Рабочая программа по геометрии для 9 класса к учебнику Л.С.Атанасяна
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Жукова Татьяна Георгиевна

Рабочая программа составлена из расчета 68 часов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_9a_klass.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

РАЗРАБОТАНО и ПРИНЯТО

решением

 Педагогического совета

 ГБОУ средней школы № 296

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Протокол № 1

от 30 августа         2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом  №134 от 30.08.2019

Директор ГБОУ средней школы № 296

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

____________ /С.А.Алексеева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОМЕТРИЯ

для 9а класса

учебный год 2019-2020

Жукова Т.Г.,

учитель математики

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

        2019

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Геометрия» 9 класс.

Нормативная основа программы

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ФГОС основного общего образования) (ред. от 31.12.2015 г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Устав ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
  • Учебный план ГБОУ средней школы № 296 на 2019-2020 учебный год;
  • Авторская программа по геометрии: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.

                   Геометрия 7-9  М., «Просвещение» 2014 г.ФГОС

Цели и задачи обучения предмету «Геометрия» в 9 классе

Цели:

  • овладевать системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
  • освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснование выбора решений;
  • развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии и азы стереометрии;
  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов и процессов.

Задачи:

  • научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
  • познакомить с использованием векторов и методом координат при решении геометрических задач;
  • развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
  • расширить знания обучающихся о многоугольниках;
  • рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
  • познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами;
  • дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану в образовательном учреждении на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Межпредметные связи: алгебра, физика, информатика, химия, биология, искусство

Планируемые результаты освоения учебного курса обучающимися :

личностные:

  • сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать  выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение понимать и использовать  средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

  • умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать геометрические  утверждения;
  • умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

  • осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
  • представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • систематические знания о фигурах и их свойствах;
  • практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
  • проводить практические расчёты.

Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса

Обучающиеся  научатся:

  • выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
  • решать простейшие задачи в координатах;
  • применять векторы и координаты при решении задач;
  • решать треугольники; применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
  • решать задачи на построение правильных многоугольников, нахождение длины и площади круга;
  • строить образы фигур при осевой и центральной симметрии, параллельном переносе, повороте;
  • применять систему математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности;
  • доказывать все основные теоремы курса геометрии за 9 класс.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • работать с координатами вектора;
  • различать уравнения окружности и прямой;
  •  использовать соотношения между сторонами и углами треугольника;
  • пользоваться  скалярным произведением векторов и применять его в геометрических задачах;
  • использовать  синус, косинус и тангенс угла, теоремы синусов и косинусов при решении задач;
  • находить длину окружности и площадь круга;
  • различать многоугольники правильные, какие окружности описаны около правильного многоугольника и вписаны в него;
  • определять  движением и различать какие бывают движения;
  • распознавать что такое планиметрия и стереометрия, какие бывают геометрические тела и поверхности, многогранники, тела и поверхности вращения.

Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

  • словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
  •  наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентации.
  •  практические методы: самостоятельные работы, компьютерные тренинги, компьютерные и обычные тестовые работы, проводимые как в классе, так и дома.

Активные методы обучения:

  • проблемные ситуации
  • групповая и парная работа

Средства обучения:

  • для обучающихся : учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • итоговый,
  • срезовый

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • контрольная работа;
  • устный или письменный зачет;
  • тест;
  • компьютерное тестирование;
  • фронтальный опрос;
  • индивидуальные разноуровневые задания

Нормы оценки знаний

Знания, умения и навыки обучающихся по геометрии оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Промежуточная аттестация проводится в форме устных и письменных зачетов, тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

Письменная проверка знаний, умений и навыков

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам;
  • построение чертежей, не соответствующих условиям задачи.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • небрежное выполнение чертежей;
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается.

Оценка устных ответов.

В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако обучающимся не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:

  • Т.А.Бурмистрова, «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы». М., «Просвещение», 2009
  • Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Поздняк, И. И. Юдина, Учебник для  общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы». М., «Просвещение», 2013
  • Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, и др., Методическое пособие к учебнику. Изучение геометрии в 7-9 классах. М.. «Просвещение»,2010
  • Б. Г. Зив, В. А. Гольдич, «Дидактические материалы по геометрии. 9 класс». М., «Просвещение», 2010
  • А. Н. Рурукин, КИМ. Геометрия.9 класс. М., «ВАКО»,2012
  • Н. Ф. Гаврилова, «Поурочные разработки. Геометрия.9 класс». М., «ВАКО», 2012

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (кратко)

1

Повторение курса геометрии 8 класса.

6

Формулы площадей четырехугольников. Вписанная и описанная окружность.

Понятие вектора.

2

Метод координат.

10

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

4

Длина окружности и площадь круга.

11

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

5

Движения.

8

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

6

Начальные сведения из стереометрии.

10

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Об аксиомах геометрии (беседа).

7

Повторение.

11

Повторение основных тем курса геометрии основной школы.

ИТОГО

68

Приложение № 2 к Положению о рабочей программе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Год обучения: 2019-2020                Предмет: геометрия                        Учитель: Жукова Т.Г.                Класс: 9а

№п.п.

Название темы (раздела)

Количество часов, отведенное
на изучение темы (раздела)

Контроль
(с указанием формы контроля)

По плану

Дано
фактически

По плану

Проведено
фактически

1

Повторение курса геометрии 8 класса

6

 1

2

Метод координат

10

 1

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

 1

4

Длина окружности и площадь круга

12

1

5

Движения

8

            1

6

Начальные сведения из стереометрии

10

7

Повторение

11

1

ИТОГО:

68

 6

Календарно-тематическое планирование

Год обучения: 2019-2020                Предмет: геометрия                        Учитель: Жукова Т.Г.                        Класс: 9а

№ п/п

№ урока

дата

Тема урока

Вид контроля

по плану

по факту

Повторение курса геометрии 8 класса (6ч)

1

1

Четырехугольники

2

2

Площади четырехугольников

3

3

Подобие треугольников

4

4

Окружности, касательная к окружности

5

5

Векторы

6

6

Контрольная работа №1 (вводный контроль)

Контрольная работа

Метод координат (10ч)

7

1

Координаты вектора

8

2

Координаты вектора

9

3

Простейшие задачи в координатах

10

4

Простейшие задачи в координатах

11

5

Уравнение окружности и прямой

12

6

Уравнение окружности и прямой

13

7

Уравнение окружности и прямой

14

8

Решение задач

15

9

Решение задач

16

10

Контрольная работа №2 «Метод координат»

Контрольная работа

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11ч)

17

1

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

18

2

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

19

3

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

20

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

21

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника

22

6

Соотношения между сторонами и углами треугольника

23

7

Соотношения между сторонами и углами треугольника

24

8

Скалярное произведение векторов

25

9

Скалярное произведение векторов

26

10

Скалярное произведение векторов

27

11

Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Контрольная работа

Длина окружности и площадь круга (12ч)

28

1

Правильные многоугольники

29

2

Правильные многоугольники

30

3

Правильные многоугольники

31

4

Правильные многоугольники

32

5

Правильные многоугольники

33

6

Длина окружности и площадь круга

34

7

Длина окружности и площадь круга

35

8

Длина окружности и площадь круга

36

9

Длина окружности и площадь круга

37

10

Решение задач

38

11

Решение задач

39

12

Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга»

Контрольная работа

Движения (8ч)

40

1

Понятие движения

41

2

Симметрия. Осевая симметрия, центральная симметрия

42

3

Симметрия. Осевая симметрия, центральная симметрия

43

4

Параллельный перенос и поворот

44

5

Параллельный перенос и поворот

45

6

Параллельный перенос и поворот

46

7

Решение задач

47

8

Контрольная работа №5 «Движения»

Контрольная работа

Начальные сведения из стереометрии (10ч)

48

1

Многогранник

49

2

Многогранники

50

3

Многогранники

51

4

Многогранники

52

5

Многогранники

53

6

Тела и поверхности вращения

54

7

Тела и поверхности вращения

55

8

Тела и поверхности вращения

56

9

Тела и поверхности вращения

57

10

Об аксиомах планиметрии

Повторение (11ч)

58

1

Решение задач по теме «Векторы и метод координат»

59

2

Площади

60

3

Окружность

61

4

Подобие

62

5

Теорема Пифагора

63

6

Правильные многоугольники

64

7

Длина окружности и площадь круга

65

8

Контрольная работа №6 по повторению

Контрольная работа

66

9

Работа над ошибками

67

10

Итоговый урок

68

11

Итоговый урок


 

____________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс (по учебнику Л.С.Атанасяна и др.)

Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразователь...

Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Л.С.Атанасяна

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспе...

Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна

Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна...

Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна

Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна с календарно-тематическим планом...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна и др.

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдиной. Общее количество часов на год - 68 часов....

рабочая программа по геометрии , 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна

Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, автор Т.А.Бурмистрова «Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы», Москва, «Просвящение», 20...

Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.

Рабочая программа по геометрии  11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.1 час в неделю, всего 34 урока....