Статья Организация исследовательской деятельности при обучении геометрии
статья по геометрии (7 класс)

Домнина Екатерина Игоревна

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности при обучении геометрии

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)

Геометрия – наука «рождённая» самой жизнью, поэтому решаемые с её помощью задачи – жизненные задачи. Постановка жизненных задач и методы их решения – вот, на мой взгляд, основная задача геометрии.

Исследовательский интерес - качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. Усвоение предметного материала из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию ребенка.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.

В исследовании можно выделить четыре обязательных этапа, которые и образуют основную структуру учебного исследования.

Постановка        Выдвижение        Проверка        Установление

проблемы или гипотезы        гипотезы        гипотезы        закономерности

Освоение учениками общих приемов работы с геометрическим материалом дает возможность им самостоятельно включаться в исследовательскую деятельность, дает независимость от учителя в поиске новых знаний, способность самостоятельно осуществлять учебные исследования.

Главным результатом исследовательской деятельности на уроке геометрии является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

В процессе организации исследовательской деятельности использую задачи исследовательского характера для: введения изучения новой темы; самостоятельного установления школьниками какого-либо факта, подлежащего изучению; иллюстрации этого факта; более глубокого усвоения теоретического материала; выработки некоторых необходимых умений и навыков в целях контроля и самоконтроля; по повышению интереса к математике; приобщения учащихся к деятельности творческого характера, для развития у школьников математического мышления, а также в целях воспитания.

Учебные исследовательские задачи учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. К исследовательским задачам относятся задачи 1-5 из вариантов ОГЭ последнего года и часть задач по геометрии. В школьном курсе геометрии основной школы очень мало задач на исследование, что не позволяет учащимся успешно справиться с подобными задачами на едином государственном экзамене. Целесообразно начинать формирование исследовательской деятельности с начала изучения геометрии. В силу специфики предмета невозможно на каждом уроке решать задачи исследовательского характера, поэтому делать это необходимо целенаправленно и поэтапно.

При организации исследовательской деятельности на уроках геометрии в качестве средств обучения использую рабочую карту исследования.

С помощью рабочей карты исследования формируется процедура исследования, умение решать нестандартные задачи. В карте отражены этапы учебного исследования: исходная задача, проблема, пробы, таблицы результатов, гипотезы, проверка гипотез, доказательство (опровержение) гипотез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся"

Данная статья предназначена для учителей математики. Она размещена на разных сайтах и опубликована в сборнике научных трудов....

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании природных объектов Николо- Березовского поселения".

      Систематическая научно-исследовательская работа – один из путей творческого восприятия современных наук. Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурно...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"

Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....

Статья. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения биологии

Статья посвящена вопросу организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения биологии....

Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."

Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь...

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"

Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании объектов зелёной зоны города Кронштадта"...

Статья "Организация исследовательской деятельности при изучении геометрии в 5-6 классах на примере темы «Правильные многоугольники. Паркеты» "

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперим...