Рабочая программа Геометрия 7 класс
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Рабочая программа Геометрия 7 класс  учебнику А. Г. Мерзляк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya7klrab_prog.merzlyak_nov.adocx_.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по геометрии для 7 класса МАОУ СОШ №26.

Данная программа разработана в соответствии:

 с  нормативными правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26.11.2100,22.09.2011, 18.12.2012 (п. 19.5;

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2100 №1897 «Об утверждении и введении в действии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования »

-  Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015.№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ

-Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

    Программа ориентирована на использование учебника «Геометрия. 7 класс» авторов А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир для учащихся общеобразовательных организаций.

  Данный предмет входит в образовательную область «Математика» .

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

       Цель обучения:

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.       

Задачи изучения  геометрии в 7 классе:

  • приобретение математических знаний и умений,
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности,
  • освоение компетенций,
  • развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
  • развивать у учащихся внимание, способность сосредоточиться, настойчивость, точную экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (символические, графические) средства.
  • Формировать навыки умственного труда, планирование своей деятельности, поиск рациональных путей ее выполнения, умение критически оценивать свою деятельность.
  • Развивать интерес к предмету, используя различные формы работы на уроках.

 

  Место предмета «геометрия» в образовательном процессе.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете геометрия,  об особенностях применения геометрии для решения научных и прикладных задач. Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение геометрии развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о геометрии как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Основной формой обучения математике является классно-урочные виды деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность через решение проектных задач, как в группах, так и индивидуально.

Методы обучения:  -рассказ, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам, наблюдение, демонстрация предметов или их изображений, измерение,  вычерчивание геометрических фигур,  моделировании, нахождение значений числовых выражений.

Сроки реализации программы : 1 учебный год.

                                                         В результате изучения курса геометрии в 7 классе обучающийся научится

Ученик научится:

Знать – понимать:

  • Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые;
  • какая фигура называется отрезком, лучом, углом;
  • какие геометрические фигуры называются равными;
  • какая точка называется серединой отрезка; какой луч называется биссектрисой угла;
  • какие углы называются смежными, вертикальными и какими свойствами они обладают;
  • какие прямые называются перпендикулярными;
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • какие треугольники называются равными;
  • определения медианы, биссектрисы, высоты треугольника, перпендикуляра к прямой;
  • определение окружности, ее элементы;
  • определение параллельных прямых;
  • названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей;
  • формулировки признаков параллельности прямых, аксиомы параллельных прямых и следствий из нее;
  • какой угол называется внешним углом треугольника;
  • какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным;
  • формулировки признаков равенства треугольников;
  • какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой;
  • что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными
  • прямыми.

Ученик получит возможность научиться:

Обозначать точки, прямые, отрезки, лучи, углы на рисунке, изображать случаи их взаимного расположения;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  • сравнивать и измерять отрезки и углы;
  • строить угол, смежный с данным;
  • изображать вертикальные углы и находить вертикальные и смежные углы на чертеже;
  • объяснить, какая фигура называется треугольником, назвать его элементы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  • показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов;
  • доказывать признаки параллельности прямых, свойства параллельных прямых;
  • уметь строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из ранее полученных утверждений; оценивать логическую правильность рассуждений;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  • доказывать изученные теоремы и их следствия;
  • уметь применять признаки и свойства изученных фигур при решении задач.

                     

Содержание тем учебного курса

№п/п

Список разделов и тем

Кол-во часов

Формируемые УУД по разделу

11

Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15

Формируемые ключевые компетенции: Ценностно-смысловая; учебно-познавательная; коммуникативная; информационная.

Знания и умения:

Приводить примеры геометрических фигур.

Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.

Формулировать:

определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;

свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.

Классифицировать углы.

Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).

Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.

Изображать: с помощью чертежных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.

Пояснять, что такое аксиома, определение.

Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые рассуждения.

22

Треугольники

18

Формируемые ключевые компетенции: Ценностно-смысловая; учебно-познавательная; коммуникативная; информационная.

Знания и умения:

Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.

Изображать и находить на рисунках равносторонние равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.

Классифицировать треугольники по сторонам и углам.

Формулировать:

определения остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника.

свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;

признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.

Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.

Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чем заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.

 Решать задачи на вычисление и доказательство.

33

Параллельные прямые.

 Сумма углов треугольника

16

Формируемые ключевые компетенции: Ценностно-смысловая; учебно-познавательная; коммуникативная; информационная.

Знания и умения:

 Распознавать на чертежах параллельные прямые.
Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые.
Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
Формулировать:
определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;
свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы улов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;
признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.

Решать задачи на вычисление и доказательство

44

Окружность и круг. Геометрические построения

16

Формируемые ключевые компетенции: Ценностно-смысловая; учебно-познавательная; коммуникативная; информационная.

Знания и умения:

 Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек 

 (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.


Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.
Формулировать:
определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник;
свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;
признаки касательной.
Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ;
о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.
Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Решать задачи на построение методом ГМТ.
Строить треугольник по трём сторонам.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение биссектрис углов треугольника;
признаки касательной.
Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ;
о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.
Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Решать задачи на построение методом ГМТ.
Строить треугольник по трём сторонам.

Решать задачи на вычисление, доказательство и построение

55

Повторение и систематизация учебного материала

5

Формируемые ключевые компетенции: Ценностно-смысловая; учебно-познавательная; коммуникативная; информационная

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Глава1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства

15

1-2

Точки и прямые

2

3-5

Отрезок и его длина. Практическая работа «Измерение длины сквера Сенчихина»

3

6-8

Луч. Угол. Измерение углов.

3

9-11

Смежные и вертикальные углы

3

12

Перпендикулярные прямые

1

13

Аксиомы

1

14

Повторение и систематизация учебного материала

1

15

Контрольная работа №1

1

Глава 2. Треугольники

18

16-17

Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника

2

18-22

Первый и второй признаки равенства треугольников

5

23-26

Равнобедренный треугольник и его свойства

4

27-28

Признаки равнобедренного треугольника

2

29-30

Третий признак равенства треугольников

2

31

Теоремы.

1

32

Повторение и систематизация учебного материала

1

33

Контрольная работа №2

1

Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника

16

34

Параллельные прямые

1

35-36

Признаки параллельности двух прямых

2

37-39

Свойства параллельных прямых. Сообщение «Параллельность улиц г. Улан-Удэ»

3

40-43

Сумма углов треугольника

4

44-45

Прямоугольный треугольник

2

46-47

Свойства прямоугольного треугольника

2

48

Повторение и систематизация учебного материала

1

49

Контрольная работа №3

1

Глава4. Окружность и круг. Геометрические построения

16

50-51

Геометрическое место точек. Окружность и круг

2

52-54

Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности

3

55-57

Описанная и вписанная окружности треугольника

3

58-60

Задачи на построение.

3

61-63

Метод ГМТ в задачах на построение.

3

64

Повторение и систематизация учебного материала.  Проект « Дизайн пришкольного       участка» МАОУ СОШ №26

1

65

Контрольная работа №4

1

Повторение и систематизация учебного материала

5

66-67

Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии7 класса

4

68

Итоговая контрольная работа

1

Итого

70

                                   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебная литература

                           А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский,М.С Якир.Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных     учреждений– М.:Вентана-Граф, 2012.

А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский,М.С Якир. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ– М.:Вентана-Граф, 2012.

Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир .Геометрия: 7 класс: методическое пособие– М.:Вентана-Граф, 2012

   Дополнительная и методическая литература.

А.П.Ершова, В.В.Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса.  – М.: Илекса, Харьков, 1998;

Н.Б.Мельникова и др. Геометрия. Дидакт. материалы для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1998

Электронные образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Уровень базовый, 2 часа в неделю...

Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС

Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...