Площадь многоугольника
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Ковалко Любовь Ярославовна

Урок геометрии 8 класса на тему "Площадь многоугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ploshchad_mnogougolnikov.doc105 КБ
Office presentation icon ploshchad_mnogougolnika.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:

ХОД  УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Слайд 1-3)

   Сегодня мы начинаем новый раздел геометрии «Площадь». В тетрадях число, классная работа и тема урока «Площадь многоугольника». Цели нашего урока следующие:

  • познакомиться с  понятием площади многоугольника и вспомнить единицы измерения площадей;
  • рассмотреть основные свойства площадей, вспомнить формулы площади квадрата и прямоугольника;
  • показать на примерах использование изученного теоретического материала в ходе решения задач.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова А. С. Пушкина:

«ВДОХНОВЕНИЕ НУЖНО В ГЕОМЕТРИИ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ПОЭЗИИ»

  1. 1. Подготовительная работа к восприятию нового материала.

     Прежде, чем начать изучение нового материала, немного повторим то, что уже известно вам. Решим устно несколько задач.

  • Решить задачи (фронтальная работа с классом)
  1. Через точку во внутренней области равностороннего треугольника проведены две прямые, параллельные двум сторонам треугольника. На какие фигуры разбивается этими прямыми данный треугольник. (Слайд 4,5)

ВСПОМНИМ: какой треугольник называется равносторонним? Какие прямые называются параллельными?

                          А  

                                   F

                                                        KAFO, MODB - трапеция

                                                        OFD - треугольник  

     K                                       D      CKOM - параллелограмм

                                                 

                       C         M                                   B

ВСПОМНИМ, что такое

  • трапеция;
  • треугольник;
  • параллелограмм.

  1. Дано: ABCD - параллелограмм, AD = 2AB, AM – биссектриса угла BAD.  Доказать: AN = NM. (Слайд 6)

ВСПОМНИМ, что такое биссектриса угла.

                                                                     

                                                             М    

        A        N                    

                                                                              B

                              D                                  C            

       2. Изучение нового материала.

  1. Ввести понятие площади

Слово учителя: Понятие площади известно каждому из нашей повседневной жизни. Вычисление площади было уже в древности одной из важнейших задач практической геометрии (разбивка земельных участков). За несколько столетий до нашей эры греческие учёные располагали точными правилами вычисления площадей, которые в «Началах» Евклида облечены в форму теорем.

Мы часто слышим: «Площадь нашей квартиры 63 квадратных метра» или «Площадь дачного участка равна 8 соткам» и т. д. (Это величина квартиры или участка. Пол данной квартиры можно застелить 63 квадратами со стороной 1 метр. Участок можно разделить на 8 квадратов со стороной 10 м).

Как вы понимаете эти высказывания?

Сегодня мы начинаем разговор о площадях многоугольников.

Но прежде, давайте вспомним: «Что же такое многоугольник?»

Многоугольник - это фигура, составленная из отрезков так, что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а  несмежные не имеют общих точек.

Вы дома прочитали п. 48.

Давайте попробуем вместе ответить на вопросы: (Слайд 7)

  • Что понимают под площадью многоугольника?

Площадь многоугольника – это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.

  • Что принимают за единицу измерения площади?

За единицу измерения площадей принимают квадрат, сторона которого равна единицы измерения отрезков.

  • Чем выражается площадь многоугольника, что показывает это число?

При выбранной единицы измерения площадей площадь каждого многоугольника выражается положительным числом, которое показывает, сколько раз единица измерения и ее части укладываются в данном многоугольнике.

  • В каких единицах измеряется площадь?

Обратите внимание на слайд 8:

1 мм2       1 см2       1 дм2         1 м2         1 ар        1 га       1 км2

Ответьте на вопросы:

  • Какая закономерность есть у данной цепочки единиц измерения площадей?
  • Во сколько каждая следующая единица площади больше предыдущей?
  • В 1 ар сколько м2?
  • В 1 га сколько ар?
  • В 1 км2 сколько м2?
  • В 1 км2 сколько га?
  • Как вы понимаете утверждение «единица измерения площади 1 см2»?
  • Как вы понимаете утверждение «единица измерения площади 1 ар»?
  • Может ли площадь выражаться отрицательным числом?
  • Как измерить площадь фигуры ABCD в квадратных сантиметрах? (слайд 9)

Нужно разбить фигуру на квадратные сантиметры. Сосчитаем  количество целых квадратов, вместившихся в фигуру ABCD (25). Для более точного измерения площади данной фигуры неполные квадраты можно разбить на квадраты со стороной 1 мм.

Такой способ вычисления площадей фигур называется способом разбиения фигуры на квадраты.

 А мы поступим следующим образом: какие части квадрата образуют целый квадрат, таких целых квадратов еще 3 и примерно половина квадрата. Значит, площадь данной фигуры приблизительно равна 28,5 см2.

Но чаще всего площади геометрических фигур вычисляются по готовым формулам, с которыми мы познакомимся на следующих уроках. Вывод этих формул основан на свойствах площадей, которые мы сейчас и рассмотрим.

  1. Рассмотреть свойства площадей: (Слайды 10-13)

  Разбор учителем этого свойства наглядно, чтобы его могли сформулировать дети.

  • Равные многоугольники имеют равные площади.

     Верно ли, обратное утверждение: если площади многоугольников равны, то и сами многоугольники тоже равны.

       Если F1=F2, то S(F1)=S(F2)

  • Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.

                      S(F) = S(F1) + S(F2) + S(F3)

  • Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

           

      Sкв. = a2

       3. Закрепление изученного.

  1. Решить устно задачи по готовым чертежам (Слайды 14-18)
  • Площадь параллелограмма AFSP равна S. Найти площади
    треугольников AFP и FSP.
      (S/2)

   F                                       S

                 A                                       Р

  • Площадь параллелограмма ABCD равна Q. Найти площадь
    треугольника AMD.
     (Q)

                                             

                                                        M 

     

                          B               N                        

                                        C

     

               A                                     D

  • Площадь заштрихованного квадрата равна 1. Найти площадь трапеции ABCD. (13,5)

  • ДАНО: AB = BC = 3, AF = 5, EF = 2. НАЙТИ: SABCDEF. (13)

  • Заполните таблицу, где S – площадь квадрата, а – сторона квадрата.

a

4

S

25

1,96

  1. Творческая работа в парах. На столах  лежат 30 прямоугольных равнобедренных треугольников, площадь которых 8 см2..

ИЗ  ТРЕУГОЛЬНИКОВ СОСТАВИТЬ:

 

  • квадрат – с площадью 16 см2,
  • ромб – с площадью 32 см2,
  • прямоугольник – с площадью 32 см2,
  • квадрат – с площадью 64 см2,
  • параллелограмм – с площадью 48 cм2,
  • трапецию – с площадью 48 см2.

Ответы даны на слайдах 20-26. Если у ребят другое решение они могут показать у доски при помощи треугольников и магнитов. Кто работает вперед, получает дополнительное задание.

  1. Самостоятельная контролирующая работа (раздаточный материал). Работы сдаются на проверку учителю.

  1. Заполните таблицу, если a – сторона квадрата, S – площадь квадрата:

a

3,2 дм

0, 03 м

 см

5,4 дм

S

1,69 м2

0,25 дм2

 см2

15,21 м2

  1. Итоги урока.

  • Как вы понимаете слова А. С. Пушкина, взятые эпиграфом к уроку?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что запомнилось больше всего?

  1. Домашнее задание. пп. 48,49, №  446, 451, 447,  вопр. 1,2 на  стр. 133

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛОЩАДЬ МНОГОУГОЛЬНИКА Урок изучения нового материала

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА Ввести понятие площади многоугольника и вспомнить единицы измерения площадей. Рассмотреть основные свойства площадей, вспомнить формулы площади квадрата и прямоугольника. Показать на примерах использование изученного теоретического материала в ходе решения задач.

Слайд 3

ЭПИГРАФ УРОКА ВДОХНОВЕНИЕ НУЖНО В ГЕОМЕТРИИ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ПОЭЗИИ. А. С. ПУШКИН

Слайд 4

Задача 1 . Через точку во внутренней области равностороннего треугольника проведены две прямые, параллельные двум сторонам треугольника. На какие фигуры разбивается этими прямыми данный треугольник.

Слайд 5

С В А К М D F O

Слайд 6

Задача 2. Дано: ABCD - параллелограмм , AD = 2AB, AM – биссектриса угла BAD . Доказать: AN = NM M B N C A D

Слайд 7

ПОНЯТИЕ ПЛОЩАДИ Что понимают под площадью многоугольника? Что принимают за единицу измерения площади? Чем выражается площадь многоугольника, что показывает это число? В каких единицах измеряется площадь?

Слайд 8

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ 1 мм 2 1 см 2 1 дм 2 1 м 2 1 ар 1 га 1 км 2 100 100 100 100 100 100 1 мм 2 1 см 2 1 дм 2 1 м 2 1 ар 1 га 1 км 2

Слайд 9

Как измерить площадь данной фигуры квадратных сантиметрах? D А В С

Слайд 10

СВОЙСТВА ПЛОЩАДЕЙ Равные многоугольники имеют равные площади. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

Слайд 11

1 СВОЙСТВО Если F 1 =F 2 , то S(F 1 )=S(F 2 ) F 1 F 2

Слайд 12

2 СВОЙСТВО S(F) = S(F 1 ) + S(F 2 ) + S(F 3 ) F 3 F 2 F 1

Слайд 13

3 СВОЙСТВО S кв. = a 2 а а

Слайд 14

Площадь параллелограмма AFSP равна S . Найти площади треугольников AFP и FSP . F S A P

Слайд 15

M B N C A D Площадь параллелограмма ABCD равна Q . Найти площадь треугольника AMD .

Слайд 16

Площадь заштрихованного квадрата равна 1. Найти площадь трапеции ABCD .

Слайд 17

ДАНО: AB = BC = 3, AF = 5, EF = 2 . НАЙТИ: S ABCDEF .

Слайд 18

а 4 S 25 1 ,96 Заполните таблицу, где S – площадь квадрата, а – сторона квадрата. 16 5 1,4

Слайд 19

ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ СОСТАВИТЬ: квадрат – с площадью 16 см 2 , ромб – с площадью 32 см 2 , прямоугольник – с площадью 32 см 2 , квадрат – с площадью 64 см 2 , параллелограмм – с площадью 48 c м 2 , трапецию – с площадью 48 см 2 .

Слайд 20

Квадрат – с площадью 16 см 2

Слайд 21

Ромб – с площадью 32 см 2

Слайд 22

Прямоугольник – с площадью 32 см 2

Слайд 23

Квадрат – с площадью 64 см 2

Слайд 24

Параллелограмм – с площадью 48 см 2

Слайд 25

Трапеция – с площадью 48 см 2

Слайд 26

Домашнее задание п. 48,49, вопросы 1, 2 на стр. 133 № 446, 451, 447.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА УРОК!

Слайд 28

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА ДАНО : Прямоугольник, a , b – стороны, S – площадь ДОКАЗАТЬ : S = ab S b a a a b a b b Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон.

Слайд 29

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА Доказательство : По 3-му свойству: площадь получившегося квадрата со стороной а + b равна S = ( а + b ) 2 . По 2-му свойству имеем : ( а + b ) 2 = S + S + а 2 + b 2 а 2 + 2 а b + b 2 = 2S + а 2 + b 2 2 а b = 2S Отсюда получаем: S=ab S b a a a b a b b a 2 b 2 S


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по геометрии по теме "Площади многоугольников" 8 класс

Тест по геометрии составлен по учебнику Л. С. Атанасян "Геометрия 7-9", но может быть использован и при работе по учебнику А. В. Погорелова. Охвачен весь материал по теме "Площади четырехуго...

Площади многоугольников

В работе "Площади многоугольников" для систематизации материала использованы учебные пособия Погорелова, Болтянского, Шарыгина, Атанасяна. Определение площади дано через аксиомы (свойства)....

Площадь многоугольника

На уроке отрабатываются навыки применения формул площадей простых фигур, выводится новая формула площади четырехугольника с перпендикулярными диагоналями....

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников»

Контрольная работа по теме «Многоугольники. Площади многоугольников» Геометрия 8 класс...

Урок геометрии 8 класс. Тема "Площадь многоугольника. Площадь квадрата."

Первый урок  по теме "Площадь". Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства....

«Многоугольники. Площадь многоугольника»

контрольная работа по учебнику мерзляк...