Контрольно-измерительный материал по геометрии "Параллельные прямые"
учебно-методический материал по геометрии (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paral_prajm.docx | 335.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка формирующего и контрольно-измерительного материала по геометрии
(на примере темы: «Параллельные прямые»).
Разработчик:
Сабанова Ирина Назировна, учитель математики
МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания
Пояснительная записка.
Актуальность.
В последнее время интерес школьников и эффективность обучения их геометрии снижается. Об этом можно судить по результатам итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов. Перед учителем встаёт вопрос: как увлечь каждого ребёнка геометрией? На помощь может прийти дифференцированный подход в обучении, который обеспечивает личностно – ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.
Реализуя программу школьного математического образования, педагог должен создать условия, способствующие интеллектуальному развитию личности каждого ученика и формированию представления о геометрии, как науке, её истории, современном состоянии и приложениях.
Уровень освоения материала у разных школьников, в зависимости от их способностей, может быть разным. Не следует требовать от всех учеников заучивания всех определений, свойств, теорем и их доказательств. Тем более, что простое заучивание формулировок определений или доказательств теорем не приближает ученика к формированию геометрических представлений о соответствующем понятии или к пониманию доказательства соответствующей теоремы.
В некотором смысле геометрические представления о понятии важнее заученной формулировки его определения. Заученные формулировки забываются, а геометрические представления остаются. Формулировки можно посмотреть в справочной литературе, а геометрические представления нет.
Цель: Разработать формирующий и контрольно-измерительный материал по геометрии, реализующий уровневую дифференциацию обучения геометрии.
Задачи:
- Повышение мотивации и интереса школьников к обучению геометрии;
- Обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках и в процессе самостоятельного приобретения знаний;
- Повышение качества знаний по геометрии.
Описание разработки со спецификацией по её применению.
Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом.
Раздаточный материал предлагается учащимся на карточках (листах). Все задания, предложенные в разработке, делятся на две группы, каждая из которых разбивается на подгруппы (см. табл.1).
Задания | |||
Формирующие задания | Контрольно-измерительные задания | ||
Подготавливающие к восприятию нового учебного материала | Помогающие формированию новых знаний | Контролирующие уровень усвоения учебного материала | |
Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
Для работы с учащимися создаются задачи различного уровня сложности, который задаётся различным уровнем усвоения учебного материала (см. табл.2)
Уровни усвоения | Компоненты задачи | Деятельность ученика | ||
цель | Задачная ситуация | Способ решения (действия) | ||
0 Узнавание, понимание | задана | Задана (типовая) | внешне задан в виде правила (алгоритма | по аналогии с решенной задачей |
I Алгоритмический | задана | Задана (типовая) | явно не задан, воспроизводится по памяти, как ранее известный в виде алгоритма | репродуктивно-алгоритмическая |
II Эвристический | задана | задана неявно, требуется уточнение (не типовая, но знакомая) | не задан, требуется видоизменить известный или получить новый комбинацией из нескольких известных | продуктивно-эвристическая |
III Творческий | задана в общей форме | не задана, требуется найти подходящую ситуацию (проблемная) | не задан, создается новый, ранее не известный | продуктивно-творческая, исследовательская |
Назначение данной работы - осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений по геометрии каждого учащегося.
Документы, определяющие содержание разработки.
Содержание и структура работы разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Примерные программы основного общего образования. Математика – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения).
4. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений/ В.Ф.Бутузов. – М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
5. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 класс. ФГОС/ Мищенко Т.М. - М.: Просвещение, 2014
Подходы к отбору содержания и разработке структуры представленных материалов.
Проверяемые умения, содержание и тип заданий определялись с учетом целей изучения геометрии, сформулированных в стандарте среднего(полного) общего образования и рабочей программы к учебнику Л.С.Атанасяна.
Изучение направлено на развитие школьника, освоение основных геометрических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, воспитание критичности мышления, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основной целью работы является проверка и оценка способности учащихся применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики.
Для проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся были использованы следующие подходы и структура формирующих и контрольно-измерительных материалов:
1) Содержание заданий обеспечивает проверку достижения планируемых результатов по геометрии
2) В заданиях, включенных в работу, представлены учебные и жизненные ситуации, которые можно разрешить, используя полученные знания.
3) Проверка планируемых результатов преимущественно проводится с помощью текстовых задач и задач по готовым чертежам.
4) Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений работа содержит задания трёх уровней сложности – базового, среднего и повышенного.
5) Каждый вариант включает задания, различающиеся по тематике и уровню сложности.
6) Задания базового уровня размещены в начале текста работы, а задания повышенного уровня находятся в конце.
7) В работу включены задания разного типа:
- с записью краткого ответа;
- на установление соответствий;
- с выбором ответа из предложенных вариантов;
- На восстановление доказательных рассуждений
- с записью развернутого решения
Формирующие и контрольно-измерительные материалы.
Далее мы предлагаем рассмотреть формирующие и контрольно-измерительные материалы по геометрии на примере изучения темы «Параллельные прямые» (7 класс).
- «Определение параллельных прямых» (задания, подготавливающие к восприятию нового учебного материала)
А) Две прямые называются _______________________ , если они образуют при пересечении угол равный 900. Б) Прямые называются параллельными, если ________________ _______________________________________________________ . В) Прямые называются пересекающимися, если ______________ _______________________________________________________.
а) прямые d и а ___________________ б) прямые а и b___________________ в) прямые b и с __________________ г) прямые с и d ___________________ д) прямые а и с __________________ |
- «Первый признак параллельности» (задания, помогающие формированию новых знаний по изучаемой теме)
Примечание1: задания на тему «Второй и третий признаки параллельности прямых» создаются аналогично заданиям на «первый признак параллельности».
Примечание2: Задания могут выполняться учащимися самостоятельно, совместно с учителем или в малых группах в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Если при пересечении _____________прямых секущей накрест лежащие углы _________, то прямые _________________________. |
Дано: а, в, с – прямые ас=М вс=N ˪1= ˪2 – накрест лежащие Доказать: а//в Доказательство.
NO =OM ( по ____________ ) ˪1= ˪2 ( по ___________ ) ˪3= ˪4 ( как ____________ углы) Значит ∆_____ = ∆______ (по __________________________)
NO -------- ˪ ___ ˪_____= ˪_____=90 0 Но NO =OM
|
- «Определение параллельных прямых. Первый признак параллельности двух прямых на плоскости » (Контрольно-измерительный материал для промежуточного контроля).
Примечание: Каждый учащийся в праве самостоятельно определить уровень сложности выбираемого задания.
«3» | Пользуясь чертежом, найдите пару углов. Накрест лежащие углы: __________ Односторонние углы:____________ Соответственные углы:__________ |
«4» | Выяснить, параллельны ли прямые а и в. |
«5» | Доказать, что АВ//СД. |
- «Второй и третий признаки параллельности прямых» (Контрольно-измерительный материал для промежуточного контроля)
Примечание: Каждый учащийся в праве самостоятельно определить уровень сложности выбираемого задания.
«3» | Выяснить, параллельны ли прямые а и в. А) Б)
|
«4» | Пересекаются ли изображённые на рисунке прямые а и с ? |
«5» | Дано: ∆АВС: ˪А= 400, ˪В= 700 ВС- биссектриса ˪АВД Доказать: АС//ВД |
- «Аксиома параллельных прямых» (задания, помогающие формированию новых знаний по изучаемой теме)
А) _______________________ - это утверждение, не требующее доказательства. Б) Через любые ______ точки проходит _______________ , и притом только ______________ . В) На любом луче от его ______________ можно отложить отрезок равный данному, и притом только ____________ . 2) Сформулируйте и запишите аксиому параллельных прямых. |
- «Свойства параллельных прямых» (Контрольно-измерительный материал для промежуточного контроля)
«3» | Сформулируйте утверждение, обратное данному | |
1. «Если светит солнце, то сейчас день» | ____________________________________________________________ | |
2. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. | ________________________________________________________________________________ | |
3. Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны. | ________________________________________________________________________________ | |
4. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180 0, то прямые параллельны. | ____________________________________________________________ | |
«4» | Сформулируйте утверждение обратное утверждению №2 и проведите его доказательство. Дано: а//в, с – секущая ˪1и ˪2 – накрест лежащие Доказать: ˪1= ˪2 Доказательство: (метод от _________________) 1) Предположим ˪1≠ ˪2. Построим на луче МN угол NМР, равный углу 2, так, чтобы ˪2 и ˪ NМР были накрест лежащими при пересечении прямых_____и ____ секущей ______. 2) Тогда РМ//___. 3) Получили, что через точку М проходят ___ прямые параллельные прямой в. Но это противоречит _____________параллельных прямых. Значит, наше предположение оказалось неверным, остаётся признать, что ________. | |
«5» | Докажите одно из обратных утверждений (№3 или №4) |
- «Параллельные прямые» (контрольно-измерительный материал, для проведения промежуточного контроля).
Примечание: на отметку «3» необходимо выполнить первые 2 задания; На отметку «4» -первые 3 задания; На отметку «5» - все задания.
«3» | 1)Используя рисунок, определите пары параллельных прямых 2) Выберите верные утверждения, если а//в, с - секущая и ˪1=70 0 . А) ˪2= 700 Б) ˪2 и ˪4 - смежные В) ˪2 и ˪3 - соответственные Г) ˪1+ ˪2= 1800 Д) ˪3= 1100 |
«4» |
|
«5» | Параллельны ли, прямые а и в? Почему? |
- «Параллельные прямые» (контрольно-измерительный материал, для проведения итогового контроля).
Описание:
1) Работа включает 6 заданий, различающихся по тематике и уровню сложности.
2) В работе из 6 заданий: 4 задания базового уровня и 2 задания имеют средний и повышенный уровень сложности.
3) Задания базового уровня размещены в начале текста работы, а задания повышенного уровня находятся в конце.
4) В связи с необходимостью контроля и диагностики всего блока планируемых результатов, работа может быть представлена в двух или более вариантах. Варианты равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
Уровень сложности | Номер задания | Содержание задания | Максимальное количество баллов |
А | 1 2 3 | Несложное задание, проверяющее знание образовательных стандартов (запомнил – воспроизвёл). | 1 балл 1 балл 4 балла |
В | 4 5 | Более сложное задание, не выходящее за рамки стандартов, соответствующее уровню применения ЗУН. | 2 балла 3 балла |
С | 6 | Сложное задание, но находящееся в рамках программы, требующее умение применять знания в нестандартной ситуации, проявить смекалку, элементы творчества. | 4 балла |
ИТОГО: | 15 баллов |
Проверка и оценивание результатов КИМ
задание | баллы | Правильность(ошибочность) решения |
№1 | 1 | Полное верное решение |
0 | Неверное решение | |
№2 | 1 | Полное верное решение |
0 | Неверное решение | |
№3 | 1 | Верно найдено одно утверждение |
2 | Верно найдено два утверждения | |
3 | Верно найдено три утверждения | |
4 | Полное верное решение | |
№4 | 2 | Полное верное решение или имеются небольшие недочёты, в целом не влияющие на решение |
0 | Неверное решение | |
№5 | 3 | Полное верное решение или имеются небольшие недочёты, в целом не влияющие на решение. |
2 | Верно выполнен чертёж к задаче и дан ответ на один из вопросов задачи | |
1 | Верно выполнен чертёж к задаче | |
0 | Неверное решение | |
№6 | 4 | Полное верное решение |
0 | Неверное решение |
Отметка за контрольную работу выставляется в соответствии со следующей шкалой пересчета:
Количество баллов | Отметка по пятибалльной шкале |
0-5 | «2» |
6-8 | «3» |
9-10 | «4» |
11-15 | «5» |
Предлагаем вашему вниманию один из возможных вариантов контрольной работы.
Контрольная работа по теме «Параллельные прямые»
Список литературы:
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций- 3-е изд.- М. : Просвещение, 2014.- 383 с.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы основного общего образования. Математика – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67с. – (Стандарты второго поколения).
- Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 класс. ФГОС/ Мищенко Т.М. - М.: Просвещение, 2014
- Технологии развивающего образования / Селевко Г.К.- издательство НИИ школьных технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по геометрии 10 класс по теме: «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»
Контрольно-измерительные материалы по геометрии 10 класс по теме: «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей».Данный документ состоит из : Зачетной и контрольной работ по теме: « Аксиом...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольно-измерительный материал по английскому языку за курс 6 класса в форме итоговой контрольной работы.
В ходе контрольной работы проверяются следующие умения: - умение понимать на слух основное содержание текста с опорой и без опоры на зрительную наглядность...
Контрольно-измерительный материал Контрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы»
Контрольно-измерительный материалКонтрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы» Контрольная работа приведена в ...
Контрольно измерительный материал для 6 класса . Контрольная работа Человек в социальном измерении
Контрольно измерительный материал для 6 класса . Контрольная работа Человек в социальном измерении...
Методическая разработка по теме "Контрольно-измерительный материал для проверки усвоения геометрического материала учащимися с интеллектуальными нарушениями" 5 класс
Данная разработка поможет педагогам, работающим в специальных (коррекционных) школах дял детей с интеллектуальными нарушениями провести итоговое тестирование обучающихся по геометрическому материалу в...
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета (контрольная работа) в рамках образовательных программ среднего профессионального образования (ППССЗ) по учебной дисциплине ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ
Комплект измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД.11«Экология».КИМ вкл...