в пространстве (10 час)

Повторение. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве

Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

Повторение. Решение задач

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов.

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов

Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

Разложение по трём некомпланарным векторам

Зачет по теме «Векторы» №1

Контрольная работа №1 по теме «Векторы в пространстве»

Метод координат в пространстве. Движения (15 час)

Декартовы координаты в пространстве.

Векторы. Координаты вектора.

Связь между координатами векторов и координатами точек

Простейшие задачи в координатах

Простейшие задачи в координатах

Простейшие задачи в координатах

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

Центральная симметрия.

Осевая симметрия. Зеркальная симметрия.

Параллельный перенос. \

Решение задач

Зачет №2 по теме «Метод координат в пространстве, Движение»

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве, Движение»

Цилиндр, конус, шар (16 ч)

Анализ контрольной работы. Понятие цилиндра. Основание, высота, образующая, развертка цилиндра.

Осевые сечения цилиндра и сечения параллельные основанию.

Формула площади поверхности цилиндра.

Решение задач. Самостоятельная работа

Понятие конуса.  Основание, высота, образующая, развертка конуса.

Площадь поверхности конуса.

Усеченный конус

Решение задач. Самостоятельная работа

Сфера и шар.  Уравнение сферы

Решение задач

Взаимное расположение сферы и плоскости

Решение задач

Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Решение задач. Самостоятельная работа

Зачет по теме «Цилиндр, конус, шар» №3

Контрольная работа №3

Объемы тел (17 ч).

Анализ контрольной работы. Понятие объема тела. Отношение объемов подобных тел.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда. Формула объема куба.

Решение задач. Самостоятельная работа

Формула объема прямой призмы.

Формула объема цилиндра.

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.

Формула объема цилиндра.

Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.

Решение задач. Самостоятельная работа

Формула объем конуса.

Объем шара и площадь сферы

Решение задач. Самостоятельная работа

Решение задач на комбинацию многогранников и тел вращения

Решение задач.

Решение задач

Зачет по теме «Объемы тел» №4

Контрольная работа №4 по теме «Объемы тел»

Повторение (12 ч.)

Анализ контрольной работы. Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы

Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы

Векторы в пространстве

Метод координат в пространстве

Цилиндр, конус, шар, площади поверхностей, объемы

Цилиндр, конус, шар, площади поверхностей, объемы

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Анализ контрольной работы

Урок-консультация

Решение заданий ЕГЭ

Решение заданий ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г.

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г. содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, критерии оценивания....

Рабочая программа по алгебре 8 класса по учебнику Мордковича

Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...

Рабочая программа по алгебре 9 класса по учебнику Мордковича

Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...

рабочая программа по математике 8 класс к учебнику Мордкович А.Г.

Рабочая программа по математике 8 класс к учебнику А.Г. Мордкович, А.С. Атанасян. Расчитана на 170 часов...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович (ФГОС)

Представлена рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович в соответсвии с ФГОС....

Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна ( 2 часа в неделю)

Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна...