Рабочая программа по геометрии 9 класс по ФГОС (Л.С. Атанасян)
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Трофимова Елена Александровна

Рабочая программа по геометрии 9 класс по ФГОС (Л.С. Атанасян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geom_9.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом  от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом  Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Федеральным  государственным  образовательным  стандартом основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Постановлением  главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении  СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа разработана на основе программы по геометрии для7–9 классов общеобразовательных школ

 к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2013).

        Цели: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

       Задачи:

систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;

формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;

овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2017г.
  2. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других .7- 9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутусов.- Москва, «Просвещение», 2013г.
  3. Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 9 класс.- М.: ВАКО, 2016г.
  4. Изучение геометрии в 7,8,9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А.Глазков и др - М.: Просвещение, 2019г.
  5. Геометрия. 9 класс. 120 диагностических вариантов/ Панарина В.И..: Национальное гбразование, 2017г.
  6. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.— М: Илекса, 2018г.
  7. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2015.
  8. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2017;
  9. Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии: 9-й кл.: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9тклассы».- М.: Экзамен,2018г.

  1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

-вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

 и повседневной жизни для:

- описания реальных ситуаций на языке геометрии;

- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы

- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,транспортир).

2. Содержание учебного предмета

    1. Векторы и метод координат (20 ч.)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(14 ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

  1. Длина окружности и площадь круга (11 ч.)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.

  1. Движения (7 ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя, сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии (5 ч.)

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.

Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками;телами и поверхностями вращения.

Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии

Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе

  1. Повторение (10 ч.)

Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Вводимые понятия

Предпол.

Факт.

1. Векторы и метод координат (20 ч.)

1

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

вектор, длина вектора, равенство векторов, коллинеарные векторы

2

Откладывание вектора от данной точки.

1

откладывание вектора от данной точки

3

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.

1

сложение векторов, законы сложения

4

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

разность двух векторов, противоположный вектор

5

Решение задач «Сложение и вычитание векторов».

1

6

Произведение вектора на число.

1

умножение вектора на число

7

Применение векторов к решению задач.

1

8

Средняя линия трапеции.

1

понятие средней линии трапеции

9

Контрольная работ по теме: «Векторы».

1

10

Анализ контрольной работы.

1

11

Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

координаты вектора, длина вектора.

12

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

действия над векторами

13

Простейшие задачи в координатах.

1

координаты вектора, координаты середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

14

Решение задач по теме: «Метод координат»

1

15

Уравнение окружности.

1

уравнение окружности

16

Уравнение прямой

1

уравнение прямой

17

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1

18

Решение задач с использованием метода координат

1

19

Контрольная работа по теме: «Метод координат».

1

20

Анализ контрольной работы.

1

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(14 ч.)

21

Синус, косинус, тангенс.

1

синус, косинус, тангенс

22

Основное тригонометрическое тождество.

1

основное тригонометрическое тождество

23

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

1

формулы приведения

24

Теорема о площади треугольника.

1

теорема о площади треугольника

25

Теорема синусов.

1

теорема синусов

26

Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

27

Решение треугольников.

1

28

Измерительные работы.

1

29

Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

30

Самостоятельная работа: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

31

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

угол между векторами, скалярное произведение векторов

32

Скалярное произведение векторов и его свойства.

1

33

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

34

Контрольная работа по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1

  1. Длина окружности и площадь круга (11 ч.)

35

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник.

1

правильный многоугольник

36

Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

окружность, описанная около правильного многоугольника

37

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

окружность, вписанная в правильный многоугольник.

38

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него.

1

39

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

40

Построение правильных многоугольников.

1

41

Длина окружности.

1

длина окружности

42

Площадь круга. Площадь кругового сектора.

1

площадь круга, площадь кругового сектора

43

Решение задач «Длина окружности. Площадь круга».

1

44

Решение задач.

1

45

Контрольная работа по теме: «Длина окружности и площадь круга».

1

  1. Движения (7 ч.)

46

Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

1

отображение плоскости на себя, понятие движения

47

Симметрия.

1

симметрия

48

Параллельный перенос. Поворот.

1

параллельный перенос, поворот

49

Решение задач «Параллельный перенос. Поворот».

1

50

Решение задач по теме: «Движения»

1

51

Самостоятельная работа  по теме: «Движения».

1

52

Контрольная работа по теме: «Движения».

1

  1. Начальные сведения из стереометрии (5 ч.)

53

Анализ контрольной работы. Предмет стереометрии. Многогранники.

1

многогранники

54

Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда.

1

призма, параллелепипед, свойства параллелепипеда

55

Тела вращения.  Цилиндр. Конус.

1

тела вращения, цилиндр, конус.

56

Сфера. Шар.

1

сфера, шар

57

Об аксиомах геометрии.

1

58

Контрольная работа по теме: «Начальные сведения из стереометрии».

1

  1. Повторение (12 ч.)

59

Анализ контрольной работы. Признаки равенства треугольников.

1

60

Подобие треугольников.

1

61

Параллельные прямые.

1

62

Четырехугольники.

1

63

Площади.

1

64

Секущие и касательные.

1

65

Окружность. Вписанный угол.

1

66

Вписанные и описанные четырехугольники.

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Анализ контрольной работы.

1

69

Итоговое повторение.

1

70

Итоговое повторение.        

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных   документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по геометрии 8 кл УМК.Л.С.Атанасян и др.

Рабочая программа по геометрии 8 кл УМК.Л.С.Атанасян и др. включает пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа по геометрии в 7классе (ФГОС ООО)

Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобра...

Рабочая программа по геометрии в 7классе ( ФГОС)

Рабочая программа составлена по учебнику Атанасян ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....