Урок геометрии в 7 К
методическая разработка по геометрии (7 класс)

Наталья Александровна Амин

Разработка урока, презентация, самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon amin_n.a._urok_v_7k.doc465.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_v_7_k.doc32 КБ
Office presentation icon urok_v_7k_16.10.18g.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 «К» классе:

Решение задач по теме "Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые"

Учитель математики: Амин Н.А.

Цель урока: Использовать полученные знания  учащихся по данной теме при решении задач.

Цели урока:

•        Образовательные:

1.        Организовать деятельность учащихся по восприятию темы «Смежные и вертикальные углы» и  закреплению: определения смежных и вертикальных углов. Использовать полученные знания  учащихся по данной теме при решении задач.

2.        Создавать условия для создания в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность

•        Развивающие:

1.        Развивать аналитико – синтезирующее мышления (способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы).

2.        Развивать абстрактное мышление (развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них).

3.       Побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю .

•        Воспитательные :

  Прививать чувство уважения к одноклассникам,  внимание к слову, способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности, аккуратности при построении чертежей

Задачи урока:

  1. Вспомнить и повторить определение смежных и вертикальных углов, их основные свойства, применяемые при решении задач.
  2. Научиться решать задачи на определение смежных и вертикальных углов

Учащиеся работают по учебнику Геометрия 7-9, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Издательство «Просвещение»

Необходимое оборудование: проектор, доска, компьютер

План урока:

 Устная работа

  1. Эпиграф.
  2. Работа по готовым чертежам (опрос теории)

Практическая работа

  1. Упражнения на построение
  2. Решение задач на доске.
  3. Тест.
  4. Самопроверка.
  5.  Подведение итогов.
  6. Домашнее задание

Устная работа

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.                                                                                                                                                              Галилей

Цель устной работы- Настроить учащихся на эффективную работу на уроке. Повторить новый материал, чтобы начать применять его на практике, при решении задач.

Для того, чтобы узнать автора этих слов,  учащимся необходимо разгадать  кроссворд.

1.  Часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой, а с другой стороны - бесконечная  (луч)

2.Геометрическая фигура, образованная двумя  лучами, выходящими из одной точки  (угол)

3.Единица измерения угла (градус)

4.Два угла с общей вершиной, одна из сторон которых — общая. Что за угол? (смежный)

5.Раздела математики. Наука, которая появилась в Древней Греции (геометрия)

6.Прибор для измерения углов на местности (астролябия)

         7.Стороны одного угла являются продолжениями сторон другого. Что за углы?  (вертикальные)

После того как кроссворд будет верно разгадан, учащиеся смогут узнать автора  данного высказывания.

Составить кластер: Начальные геометрические сведения

  1. Работа по готовым чертежам (опрос теории) (3 слайд)

На рисунке необходимо назвать все смежные и вертикальные углы (3 слайд)

Еще раз вспомнить и проговорить понятия смежных, вертикальных углов, и их свойства.

-Работа с определением смежных углов (4 слайд)

Учащимся необходимо выбрать рисунок с изображением смежных углов, а также объяснить, почему тот или иной угол на рисунке не является смежным.

   -Работа с определением вертикальных углов (5 слайд)

Аналогичное задание

Практическая работа

Цель – 1)Показать практическое применение полученных знаний, закрепить полученные знания, умения, навыки при решении задач.

2)Показать и обсудить разные способы решения задач

3. Упражнения на построение (6 слайд)

Учащиеся выполняют упражнения в тетради

  1. Начертите  неразвернутый угол  МОК. 
  2. Проведите  лучи  ОС  и  ОD,  являющиеся  продолжением сторон  угла  МОК.  

Сколько  неразвернутых углов получилось?

Назовите    смежные и вертикальные углы

 А сейчас проведем зарядку для глаз, снимем напряжение, и будем работать дальше.      Начинаем!

7-3.jpg

4.Решение задач у доски

Задача №1 по готовому чертежу (7 слайд)

Найдите  на рисунке смежные и вертикальные углы. Пусть известны величины двух  углов, отмеченных на чертеже, 28˚ и 90˚. Найти градусную меру всех остальных углов [1].

 

  1. Дано:

 AOD=90

 BOC=28

Найти  BOA, COD

Решение:

 AOB и  BOC смежные.

 AOB=180-28=152 (из теоремы о сумме смежных углов)

 COD и  AOD смежные, т.к.  AOD прямой, то смежный ему   COD также будет прямым ( COD=90)

Ответ:  AOB равен 152,  COD равен 90

2)Дано:

 AOB=90

 COD=28

Найти   BOC,  AOM,  MOD

Решение:

 AOM и  СOD вертикальные, следовательно

 AOM= COD=28⁰

 AOM и  MOD смежные

 МOD=180⁰-28⁰=152⁰ (из теоремы о сумме смежных углов)

AOD развернутый (равен 180⁰)

AOD= AOB+ BOC+COD, т.е

180⁰=90⁰+ BOC+28⁰,     BOC=180⁰-90⁰-28⁰=62⁰

Ответ:  BOC=62⁰,  AOM=28⁰,     MOD=152⁰

Задача №2  (8 слайд)

Смежные углы относятся как 2:4. Найдите эти смежные углы [1].

Дано:

∠2 и ∠1 смежные

∠2: ∠1=2:4

Найти: ∠2 и ∠1

 Решение:

Данная задача решается методом составления уравнения

Пусть x˚ в одной части. Тогда угол 1 будет состоять из 4 частей , ∠1=4x, угол 2 будет состоять из 2частей, ∠2=2x. Так как сумма смежных углов равна 180˚ (по теореме о суме смежных углов), то составляем уравнение:

4x+2x=180

6x=180

x=30 ( 30˚ содержится в одной части)

Следовательно, ∠1=4x=4∙30=120˚,  ∠2=2x=2∙30=60˚

Ответ:  ∠1=120˚,  ∠2=60˚

Задача №3 (8 слайд)

Один из углов, образовавшихся при пересечении  двух прямых, равен 21˚. Найдите остальные углы [1].

Дано:

m∩n

∠4=21˚4

Найти: ∠1, ∠2, ∠3

Решение:

∠4=∠2=21˚ ( так как ∠4 и ∠2 вертикальные)

∠1 и ∠2 смежные, следовательно ∠1=180˚-21˚=159˚(из теоремы о сумме смежных углов)

∠1=∠3=159˚ (так как ∠1 и ∠3 вертикальные)

Ответ: ∠1=159˚, ∠2=21˚,∠3=159˚,

Задача №4 по готовому чертежу (9слайд)

Дано:

α=30˚

β=140˚

Найти остальные углы [1].

Решение:

β= 4 =140° (так как эти углы вертикальные)

α=2=30˚  (так как эти углы вертикальные)

3+4+ α=180° (эти углы составляют в сумме 180°, образуя развернутый угол)

3=180°-140°-30°=10°, т.к 3=1 (вертикальные), то 1=10°

Ответ: 1=10°, 2=30°, 3=10°, 4=140°

Задача №5 (10 слайд)

Сумма трех углов, образовавшихся при  пересечении двух прямых, равна 325˚.

Найдите эти углы  [1].

Дано:

m∩n

∠1+∠2+∠3=325˚

∠1+∠2=180˚ (так как смежные углы)

∠3=325°-180°=145°

∠3=∠1 =145° (вертикальные)

∠2 и ∠3 смежные, следовательно ∠2+∠3=180°

∠2=180-145°=35°, ∠2=∠4=35° (вертикальные)

Ответ: ∠1=145°, ∠2=35°, ∠3=145°, ∠4=35°,

Задача №6*  (10 слайд)

Один из четырех углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, в 11 раз меньше

суммы трех остальных углов. Найдите эти четыре угла [1].

Дано:

m∩n

∠1+∠2+∠3 в 11 раз больше ∠4

Найти ∠1, ∠2, ∠3, ∠4

* задача повышенной сложности

Сумма всех углов образовавшихся при пересечении двух прямых равна 360°

Задача решается составлением уравнения

Пусть x° равен ∠4, тогда (∠1+∠2+∠3)=11x. Составляем уравнение:

x+11x=360, 12x=360, x=30°

∠4=30°

∠4=∠2=30° (вертикальные)

∠1 и ∠2 смежные, следовательно ∠1+∠2=180°

∠1=180°-30=150°

∠1=∠3=150° (вертикальные)

Ответ: ∠1=150°, ∠2=30°, ∠3=150°, ∠4=30°,

5. Тест

  1. Каждому ученику выдается листочек с тестом (два варианта) 

Цель самостоятельной работы на уроке

-Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

-Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

-Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;

-Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;

-Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

1 вариант

1. На каком рисунке изображены вертикальные углы?

http://www.banktestov.ru/testimage/Default.asp?tid=3&ID=61119

А) на всех рисунках вертикальные

Б) а

В) б

Г) в

Д) г

  1. Найдите углы 1,3,4, если 2=114 градусов (Варианты ответов даны в градусах)


А) 66, 66, 114      б) 66, 66, 66   в)114, 114, 114   г)114, 66, 114

3. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 64°. Найти остальные три угла.

A) 64°, 126°, 126°; Б) 64°, 116°, 116°; В) 64°, 116°, 180°;

4.Найдите сумму углов 1+2+3


А) 340˚     Б)240˚   В)20˚    Г)180˚   Д)нет верного ответа  

2 вариант

  1. 1.Укажите, какие углы на рисунке являются смежными.


А)

 Г)


2.  Чему равен угол, смежный углу в 15 градусов?

А) 165˚    Б) 15˚    В) 90˚   Г) 30˚    Д) 180˚

3. Найдите смежные углы, если один из них меньше другого на 30 градусов.

А) 100˚ и 80˚  Б) 30˚ и 60˚  В)150˚ и 30˚   Г)75˚ и 105˚  Д)нет верного ответа

4.Найдите углы 1,2,3,4, если угол 1 на 70 градусов меньше угла 2
(Варианты ответов даны в градусах)

http://www.banktestov.ru/testimage/Default.asp?tid=3&ID=61122

А) 55, 125, 70, 125    Б) 70, 55, 70, 55     В) 55, 125, 55, 125    Г) 55, 125, 125, 55    

 Д) 70, 70, 55, 125 



6. Самопроверка (11 слайд )

1 вариант

1 Г, 2А, 3Б, 4А

2 вариант

1Г, 2А, 3Г, 4В

Цель –

  1. Увидеть и отработать свои ошибки, самоанализ своих ошибок
  2. При использовании приема  самопроверки обучающиеся задаются вопросами смыслообразующими: зачем было предложено это задание, что нового узнали и чему научились, выполнив его?

7.Подведение итогов (12 слайд)

Закончить предложение

Сегодня  на уроке я повторил……

Сегодня на уроке я узнал…….

Мне было сложно…….

Цель:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения )

8.Домашнее задание (13 слайд)

§6 п.11,дифференцированное

Э.Н.Балаян

На «5»

№7 стр.20, №14 стр.21, №15 стр.24, №21 стр.25

На «4»

№4 стр.20, №8 стр.20, №2 стр.23, №9 стр.24

На «3»

№3 стр.20, №7 стр.23

Цель домашнего задания -  отработка основных знаний и умений и актуализация знаний (т.е. повторение). Домашнее задание включает изучение пройденного на данном уроке материала по учебнику и записям в тетради. Выполнив домашнее задание, учитель может увидеть, как ученики усвоили материал

Список литературы (14 слайд)

  1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.  Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса: Разноуровневые дидактические материалы. Москва-Харьков: Илекса, 1998, 93с.

  1. Банк тестов// Смежные и вертикальные углы. URL:

http://www.banktestov.ru/test/?id=12228 (дата обращения 22.03.2014)



Предварительный просмотр:

Самоанализ

 открытого урока по геометрии в 7 классе

«Решение задач по  теме: Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые»

   

 Данный урок является  подготовкой к контрольной работе №1 .

При планировании урока учитывала индивидуальные особенности класса.

Цели урока реализовывались через:

- обучающий аспект (закрепить и систематизировать знания по теме);

- развивающий (развивать логическое мышление, внимание, память  при решении  задач)

- воспитательный (пробудить интерес к предмету, воспитывать культуру общественного труда);

- здоровьесберегающий.

     Я считаю, что урок цели достиг. Содержание, формы и методы отобраны в соответствии с целями урока.

Формы работы: индивидуальная, дифференцированный подход.

Методы: познавательный, частично-поисковый.

     Все этапы урока работали на главный - обобщение материала. Урок начался с устной работы. Актуализация опорных знаний началась с устного опроса по теории. Ответы по теоретическому материалу ученики давали математически грамотные и полные. Углубление материала продолжилось других этапах урока (решение задач устно по готовым чертежам, а так же решение задач письменно на применение свойств вертикальных и смежных углов).

    Проверка знаний учащихся проходила в форме теста (проверка теста прошла на уроке - выполнена самими учениками.)

    Время на каждый этап урока распределено рационально. Использованы различные виды оценки: самооценка, взаимооценка, прогностическая оценка.

    При работе в парах у учащихся формировался навык взаимоконтроля; при проверке заданий - самоконтроль и самооценка; со стороны учителя - мягкий контроль.

    Считаю, что урок - адаптивный, так как все дети смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха каждого ребёнка формировалась как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах. В частности при выполнении тестовой работы.

         Психологический настрой, движение во время проверки заданий, способствовало расслаблению детей, сохранности их здоровья.

         Учащиеся умеют демонстрировать знание основных понятий, применять полученные знания для решения основных и качественных задач, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок геометрии в 7 классе Решение задач по теме: «Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые»

Слайд 2

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Л У Ч У Г О Л Г Р А Д У С С М Е Ж Н Ы Й Г Е О М Е Т Р И Я А С Т Р О Л Я Б И Я ВЕ Р Т И К А Л Ь Н Ы Й Г А Л И Л Е Й 1. Часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой, а с другой стороны - бесконечная 2.Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки 3.Единица измерения угла 7. 4.Два угла с общей вершиной, одна из сторон которых — общая. Что за угол? 5 5. Раздела математики. Наука, которая появилась в Древней Греции 6.Прибор для измерения углов на местности 7.Стороны одного угла являются продолжениями сторон другого. Что за углы?

Слайд 3

Задача Смежные углы относятся как 1:2. Найдите эти смежные углы. Задача Один из углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равен 21˚. Найдите остальные углы. Д.З. Э.Н.Балаян На «5» № 7 стр.20, №14 стр.21, №15 стр.24, №21 стр.25 На «4» № 4 стр.20, №8 стр.20, №2 стр.23, №9 стр.24 На «3» № 3 стр.20, №7 стр.23

Слайд 4

Сегодня на уроке я повторил…… Сегодня на уроке я узнал……. Мне было сложно……. Подведем итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"

Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа"Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"Тип: комбинированный, с приме...

Применение компьютерных технологий на уроках геометрии на примере программы "Живая геометрия"

Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики, в частности геометрии.На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немысл...

Презентация для урока геометрии в 7 коррекционном классе (VII вида) "Геометрия в жизни и в искусстве"

Знакомство с постоянным  присутствием  геометрических  объектов  не  только  в  повседневной  жизни,  но  и  в  искусстве. Воспитание  ...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников". Учебник Л.С. Атанасян Геометрия 7-9.

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"....

Конспект урока геометрии в 7 классе "Мир геометрии"

Урок   «Мир геометрии». «Геометрия является самым могущественным средством  для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и  рассуждать...

Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими ...